Безопасная Керчь

Interfax-Russia.ru – Район строительства Керченского моста с помощью спасателей очищают от взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны.

Практически все послевоенное время Керчь негласно считалась минным полем, где после войны оставались сотни тысяч всевозможных невзорвавшихся боеприпасов - и российских, и немецких. Даже за 70 лет с конца Великой Отечественной в этом районе уничтожены еще не все снаряды. Накануне строительства моста через Керченский пролив их поиск активизировали.

В начале двухтысячных годов работала государственная программа по очистке акватории Керченского пролива от взрывоопасных предметов. Вначале ее создали на пятилетний срок, затем продлили еще на пять лет – никто не ожидал, что сохранятся такие объемы оставшихся боеприпасов спустя много лет после войны, рассказал Interfax-Russia.ru начальник специального морского отряда МЧС РФ по Крыму Альберт Литвин.

Специальный морской отряд был создан в Керчи в 1996 году, и с тех пор его сотрудники ликвидировали в районе нынешнего строительства транспортного перехода более 7 тыс. взрывоопасных предметов. Среди них, по словам Альберта Литвина, было 9 авиационных бомб, 6960 артснарядов, 257 минометных мин, 15 различных гранат и 52 других взрывоопасных предметов.

"В Керчи есть несколько так называемых точек компактного залегания мин. В последние 19 лет мины извлекали из районов Керченской бухты, Павловской бухты, Минного причала и косы Тузла", - объяснил он. Самым опасным и "густонаселенным", по словам начальника отряда, был район Минного причала вдоль мыса Белого.

Сколько мин еще осталось сегодня в том районе – никому неизвестно, однако водолазы продолжают работать над тем, чтобы территория была безопасной.

Сейчас ответственным за поиск снарядов является компания "Инженерно-технический центр специальных работ и экспертиз". Как объяснил сотрудник МЧС, она занимается только поиском снарядов. Основная работа по извлечению, транспортировке и уничтожению по-прежнему лежит на МЧС.

"В установленном порядке, через военный комиссариат инженеры, исследующие дно и берег на предмет мин, подают заявку. Если эта категория касается МЧС – то есть авиационные бомбы и фугасы, то мы их отрабатываем. Мы выезжаем на место и работаем. Иногда необходимо с воды, иногда – с берега, в зависимости от условий", - объяснил собеседник Interfax-Russia.ru.

Сегодня у МЧС есть две заявки. Одну из них, по авиабомбе, отработали в конце мая. Сотрудники центра "Лидер" при содействии специального морского отряда ГУ МЧС России по Крыму обезвредили фугасную авиационную бомбу ФАБ-100, которую обнаружили в районе строительства моста.

"7 мая во время обследования морского дна в районе строительства моста "Керчь-Кубань", который соединит Крымский полуостров с материковой частью Российской Федерации, специалистами "Инженерно-технического центра специальных работ и экспертиз" был обнаружен взрывоопасный предмет. Он находился в 50 метрах от берега на глубине трех метров", - говорится в сообщении пресс-службы крымского управления МЧС.

Потом место обследовали специалисты группы подводного разминирования и водолазных работ Керченского специального морского отряда МЧС России.

"Взрывоопасный предмет был идентифицирован как фугасная авиационная бомба, весом 100 кг, советского производства, которая сохранилась в районе Керченского пролива после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Во время Великой Отечественной войны ФАБ-100 применялась для уничтожения техники, объектов тыла и живой силы противника", - отметил начальник специального морского отряда.

Фугас взорвали в воде, там же, где его и обнаружили. После подрыва водолазы погрузились на дно, чтобы визуально обследовать территорию и убедиться, что поблизости нет других взрывоопасных предметов.

К уничтожению второй авиабомбы минеры приступят в ближайшее время. Прежде, по словам Альберта Литвина, МЧС занимались уничтожением и артиллерийских боеприпасов, однако теперь специалистов просят помогать лишь при обнаружении таких крупных и трудных объектов.

По словам начальника отдела инженерных изысканий "ИТЦ специальных работ и экспертиз" Михаила Максимова, в районе строительства встречаются как 200-килограммовые авиабомбы, так и мелкие снаряды и мины. Всего от них освободили около 90 гектаров земли на месте будущего транспортного перехода. Это территории, на которых разместятся рабочие городки, складские и технологические помещения.

"Учитывая, что в годы войны на Тамани было сосредоточено большое количество военной техники и боеприпасов, это разминирование не только позволит спокойно строить мост, но и даст нам возможность свободно заниматься сельским хозяйством, жилищным строительством", - приводит "Российская газета" слова главы Таманского сельского поселения Ивана Беделева.

Наследие войны долгое время не просто затрудняло, но и делало опасным ведение хозяйственной жизни в возрождающейся Керчи, особенно в первые послевоенные годы люди гибли из-за внезапно разрывающихся снарядов. Только с 1944 по 1949 год притаившиеся мины и снаряды стали причиной гибели не менее 85 детей и более 26 взрослых.

В 1944-46 годах в Керчи было уничтожено более 600 тысяч гранат и минометных мин, 414 тыс. снарядов и мин-хлопушек, 15 тыс. авиабомб и 7 тыс. взрывателей к ним. В 1947-50 годы работу по разминированию Керчи и ее пригорода выполняли подразделения войск Одесского военного округа. Третий период планового разминирования относится к началу 60-х годов и продолжался до 1998 года.

С 1958 по 1978 год к очистке акватории Керченского пролива привлекали водолазов группы аварийно-спасательных и подводно-технических работ, а вплоть до 1996 года - личный состав формирований аварийно-спасательных служб Черноморского флота.

Разминирование в нынешнее время выглядит несколько иначе, в распоряжении специалистов – новейшая техника с чувствительными металлодетекторами. К моменту завершения проектирования моста и началу строительства все подготовительные работы должны быть полностью завершены. Предположительно, подготовка завершится к августу этого года. На участках, которые уже проверили саперы, идут подготовительные работы.

В целом специалисты обследуют более 400 гектаров местности и 200 гектаров акватории пролива. Не исключено, что на этой территории встретится еще несколько бомб весом в тонну.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook