Interfax-Russia.ru - Праздники в ЮФО завершились дорожно-транспортным кошмаром.
Юг России по-прежнему остается одним из самых опасных регионов России по количеству дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий. В январе МЧС опубликовало "Долгосрочный прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций по территории Южного федерального округа на 2009 год", где с печалью констатируется: "Проанализировав данные по техногенным источникам ЧС, начиная с 2004 года, по Южному федеральному округу, видно, что они остаются в пределах среднемноголетних значений, и в 2009 году факторов для их снижения нет. В основном рост происходит за счет пожаров в жилом секторе и ДТП".
Действительно, травматизм и гибель людей на дорогах давно уже стали в округе недоброй традицией, особенно за последнюю "пятилетку". Рост количества ДТП и числа пострадавших в них, как справедливо отмечено в прогнозе МЧС, был отмечен в 2004 году, в 2005 году ЮФО вышел в число лидеров в России по количеству погибших на дорогах: здесь на 100 пострадавших в авариях приходилось 17 погибших (по России - 10 погибших на 100 пострадавших).
В 2007 году тревожную ситуацию на Юге особо отметил Дмитрий Медведев (в то время - первый заместитель председателя правительства РФ), призывая сократить смертность в результате ДТП в течение двух лет хотя бы на треть.
"Ситуация на российских дорогах сравнима с боевыми действиями, особенно тяжелое положение на федеральных трассах южного направления", - сказал тогда Медведев.
Увы, судя по нынешней статистике аварий и жертв, ситуация не изменилась. Правда, в 2008 году на территории ЮФО удалось несколько снизить общее число аварий. Зато тяжесть последствий дорожных инцидентов выросла почти на 10%.
Что касается нынешнего года, то показатели по аварийности на дорогах идут на рекорд. По итогам первого полугодия, на территории ЮФО в результате ДТП пострадал 13 тыс. 171 человек, погибло 1 тыс. 828 человек, т.е. в среднем 304 человека в месяц.
Но и это - не предел. В июле на дорогах пострадало 2 тыс. 663 человека, из них 401 человек погиб. В связи с этим заместитель полномочного представителя президента РФ Николай Федоряк в ЮФО вынужден был выступить со специальным заявлением. Он заявил: "Ситуацию, которая сложилась на автодорогах Юга России в последнее время, можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительную. В июле этого года в ряде субъектов нашего округа произошли крупные дорожно-транспортные происшествия, имевшие широкий общественный резонанс, в которых пострадали и погибли люди. За один месяц в округе зарегистрировано больше дорожно-транспортных происшествий с особо тяжкими последствиями, чем за весь предыдущий период 2009 года".
Если в среднем в субъектах Российской Федерации в пределах округа на 100 километров автодорог происходит от 8 до 20 ДТП, то на Юге этот показатель превышает 30 происшествий. Как подчеркнул Федоряк, трагические последствия произошедших аварий также объясняются снижением контроля на дорогах, участившимися случаями грубых нарушений ПДД участниками дорожного движения, низким качеством дорожного покрытия и пропускной способностью автотрасс.
Напомним, что 24 июля на трассе "Дон" произошла страшная авария, которая унесла жизни 21 человека: неподалеку от села Самарское примерно в 60 км от Ростова-на-Дону масловоз, выехав на встречную полосу движения, "лоб в лоб" столкнулся с рейсовым автобусом. На жуткое ЧП откликнулся президент России. Дмитрий Медведев расценил случившееся как преступление и заявил: "Мы не можем хоронить такое количество людей из-за того, что у нас так организован процесс управления дорожным движением".
Однако, судя по всему, и на сей раз гневные слова президента не возымели своего действия. По крайней мере, на южных окраинах страны. Судя по началу ноября, этот месяц может стать не менее "урожайным" по количеству жертв, нежели июль. Более того, двумя крупными автокатастрофами ЮФО отметился не просто так, а во всероссийский праздник День народного единства и наутро после него.
Первое ДТП произошло в Ставропольском крае, на 16-м километре автодороги Буденновск-Ачикулак, примерно в 20 километрах от города Буденновска. Коммерческий автобус Setra, принадлежащий, по предварительным данным, жительнице Дагестана - частному предпринимателю, направлялся из Хасавюрта в Пятигорск. В салоне автобуса, совершающего коммерческие рейсы раз в неделю, находились 28 человек, все - жители Дагестана. Большинство пассажиров были так называемые "челноки", то есть мелкие торговцы, которые направлялись на известные пятигорские оптовые рынки "Людмила" и "Лира", планируя закупить товары для их последующей перепродажи в Дагестане. До пункта назначения оставалось около трех часов, когда автобус неожиданно сошел с трассы и упал на правую сторону обочины.
"Раздался страшный звук, автобус полетел вниз, ударился о дерево и перевернулся", - рассказала одна из потерпевших. По предварительной версии, причиной аварии послужила неисправность машины.
"Следствию предстоит выяснить, кто отвечал за исправность автобуса, у которого во время выполнения коммерческого рейса лопнуло колесо, что и стало причиной серьезной аварии", - сообщил Interfax-Russia.ru начальник ОВД Буденновска Владимир Сиваков.
В результате ДТП погибли четыре человека, в том числе один из водителей. Его напарник в тяжелом состоянии доставлен в реанимацию. "Среди погибших мужчина 1978 года рождения - водитель рейсового автобуса и женщина 1978 года рождения. Личности еще двух жертв - также женщин - еще устанавливаются", - сообщил Interfax-Russia.ru руководитель пресс-службы Главного управления МЧС по Ставропольскому краю Олег Дегтярев.
Всего же в стационар краевого центра специализированных видов медицинской помощи N1, расположенный в Буденновске, поступили 19 пассажиров, из них 11 были госпитализированы, остальные проходят амбулаторное лечение. "Состояние двоих госпитализированных можно назвать крайне тяжелым, четверых - тяжелым, еще шесть пациентов находятся в состоянии средней тяжести", - сообщила заместитель главного врача краевого центра специализированных видов медицинской помощи N1 Светлана Беженова. У большинства госпитализированных переломы и ушибы, есть и черепно-мозговые травмы.
По словам находившихся в автобусе женщин, первых раненых с места происшествия увозили попутными машинами. Именно от водителей "попуток" и доставленных жертв впервые стало известно о происшествии: так случилось, что на месте аварии мобильная связь практически отсутствовала.
Как говорят пассажиры, оба водителя были хорошо знакомы с маршрутом. "Отличные ребята, никогда не гнали по трассе. Не знаю, что случилось", - сокрушенно удивляется одна из пострадавших.
Следователи уточняют также, что необходимые документы на рейс были оформлены в надлежащем порядке. По факту ДТП возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Некоторым пассажирам понадобилась помощь психологов, поэтому допрос некоторых свидетелей следователи смогли начать не сразу. Насколько был исправен автобус, и зависело ли от водителя его техническое состояние, должна показать экспертиза.
В Буденновск прибывают родственники пострадавших. Для временного ночлега в местной гостинице подготовили места для всех желающих.
В настоящее время в реанимации остается один человек, остальные - в отделениях нейрохирургии и травматологии. Одна из пассажирок находилась на седьмом месяце беременности. Ей пришлось делать кесарево сечение и принимать роды. Операция прошла успешно, женщина переведена из реанимации в родильное отделение. Младенец - девочка - находится под наблюдением врачей.
По странному совпадению, 4 ноября эта "аварийная" роженица на Юге оказалась не последней. Примерно около девяти часов вечера в тот же день, но уже в Тракторозаводском районе Волгограда, столкнулись иномарка и маршрутная "Газель", в результате чего три человека получили травмы. Одна из пассажирок, беременная женщина, прямо с места происшествия была отправлена в роддом.
Если так пойдет и дальше, то российским дорожным инспекторам возможно придется овладевать специальностью акушера-гинеколога, чтобы принимать роды непосредственно на месте ДТП. С другой стороны их коллеги в США давно уже проходят соответствующую подготовку…
Утро 5 ноября принесло еще более жуткие известия. И они тоже связаны с оптовым рынком Пятигорска, хотя страшная авария произошла не на Ставрополье, а в Зольском районе соседней Кабардино-Балкарии. На федеральной трассе "Кавказ" между населенными пунктами Малка и Куба-Таба в 7:24 мск при лобовом столкновении грузовика MAN и микроавтобуса "Соболь" погибли восемь и пострадали шесть человек. Автобус совершал коммерческий рейс из города Нарткала (административный центр Урванского района КБР) в Нальчик. Так же, как и в случае на Ставрополье, пассажиры направлялись на оптовый рынок. На 581-м километре трассы маршрутка выехала на встречную полосу движения и столкнулась с грузовиком. "Соболь" был разбит, что называется, всмятку, фуру грузовика от удара развернуло поперек дороги.
Среди погибших шесть женщин, среди раненых - один ребенок. Погиб также водитель микроавтобуса. Один из пострадавших доставлен в республиканскую клиническую больницу в Нальчик, двое находятся в Баксанской райбольнице и трое - в райбольнице Зольского района.
Как сообщили Interfax-Russia.ru в УГИБДД МВД по КБР, погибший водитель "Соболя" не имел лицензии пассажирские перевозки. Его машина не была маршрутным такси, он просто посадил в нее желающих отправиться на рынок в Пятигорск.
Более того, водитель маршрутки управлял автомобилем по временному разрешению. "Материалы о лишении его водительских прав за превышение скорости находятся в суде, он ездил по временному разрешению", - заявил руководитель пресс-службы Главного управления МЧС РФ по Кабардино-Балкарии Кантемир Давыдов. Водитель "Соболя" с 2006 года совершил 11 различных нарушений правил дорожного движения, большинство из которых были незначительными.
В обоих случаях - и на Ставрополье, и в Кабардино-Балкарии - следует заметить: погодные условия были достаточно сложными - дождь, мокрая трасса, туман… Но тем более водители должны были особо тщательно готовить транспорт и вести себя осторожно на дороге.
По факту ДТП в КБР следственный отдел Зольского РОВД возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
Надо отметить, что тревожное положение на дорогах не только в Южном федеральном округе. По данным ГИБДД, в первом полугодии на трассах страны только из-за нарушения правил дорожного движения водителями автобусов произошло около двух тысяч аварий. В этих ДТП погибли 133 человека и свыше 3 тысяч получили ранения.
И снова в борьбу за безопасность включился российский президент. Дмитрий Медведев утвердил перечень поручений для обеспечения нормального движения на отечественных трассах. С 1 января 2012 года будут введены ремни безопасности в пассажирском междугородном транспорте. Планируется установить контроль соблюдения водителями режимов движения, труда и отдыха, изменить порядок медосмотра водителей. Также могут быть внесены изменения в экзамены на получение водительских прав.
Поможет ли все это предотвратить общероссийскую катастрофу на больших дорогах, покажет время.
Обозреватель Александр Сидоров