Interfax-Russia.ru - Производитель первого российского спорткара предлагает покупателям забирать машины с завода в Таганроге. Ход рассчитан на желающих сэкономить на дилерской наценке.
О планах выпустить первый российский спортивный автомобиль-купе Aquila ООО "Таганрогский автомобильный завод" (ТаГАЗ) заявило год назад. К тому времени производитель уже имел серьезные долги. Поэтому выпуск спортивной модели по приемлемой цене многие эксперты расценили как попытку ТагАЗа вдохнуть новую жизнь в производство и частично рассчитаться с долгами.
Первоначально старт продаж намечался на лето 2012 года, но затем сдвинулся на 2013 год. В январе компания сообщила, что готова начать продажи новой модели с 15 марта. При этом ТагАЗ выбрал непривычный для России способ продаж - самовывоз с завода.
Представитель ТагАЗ Денис Поваляев рассказал Interfax-Russia.ru, что купить Aquila можно будет не только самовывозом, но и привычным способом: машину также будут поставлять в дилерские центры.
"Просто на этапе старта мы даем такую возможность покупателям - приобрести машину с завода без дилерской наценки. Таким образом, мы расширяем целевую аудиторию до тех, кто не готов переплачивать эту наценку", - пояснил он.
Впрочем, машина и так входит в бюджетный сегмент, рассчитанный на массового потребителя. Если покупатель приедет за автомобилем на завод в Таганрог, то цена спорткара для него составит 415 тыс. рублей. Но часть потребителей и автодилеров сомневается в эффективности такого подхода, поскольку не ясно, сохранится ли при покупке с завода возможность тест-драйва, и как будет обстоять дело с гарантийными обязательствами.
По словам представителя ТагАЗ, те, кто привык покупать автомобили в салоне, смогут это сделать чуть позже, но уже по другой цене. Когда именно, он не уточнил. Цена авто в салоне вырастет незначительно - на 5-7%, то есть составит около 435-445 тыс. рублей.
"Возможно, это какой-то маркетинговый ход. Но в большей степени это выглядит как недоразумение. Если жители Юга и Кавказа могут съездить за автомобилем, так как им недалеко, то что делать, например, петербуржцу или челябинцу? Нанимать эвакуатор? А как быть в случае поломки? Буксировать обратно на завод?" - задается резонным вопросом аналитик агентства "Автостат" Азат Тимерханов.
По его мнению, ТагАЗ, создавая Aquila, рассчитывал преимущественно на молодежь. "Доводилось слышать предположение, что основными покупателями могут стать жители Юга и Кавказа. Считаю, что это вполне логично. Во-первых, эти регионы географически близки к Таганрогу. Во-вторых, заряженные автомобили всегда ценились у южан и кавказцев. А, учитывая озвученную цену, Aquila становится еще привлекательнее", - сказал Interfax-Russia.ru эксперт "Автостата".
Представители завода рассказали, что к настоящему времени ТагАЗ получил уже более 500 писем-заявок (их можно оставлять через специальную форму на сайте компании) от желающих купить первый российский спорткар. При этом аудитория желающих купить такую машину значительно шире, считают эксперты. В компании опровергли предположение, что машину будет покупать лишь молодежь, так как заявки оставляют люди в возрасте от 20 до 60 лет, причем, как мужчины, так и женщины.
"Письма разные, их география тоже достаточно широкая. Из Москвы, Самары, Челябинска, Санкт-Петербурга", - рассказал представитель ТагАЗ. Часть клиентов не готова приехать за машиной на завод и будет ждать ее поступления в дилерскую сеть своего города. А те, кто живет поближе, на юге, заявили о желании воспользоваться предложением самовывоза.
Эксперты убеждены, что ТагАЗ таким образом делает ставку на жителей Северного Кавказа. По мнению президента консалтинговой компании "Контакт-эксперт" Григория Трусова, этот маркетинговый прием, использовавшийся ранее в Америке, рассчитан на демонстрационное потребление, к которому склонны жители Юга России.
"Забрать машину с завода без переплаты - правильное решение с точки зрения аудитории, на которую она рассчитана. Люди с деревенским, в хорошем смысле этого слова, прагматизмом не хотят переплачивать и готовы проехать тысячу километров для того, чтобы "поступить по-умному" и удачно сэкономить на покупке", - заявил он "Известиям".
О количестве выпущенных машин "ТагАЗ" пока не сообщает, однако известно, что пока выпущены лишь предсерийные автомобили. Серийно Aquila начнут выпускать в феврале. Год назад представители завода заявляли, что планируется выпустить 1,5 тыс. автомобилей.
Компания пока не озвучивает своих ожиданий по продажам в этом году. Однако в ходе переговоров с дилерами о поставках Aquila уже достигнуты определенные договоренности, сообщил представитель завода Денис Поваляев, отказавшись более подробно рассказать об этих договоренностях, сославшись на то, что это также закрытая информация.
Спорткар Таганрогского завода будет выходить в четырехдверной версии с двигателем 1,6 л, пятиступенчатой механической коробкой передач мощностью 107 л.с. Двигатель и коробка - разработки Mitsubishi. Как сообщили Interfax-Russia.ru в отделе по работе с клиентами ТаГАЗ, выпуск версии спорткара с автоматической коробкой передач пока не планируется.
В Aquila будет кондиционер, спортивные сиденья с отделкой из кожи, литые диски 18 дюймов, электростеклоподъемники, центральный замок, зеркала с электроприводом и обогревом, аудиосистема, гидроусилитель руля, АБС и подушки безопасности.
Аналитики пока затрудняются говорить о перспективах Aquila на российском рынке. "По приведенным техническим характеристикам судить сложно. А что касается рыночных перспектив, то будущее самого ТагАЗа выглядит весьма туманно. К тому же, это специфичная модель, и рассчитывать на то, что она поможет автозаводу решить серьезные проблемы, пока не приходится", - считает аналитик "Автостата" Азат Тимерханов
Пока же на ТагАЗ действует процедура внешнего наблюдения, недавно ее продлили до 13 марта. Временным управляющим выступает член НП "Поволжская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих" Эдуард Шахкулов. В середине января он попросил суд отложить рассмотрение отчета о ходе наблюдения до марта.
Общий объем долга ТагАЗ перед 12 банками-кредиторами составляет около 21 млрд рублей. Из-за большой задолженности компания в июне 2012 года обратилась в Арбитражный суд с просьбой признать себя банкротом, а также заявляла о массовом сокращении сотрудников. Но так как ТагАЗ является градообразующим предприятием, власти Ростовской области помогают держать эту непростую ситуацию под контролем.
Обозреватель Евгения Артемова