Interfax-Russia.ru - Новый горнолыжный сезон в Кабардино-Балкарии, скорее всего, состоится.
Глава республики Арсен Каноков заявил, что в ноябре режим контртеррористической операции в Эльбрусском районе, где находятся основные курорты региона, вероятно, будет снят. Именно режим контртеррористической операции помешал работе туристического сектора республики в прошлом горнолыжном сезоне и существенно ухудшил экономическую ситуацию в курортных поселках.
Режим контртеррористической операции ввели в Приэльбрусье и на некоторых других территориях Кабардино-Балкарии после того, как 18 февраля на автодороге Баксан – Азау расстреляли группу московских горнолыжников, направлявшихся в курортную зону.
Это громкое преступление не было неожиданным: всплеск активности бандподполья в республике начался примерно за год до него, весной-летом 2010 года. Специалисты объясняли его разными причинами.
С одной стороны, уничтожение в марте 2010 года одного из лидеров радикального ислама Кабардино-Балкарии Анзора Астемирова вероятно вызвало конкуренцию за лидерство в рядах боевиков, из-за чего каждый потенциальный "наследник" Астемирова пытался проявить себя как можно жестче.
С другой стороны, неоднократно высказывались предположения, что активизация бандподполья могла быть связана с окончанием в сентябре 2010 года первого срока полномочий президента республики Арсена Канокова. В Кабардино-Балкарии тогда обострилась клановая борьба за власть, и некоторые ее участники могли использовать ухудшение оперативной обстановки как аргумент против своих оппонентов.
Как бы там ни было, но "джинн, выпущенный из бутылки", возвращаться обратно не захотел: для остановки раскрутившегося в регионе маховика насилия требовались экстренные меры. В феврале-марте 2011 года на территорию Кабардино-Балкарии ввели большое количество сил Внутренних войск из других регионов РФ. К маю ситуацию удалось в некоторой степени переломить. Решающим событием стала спецоперация 29 апреля в поселке Прогресс на границе республики и Ставропольского края: там удалось одновременно заблокировать всех ключевых лидеров бандподполья (более 10 человек), которые оказали сопротивление и были уничтожены.
После этого территория, на которой действует режим контртеррористической операции, постепенно сокращалась. Однако вопрос об отмене этого режима в Приэльбрусье оказался достаточно сложным. Дело в том, что именно в Приэльбрусье сосредоточены различные экономические интересы, связанные не только с курортами, но и с промышленными предприятиями, расположенными в Эльбрусском районе. Помимо курортов в районе находится, например, гипсовое производство: в настоящее время расширяет линейку продуктов завод "Каббалкгипс", работающий на местном сырье. В северной части района активно развивается овощеводство. Также есть на территории района "спящий гигант" - Тырныаузский горно-обогатительный комбинат, производивший вольфрамово-молибденовую руду. Производство на нем остановилось в 2001 году, однако сейчас правительство Кабардино-Балкарии ведет активные переговоры с инвесторами по поводу продажи части акций комбината и возобновления его работы. О том, что активность боевиков в курортной зоне имела экономическую основу, говорил, в частности, и полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин, отмечавший, что члены незаконных вооруженных формирований пытаются установить контроль над местным бизнесом.
Основными "пострадавшими" от режима контртеррористической операции стали жители района, связанные с туриндустрией. Это и владельцы частных гостиниц, и работники канатных дорог, и инструкторы, и хозяева магазинов. В марте 2011 года туристов в Приэльбрусье уже почти не было. Летом магазины в курортных поселках отпускали местным жителям товары в основном в долг. Тогда же жители Приэльбрусья потребовали отмены режима контртеррористической операции, однако когда в этом регионе силовики предотвратили новые теракты, стало ясно, что ставить этот вопрос пока еще рано. Правительство Кабардино-Балкарии предоставило материальную помощь жителям района, потерявшим работу из-за отсутствия туристов. Теперь же предполагаемая отмена режима контртеррористической операции дает надежду на возобновление работы курортов в горнолыжный сезон. Быть может, сразу восстановить прежний поток туристов не удастся, однако горнолыжники из соседних регионов (Ставрополья, Кубани) вряд ли заставят себя ждать на склонах Чегета и Азау.
Глава республики Арсен Каноков, говоря о ситуации в Приэльбрусье, отметил, что после возвращения туристов безопасность на курортах необходимо будет обеспечивать не только силами правоохранительных органов. Руководитель региона призвал курортный бизнес вкладывать часть прибыли в создание дополнительных систем обеспечения безопасности. Опыт создания таких систем у Кабардино-Балкарии уже есть. В частности, в столице республики Нальчике по инициативе руководства региона в этом году внедрили систему "Безопасный город", обеспечивающую видеонаблюдение на автодорогах и в местах массового скопления людей. В то же время, в курортной зоне могут быть и другие инструменты общественного обеспечения безопасности. Например, еще до режима контртеррористической операции в Приэльбрусье несколько раз пытались создать народные дружины, помогающие правоохранительным органам.
Впрочем, как бы ни сложился в Приэльбрусье новый курортный сезон, уже ясно, что экономический "портрет" этой северокавказской территории в ближайшие годы довольно сильно изменится: турбизнес там будет по-прежнему важной, но далеко не единственной составляющей региональной экономики. Это станет возможным благодаря росту в районе сельского хозяйства, производства стройматериалов, а главное – благодаря запуску горно-обогатительного комбината, который в советское время был в числе флагманов промышленности не только Кабардино-Балкарии, но и всего Юга России.
Обозреватель Николай Иванов