Больше не взлетит

Interfax-Russia.ru - Крупный авиаперевозчик "Кубань" объявил о банкротстве. Это не создаст проблем с перевозками на Юге, главное сегодня - решить вопрос с обязательствами перед пассажирами.

Первые звоночки о нездоровой финансовой ситуации в компании "Авиационные линии Кубани" появились еще весной. И уже тогда было понятно, что вопрос ухода с рынка был для авиакомпании вопросом времени. Однако ее менеджмент уверял, что, несмотря на трудности, "Кубань" все же летать не прекратит, а ее владельцы с уверенностью смотрят в будущее, планируют развивать авиаперевозчика и закупать новые самолеты. Но в результате ряд факторов повлиял на то, что к зиме компания максимально приблизилась к финишу своей деятельности.

"Кубань" считается одним из крупнейших авиапредприятий юга России. Ее парк состоит из шести самолетов Boeing-737, A-319 и Як-42. Они были заняты на регулярных рейсах и чартерных перевозках в России, СНГ и дальнем зарубежье. Всего карта перелетов "Кубани" включала более чем 30 направлений.

В марте 2012 года "Базовый элемент", в состав авиасектора которого входит "Кубань", начал изучать возможность передачи авиакомпании в управление стратегическому инвестору.

"Если посмотреть на тех, кто может быть заинтересован в "Авиалиниях Кубани" - то это, например, администрация Краснодарского края. Для них это не только бизнес-эффект, но и доступность региона, потому что кроме линий Краснодар-Москва жители края хотят, чтобы были направления в Самару, Новосибирск, в европейские города, а такую сеть может реально обеспечить только базовый перевозчик. Другие приходящие на этот рынок авиакомпании не развивают новых направлений, они встают на уже накатанные линии. Мы активно обсуждаем с администрацией возможный формат совместной работы по "Авиалиниям Кубани"",- рассказал в марте в интервью "Интерфаксу" глава авиационной дирекции "БазЭла" Денис Ильин.

В то же время предложения от "БазЭла", по словам источника "Интерфакса", знакомого с ситуацией, получали и профильные инвесторы - "Аэрофлот" и "ЮТэйр".

"Не секрет, что еще два года назад "БазЭл" предлагал "Аэрофлоту" идею объединения всех южных авиакомпаний в одну, это "Донавиа", "Кавминводыавиа", "Кубань", и, возможно, "Оренбургские авиалинии". Они предлагали сделать это под единым сертификатом и под непосредственным управлением "Аэрофлота", но тогда он был занят другими проектами. Идея была, с "Аэрофлотом" общение было и, соответственно, "БазЭл" попытался общение возобновить. Также они общались и с "ЮтЭйром", так как "ЮтЭйр" неоднократно проявлял заинтересованность в регионе", - сказал собеседник агентства.

На тот момент переговоры с "Аэрофлотом" и "ЮтЭйром" не привели ни к какому-либо решению.

Чуть позже стало известно, что компания намерена сократить персонал более чем в два раза, до 400 человек. Сокращения были связаны с постепенным выводом из эксплуатации самолетов Як-42. Другой источник говорил "Интерфаксу", что компания имеет серьезные долги за аэропортовое обслуживание и лизинг иностранных воздушных судов. В парке компании на тот момент было шесть самолетов Boeing-737 и три A-320.

На фоне этого у компании обострились взаимоотношения с базовым аэропортом "Внуково": первый заместитель генерального директора "Внуково" Виталий Ванцев заявил о долге "Кубани" в 600 млн рублей. На это перевозчик ответил угрозой уйти в "Домодедово": "Для улучшения качества обслуживания пассажиров и расширения спектра услуг авиакомпания "Кубань" с 11 апреля 2012 года начинает перевод всех рейсов из "Внуково" в "Домодедово". Но в итоге "Кубань" до последнего так и продолжила летать во "Внуково".

В июле авиаперевозчик начал сокращать парк, выводя из эксплуатации самолеты Як-42. При этом вывод объяснялся улучшением предоставляемого сервиса, повышением эффективности перевозок и планами в дальнейшем сфокусироваться на эксплуатации самолетов иностранного производства.

Но планам компании - если они были на самом деле - не суждено было сбыться. В августе источники "Интерфакса" говорили, что Росавиация осенью вернется к вопросу о судьбе "Кубани". По их данным, еще весной поднимался вопрос об отзыве свидетельства эксплуатанта из-за нестабильной финансовой ситуации, а летом рассматривалась возможность запрета на выполнение "Кубанью" туристических чартерных рейсов.

У авиакомпании постоянно возникала задолженность за аэронавигацию, а общие долги перед поставщиками услуг составляли около 5 млрд рублей. "Для "Кубани" это серьезные долги, правда, половина приходится на аэропорты "БазЭл Аэро", остальной долг перед другими поставщиками. Главное опасение, что компанию перестанут обслуживать и заправлять, что может привести к внезапной остановке, и тогда придется выделять средства из бюджета на развоз пассажиров, как это было с авиакомпанией "Континент", - говорил источник.

Однако участники рынка утверждали, что Росавиация не допустит внезапной остановки авиакомпании, так как это чревато массовым скоплением пассажиров в аэропортах и социальным напряжением.

