Interfax-Russia.ru – Смерть президента Абхазии Сергея Багапша стала неожиданной для многих. От его возможного преемника зависит стабильность и без того не спокойных южных границ России.
Операцию на легком президенту Абхазии Сергею Багапшу сделали еще 21 мая французские и российские хирурги в одном из медицинских центров Москвы. По сообщениям источников в окружении президента, операция прошла успешно, но требовалось время для реабилитации. Временно обязанности президента Абхазии было доверено исполнять вице-президенту республики Александру Анкваб.
Врачи отвергали информацию о том, что операция была связана с онкологией, и говорили об эмфиземе правого легкого с небольшими осложнениями. На следующий день после хирургического вмешательства Багапш по телефону подтвердил "Интерфаксу", что чувствует себя хорошо.
Все последующие известия об ухудшении состояния абхазского лидера, а также о возможных досрочных выборах в республике, опровергали как в семье, так и в пресс-службе президента. Там утверждали, что "назло всем врагам" Багапш после выздоровления вернется на работу.
Но чуда не произошло. Утром 29 мая смерть президента Абхазии подтвердил начальник его охраны Андрей Бобуа. Здоровье Багапша ухудшилось за три дня до кончины: у него отказали легкие, и все это время он был подключен к аппарату искусственного дыхания. В последние сутки жизни президента врачи начали фиксировать осложнения на других органах и не смогли вывести Багапша из критического состояния.
Позднее источник в медицинских кругах сообщил, что президент Абхазии скончался от остановки сердца, не выдержав осложнений после операции.
Сергею Багапшу было 63 года. Практически всю жизнь он прожил в Абхазии. Окончил Институт субтропического хозяйства в Сухуми по специальности "ученый-агроном", а после армии продвинулся по комсомольской линии. Занимал пост первого секретаря Абхазского обкома комсомола, затем руководил Очачмирским районным советом народных депутатов. С 1992 года работал в правительстве Абхазии. В 1997 году стал премьер-министром, а в 2005 году – президентом республики.
С именем Багапша тесно связано обретение независимости республики от Грузии. В 2008 году во время военных действий в Южной Осетии Абхазия выступила на ее стороне. Она тогда открыла второй фронт и отвлекла грузинские войска. После окончания войны Россия (а затем Никарагуа, Венесуэла и республика Науру) признали независимость обеих стран. Фактическую независимость Абхазии связывали с именем Багапша.
Это, в частности, признал в телеграмме соболезнования президент России Дмитрий Медведев. Он особо отметил "личный вклад Багапша в укрепление независимости и социально-экономическое развитие республики, ее становление в качестве самостоятельного субъекта международных отношений", сообщили в Кремле.
"Багапш был убежденным сторонником дружбы и союзничества с Россией, неутомимо работал над углублением тесных двусторонних связей между нашими странами", - говорилось в послании главы российского государства.
Аналогичную по содержанию телеграмму отправил правительству Абхазии и премьер-министр Владимир Путин. "Мы искренне скорбим вместе с братским народом Абхазии", - добавил российский премьер.
Медведев также лично простился с абхазским президентом. Прощание в Москве состоялось 29 мая в Культурном центре Вооруженных сил РФ на Суворовской площади. Кроме президента РФ память абхазского президента почтили мэр Москвы Сергей Собянин, глава МЧС Сергей Шойгу, министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова, министр иностранных дел Сергей Лавров, начальник Генштаба Вооруженных сил Николай Макаров, директор ФСБ Александр Бортников, глава Совбеза Николай Патрушев, глава Союза грузин России Михаил Хубутия.
2 июня Багапша похоронят в его родовом селе Джгерда. В Абхазии 31 мая, а также 1 и 2 июня, объявлены днями траура. Комиссию по похоронам абхазского лидера возглавил и.о.президента Александр Анкваб.
Смерть Багапша вызвала в российской политической среде на редкость одинаковые чувства. Свои сожаления выразили как представители власти, так и оппозиционных политических партий.
