Interfax-Russia.ru – Погребение времен бронзового века обнаружили в Кабардино-Балкарии. Найденные украшения и культовые предметы могут помочь ученым упорядочить историю.
Северный Кавказ является большим археологическим памятником. Жители Кавказа на протяжении всего бронзового века (IV-II тыс. до н.э.) были основными поставщиками новых технологий и частично ресурсов для соседних степных жителей Предкавказья, Подонья и Поволжья.
Курганную группу "Кенделенская" обнаружили еще в 1930-х годах при подготовке к строительству Баксанской ГЭС, но исследовать начали лишь недавно. Работать над курганной группой у села Кенделен археологи начали весной 2014 года. В сотрудничестве с Институтом археологии Кавказа сотрудники Института археологии РАН изучали группу из пяти курганов. Ученые обнаружили в них 73 погребения, относящиеся к раннему и среднему бронзовому веку (середина IV - первая половина III тысячелетия до н.э.).
Среди прочих погребений и находок ученые обнаружили уникальное по богатству захоронение, его возраст достигает почти 4,5 тыс. лет. В могиле молодой женщины археологи нашли более 500 украшений и культовых предметов.
"Это погребение по количеству и ассортименту вещей первое в своем роде: стандартные комплексы северокавказской культуры отличаются гораздо меньшим числом и разнообразием находок", - рассказал Interfax-Russia.ru руководитель экспедиции, научный сотрудник Института археологии РАН Александр Клещенко.
По его словам, исследованный погребальный комплекс важен, в первую очередь, с научной точки зрения: большое количество и, главное, разнообразие категорий предметов указывает на синхронность их существования. Если раньше различные схожие предметы были обнаружены порознь и ученые не могли достоверно говорить об их синхронности, то теперь этот факт абсолютно доказан.
Чтобы понять точную дату погребения, содержимое могилы отправили на радиоуглеродный анализ костных останков. Он позволит с большой долей вероятности установить время смерти с точностью до 50-60 лет.
"Сейчас мы предполагаем, что это XXVI-XXV вв. до н.э. Радиоуглеродный же анализ позволит проверить эту гипотезу или уточнить ее", - сказал Александр Клещенко.
Он пояснил, что отдельные химические анализы костей и зубов смогут пролить свет на диету и образ жизни женщины. Правда, эти исследования являются дорогостоящими и проводятся в специальных радиоуглеродных лабораториях, наиболее оснащенные из которых находятся за границей.
Отдельно идет исследование химического состава металла - для выяснения древних металлургических технологий. В эту эпоху в Междуречье формировалась Шумерская цивилизация, в Египте начиналось строительство первых пирамид, а на Северном Кавказе возникла и стремительно развивалась металлургия и металлообработка. Причем если на ранней стадии бронзового века эти процессы были тесно связаны с ближневосточным влиянием, то с начала III тысячелетия до н.э. северокавказские племена развиваются вполне самостоятельно. Об этом можно судить по инвентарю, сопровождающему захоронения.
Ученых заинтересовал и статус женщины, похороненной на территории КБР 4,5 тыс. лет назад. Захоронение находилось в насыпи кургана, а не в материковой яме, как большинство погребений.
"Судя по имеющимся в нашем распоряжении фактам, вождей, лиц с высоким социальным статусом чаще хоронили в центре кургана, над ними делали насыпи высотой до трех метров, при этом на значительный статус указывает, в том числе, количество трудозатрат на совершение обряда. В насыпи же обычно хоронили детей, нередко встречаются погребения совсем без артефактов. Здесь же мы имеем дело со своего рода обрядовым нонсенсом", - сказал ученый.
Среди предметов, с которыми она была похоронена, нашли восемь бронзовых и серебряных височных подвесок, на груди находилось ожерелье, состоящее из семи разновидностей бронзовых и фаянсовых украшений. Общее их число превышает 150 штук. Правое запястье женщины обвивал браслет из оригинальных бронзовых подвесок, точных аналогий которым пока не известно.
В деталях костюма археологов заинтересовали два так называемых поясных набора, которые состоят из нескольких сотен предметов. По словам исследователя, они имели, в первую очередь, культовое назначение. На это указывают самые выразительные предметы комплекса: две бронзовых булавки, являвшиеся своего рода амулетами, религиозными фетишами эпохи средней бронзы, две полусферические бляхи с солярным орнаментом, а также две миниатюрные бронзовые модели сосудов.
Теперь все эти предметы находятся на реставрации в лабораториях. Обработка ее займет не менее двух лет и, как надеются археологи, даст интересные результаты.
Также, по словам Александра Клещенко, под землей несколько тысяч лет пролежали другие важные детали быта. В их числе импортные предметы степного происхождения - каменные топоры, костяные и кремневые предметы, которые говорят о тесных контактах жителей предгорий со степными соседями.
Археологи не могут с точностью говорить, где на Северном Кавказе их встретит следующее важное археологическое открытие. Но их еще будет немало, ежегодно на Кавказе работают десятки экспедиций.
Большая часть из них проводится накануне новых строительств. В последние годы ужесточение федерального законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия заставляет строителей и проектировщиков строительных работ более строго соблюдать закон и проводить охранно-спасательные исследования на археологических памятниках, попадающих в зону строительства, пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.
Аналогичными стали и эти раскопки, принесшие ученым большие открытия.
Традиционно в раскопках такого характера участвуют студенты и аспиранты гуманитарных профессий - историки, археологи, педагоги. "Многие ездят на раскопки по нескольку лет. Многие из них трудятся в качестве профессиональных землекопов, но есть и опытные серьезные специалисты, оказывающие реальную помощь в организации работ и обработке материала", - рассказал Александр Клещенко.
На любое ценное наследие находятся и нечистые на руку: "благодаря" своим подземным богатствам Юг России перенасыщен черными копателями. Среди них есть и местные, и приезжающие "на заработки".
"Сама вещь, добытая таким способом, даже если она попадет в руки профессионального археолога, практически ничего не сможет сообщить науке кроме факта своего существования. Вырванная из археологического контекста, она не только обесценивается для научного исследования, но и может стать темой для околонаучных, спекулятивных выводов", - пояснил научный сотрудник Института археологии.
В 2013 году был принят федеральный закон, который предполагает, в том числе, дополнительную уголовную ответственность за использование металлоискателей при грабительских раскопках.
К сожалению, поймать за руку этих людей по-прежнему сложно. Вместе с тем, по информации собеседника, самые позитивные результаты по охране археологических памятников Северного Кавказа достигаются в Краснодарском крае.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"