Несмотря на все сложности, "Кубань" даже готова была поддержать идею компании "Курорты Северного Кавказа" и включится в проект создания регионального перевозчика внутри курортных зон.

Но уже в сентябре финансово-экономическое состояние "Кубани" вызывало опасение и у Минтранса РФ. По словам источника "Интерфакса" в ведомстве, компания попала в третью группу риска по финансово-экономическому состоянию по классификации Минтранса.

"В конце августа прошло совещание у Валерия Окулова (замминистра транспорта РФ - ИФ), на котором компания пообещала полностью погасить задолженность за аэронавигацию в размере 17 млн рублей, если бы этого сделано не было, компания была бы остановлена", - сказал собеседник агентства.

По итогам очередной проверки компания перейдет из третьей группы в четвертую, были уверены близкие к теме эксперты. Причина тому глубокий кризис платежеспособности, высокий дефицит долгосрочных финансовых ресурсов обеспечения текущей деятельности авиакомпании.

Итогом стало заявление компании о том, что с 11 декабря "Кубань" прекращает операционную деятельность и полеты воздушных судов.

"Полеты воздушных судов "Кубани" будут прекращены с 00:00 11 декабря 2012 года. Основной причиной остановки деятельности авиакомпании является тяжелая финансовая ситуация и невозможность соблюдения ряда положений новых федеральных авиационных правил. Согласно данным правилам, в парке авиаперевозчика, осуществляющего регулярные воздушные перевозки, должны состоять не менее 8 воздушных судов вместимостью 55 и более пассажирских кресел", - говорится в сообщении.

Компания направила заявление в Арбитражный суд Краснодарского края о признании ее банкротом. Все финансовые претензии будут рассматриваться в рамках процесса по управлению банкротством авиакомпании.

"Кубань" до настоящего времени эксплуатировала шесть воздушных судов. При этом три A-319 авиакомпания вынуждена была досрочно вернуть лизингодателям из-за невозможности своевременно платить по контракту и имеющейся задолженности по платежам.

"Данная мера - вынужденная. Мы пошли на этот шаг только в силу стечения ряда неблагоприятных для компании обстоятельств. В условиях отсутствия возможности снизить в низкий сезон себестоимость перевозок до уровня рентабельности, несовершенства механизмов субсидирования из бюджетов разных уровней дальнейшая деятельность компании, к сожалению, не представляется возможной", - приводит пресс-служба компании слова генерального директора "Кубани" Сергея Мордвинцева.

Также в сообщении отмечается, что после остановки операционной деятельности и прекращения полетов компания будет активно работать с администрацией Краснодарского края, "чтобы минимизировать проблемы, связанные с вынужденной отменой рейсов авиакомпании".

Федеральное агентство воздушного транспорта отреагировало на заявление "Кубани" о банкротстве: ведомство рекомендовало пассажирам сдавать билеты, пообещав позаботиться о возврате денег. По просьбе авиакомпании Росавиация будет решать вопрос перевозки пассажиров компании силами других авиаперевозчиков.

В сообщении ведомства также сказано, что "Кубань" до марта 2013 года продала более 14,5 тысяч билетов.

"На основании поручения Федерального агентства воздушного транспорта, во все аккредитованные агентства Транспортной клиринговой палаты направлены телеграммы о прекращении продаж билетов на рейсы "Кубани", а также возврате денежных средств в полном объеме пассажирам, обратившимся с соответствующими заявлениями в агентства приобретения авиационных билетов", - сообщили в Росавиации.

Сегодня, по данным агентства, у авиакомпании масса долгов: за аэронавигационное обеспечение, перед российскими аэропортами, перед топливозаправочными компаниями и лизингодателями.

Согласно данным "СПАРК-Интерфакс", выручка ОАО "Авиационные линии Кубани" за 2011 год составила 4,07 млрд рублей. При этом чистый убыток превысил 440 млн рублей.

К слову, "Кубань" - это уже второй банкротящийся авиационный актив группы "Базовый элемент". Осенью 2011 года Sky Express слилась с брендом "Кубань" - самолеты дискаунтера, летно-технический персонал и продажи билетов были переведены на краснодарскую компанию.

А спустя некоторое время Росавиация признала Sky Express финансово несостоятельной - ее лицензию аннулировали 31 октября 2011 года.

Между тем, эксперты и в дальнейшем предрекают вероятное сокращение игроков на рынке авиаперевозок. По мнению главного редактора отраслевого портала Avia.ru Романа Гусарова, несмотря на то, что пассажиропоток ежегодно уверенно растет, лидируют с максимальным перевесом лишь компании, входящие в первую пятерку.

Но какого-либо дискомфорта от банкротства южного авиаперевозчика ждать не стоит. "Я не вижу проблем от ухода авиакомпании "Кубань" с рынка. Единственное, что хотелось бы, чтобы это произошло с выполнением всех обязательств авиакомпании перед пассажирами, во всяком случае, по уже проданным билетам", - сказал BFM.ru эксперт.

По мнению Романа Гусарова, Юг достаточно насыщен авиацией, поэтому потенциальные пассажиры пострадают в меньшей степени.

Обозреватель Евгения Артемова