"Неоднократно бывая в Абхазии, я близко знал Сергея Васильевича и радовался тому, что он сумел найти правильный тон и многое делал для укрепления разносторонних связей Абхазии и России. И именно эта его мудрая политика способствовала мирному решению многих очень сложных проблем", - сказал лидер КПРФ Геннадий Зюганов "Интерфаксу". - Больно сознавать, что этот масштабный политик ушел из жизни не только безвременно, но и в расцвете своих политических и творческих сил, когда намеченные огромные планы по развитию этой независимой республики во многом стали воплощаться в жизнь".
По словам лидера ЛДПР Владимира Жириновского, Сергей Багапш хорошо относился к России, "не было у него никаких перекосов, никакого экстремизма".
"Хорошо понимал, что происходит, и прилагал все силы, чтобы республика заняла достойное место на политической карте мира", - добавил Жириновский.
Он обратил внимание на "всегда доброе отношение президента Абхазии к русским - даже близко не было никаких антироссийских выпадов".
"И он старался сделать все, чтобы нормально жили русские, абхазы, грузины, осетины", - подчеркнул вице-спикер и предположил, что после безвременного ухода Багапша между Абхазией и Россией, Абхазией и Южной Осетией сохранятся добрые отношения.
Свои соболезнования абхазскому народу выразили главы многих южных регионов России: начиная от главы Чечни Рамзана Кадырова, заканчивая президентом Карачаево-Черкессии Рашидом Термезовым. Все подчеркивали братский и дружеский характер отношений между абхазским и другими кавказскими народами, и роль в этом процессе Сергея Багапша.
В свою очередь лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил, что "Багапш привел свой народ к независимости и был лидером не только народа Абхазии, но и народов Кавказа".
Вот почему после его смерти возникают опасения в том, что противники республики могут дестабилизировать ситуацию как в самой Абхазии, так и во всем кавказском регионе. Изменить расстановку сил, по словам политологов, выгодно, прежде всего, Грузии, Турции и ЕС. Но это тот самый случай, когда в ослаблении маленькой республики не заинтересована Россия.
Многое зависит от того, как и кому будет передана власть. Сейчас выделяют, как минимум, две кандидатуры.
Это 57-летний и.о. президента Александр Анкваб. Он в течение последних лет был соратником Багапша. В 2004 году Анкваб планировал идти в президенты, но выдвинуть кандидатуру ему помешал ценз оседлости (до 2000 года политик жил в Москве). В 2005 году Багапш предложил Анквабу стать премьем-министром республики. А уже в 2009 году Анкваб избирался в качестве вице-президента. Минусом и.о. президента называют то, что он довольно закрытый политик. Кроме того, ему приписывают менее конфронтационную политику по отношению к Грузии, и это может вызвать недовольство Москвы. Анкваб пережил несколько покушений, так что о руководстве горячей точкой он знает не понаслышке.
Другим реальным кандидатом на президентский пост называют премьер-министра Сергея Шамба. Его считают более гибким и мягким политиком, нежели нынешний и.о. президента. За его плечами руководство МИД Абхазии и дипломатический опыт. В 2004 году Шамба баллотировался в президенты Абхазии, но занял всего лишь третье место. То, что Шамба может стать президентом, считают и грузинские политологи (в Грузии, кстати, предпочли не комментировать смерть Багапша). Его политический курс вряд ли будет отличаться сильными поворотами в сторону от провозглашенного Багапшем.
Выборы президента республики должны состояться в ближайшие три месяца. Между тем, новоизбранному главе Абхазии придется нелегко: его вряд ли признает остальное мировое сообщество. Во-первых, де-юре для остального мира Абхазия так и остается оккупированной территорией, во-вторых, за законностью избирательного процесса не смогут проследить крупные европейские организации. В частности, представители ОБСЕ уже заявили о том, что их не будет, поскольку Абхазия не входит в состав стран-участниц.
В итоге новому президенту, главе Южной Осетии и российскому руководству придется решать проблему легитимности руководства Абхазии и Южной Осетии, чтобы ее отсутствие однажды не подпалило весь Кавказ. Багапш, сделав решающий шаг к освобождению республики, процесс легитимизации, к сожалению, довести до конца не успел.
Обозреватель Алексей Дружников