Дело уволенного майора

Interfax-Russia.ru – Бывшему майору милиции ГУВД Новороссийска Алексею Дымовскому предъявлено обвинение в мошенничестве.

Нельзя сказать, чтобы эта новость стала сенсационной. Напротив, ее ждали, и она логически вытекала из всей цепи событий, первым звеном в которой стали два видеообращения старшего оперуполномоченного оперативно-розыскной части ГУВД Новороссийска (Краснодарский край) майора милиции Алексея Дымовского, размещенные им 5 ноября на своем интернет-сайте. В одном он обращался к премьер-министру России Владимиру Путину, в другом - к коллегам по службе. В них майор критиковал систему МВД в целом и свое непосредственное начальство в частности. Последнему досталось больше всего. Самое невинное обвинение милицейского руководства: "Начальники относятся к нам, я не побоюсь этого слова, как к скотам". Дымовский также поведал, что вся милиция Новороссийска насквозь коррумпирована, милиционеров заставляют раскрывать несуществующие преступления, сажать людей, неугодных руководству, один из милицейских начальников Новороссийска судим за уголовное преступление и продолжает работать и т.д. Разумеется, не обошлось без сетований на катастрофически низкую зарплату милиционеров, ненормированный рабочий день и прочее.

"Давайте я проведу расследование по всей России… И я вам выверну наизнанку всю ментовскую жизнь по всей России, вместе с коррупцией и со всем остальным – с невежеством, с хамством, с безрассудством", - предложил новороссийский милиционер премьер-министру России.

Майор был услышан. Через несколько дней его лишили погон и работы. Вскоре начальник новороссийского УВД Владимир Черноситов и начальник ОВД Приморского округа города Валерий Медведев подали иск на Дымовского, обвиняя бывшего майора в том, что тот опорочил их честь и достоинство. В исках они требовали взыскать с Дымовского в их пользу компенсацию морального вреда в размере 3 тысяч рублей каждому. Однако вскоре оба руководителя увеличили размер требуемой компенсации до 100 тысяч рублей на одно лицо. Чтобы их не заподозрили в корыстолюбии, Черноситов и Медведев заявили, что в случае удовлетворения своих требований перечислят все деньги на нужды детей-сирот.

Но сиротам придется, видимо, еще долго ждать: в декабре 2009 года ответчик заявил, что зарегистрирован у родственников в Омской области, и его защита потребовала перенесения суда по месту регистрации. Однако ходатайство о переносе слушания в Омскую область пока "зависло", поскольку омское управление федеральной миграционной службы опротестовало временную регистрацию Алексея Дымовского в поселке Ключи. Рассмотреть протест должен районный суд Омска в присутствии майора Дымовского.

А 28 декабря пресс-служба СКП РФ сообщила, что по результатам проверки в отношении бывшего сотрудника УВД по Новороссийску Алексея Дымовского следственные органы Следственного комитета по Краснодарскому краю возбудили уголовное дело по ч.3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное лицом с использованием своего должностного положения, а равно в крупном размере). Помимо этого, проводится доследственная проверка по заявлению начальника ОВД Приморского района Новороссийска и заместителей начальника УВД Новороссийска о привлечении Дымовского к уголовной ответственности по ст. 129 (клевета) УК РФ.

Общественности также пояснили: расследование началось еще в мае - Дымовский подозревается в растрате денег, выделенных на оперативные цели, а также в утрате секретных документов.

Более того, начальник ГУВД Краснодарского края Сергей Кучерук собрал 18 января пресс-конференцию, на которой заявил, что Дымовского подозревают в должностном подлоге и против него возбуждено еще одно уголовное дело по ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств).

Это заявление несколько ошарашило представителей Следственного управления СКП при прокуратуре РФ по Краснодарскому краю. Они тут же поспешили выступить с опровержением.

"Рядом СМИ распространена информация о возбуждении в отношении бывшего сотрудника УВД по г. Новороссийску Алексея Дымовского уголовного дела по ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств). Некоторые средства массовой информации указывают, что уголовное дело в отношении Дымовского возбуждено в связи со служебным подлогом, ответственность за который предусмотрена ст. 292 УК РФ", - говорилось в сообщении СКП.

"В отношении Алексея Дымовского возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество с использованием служебного положения)... Иные дела следственными органами Следственного комитета по Краснодарскому краю в отношении Дымовского не возбуждались", - пояснили в Следственном комитете прокуратуры.

Прокуроры особо подчеркнули, что никто другой возбудить подобных дел не имеет права: в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ, расследование уголовных дел по преступлениям, связанным с фальсификацией доказательств (статья 303 УК РФ) и служебным подлогом, совершенным сотрудником органа внутренних дел, (статья 292 УК РФ), являются исключительной компетенцией следователей СКП РФ.

Но уже на следующий день после опровержения СКП подсластил горькую пилюлю, которой вынужден был попотчевать начальника ГУВД Краснодарского края.

"Следственными органами СКП РФ по Краснодарскому краю бывшему сотруднику УВД по Новороссийску Алексею Дымовскому предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное с использованием служебного положения)", - сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин.

По его словам, с Дымовского взята подписка о невыезде, "предварительное расследование продолжается".

Таким образом, опальный майор перешел из категории подозреваемого в категорию обвиняемого. Сам Дымовский уточнил, что ему предъявил обвинение следователь по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел Краснодарского краевого управления Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Сергей Мотузок. Правда, сделано было это несколько странным образом. Если верить Дымовскому, следователь ознакомил его с текстом обвинения, но копию на руки не выдал.

"При этом было сказано, что позже обвинение могут переквалифицировать", - сообщил Алексей Дымовский агентству "Интерфакс-Юг".

Следователь якобы уточнил, что все будет зависеть от результатов экспертиз. Что за экспертизы и по какому поводу, Мотузок не пояснил, но обещал ознакомить обвиняемого с их результатами в самое ближайшее время.

Сам бывший оперативник сказал, что отказался от дачи показаний по делу, так как, по его словам, адвокат, присутствовавший на первом допросе, "плотно задействован" в других процессах и не сможет представлять его интересы.

"Теперь у меня два других адвоката. Им необходимо время, и мы пока отказались давать показания. Оба они уверены, что это политическое, заказное дело", - рассказал Дымовский.

Но что самое удивительное, что ни представители СКП, ни обвиняемый так и не могут сообщить определенно, в чем же конкретно заключаются уголовные прегрешения опального майора. Дымовский лишь предполагает (видимо, исходя из содержания предыдущих допросов и бесед), что речь может идти о присвоении им за четыре года работы около 27 тысяч рублей, которые были выделены на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Однако бывший оперативник утверждает, что сможет документально подтвердить целевое использование данных средств - на контрольные закупки и другие мероприятия по изобличению преступников, занимающихся незаконным оборотом наркотиков.

Как сообщил Interfax-Russia.ru полковник милиции в отставке, бывшей оперативный работник МВД, адвокат Александр Капустин, если Дымовского признают виновным в присвоении денег и посадят в тюрьму, то это вызовет резонанс в системе МВД:

"Срок Дымовскому за подобное преступление окажется шоковым для оперов всей России, - подчеркнул Капустин. – Из-за 27 тысяч рублей СКП затеял расследование, которое затрагивает оперативную работу с негласным элементом, грозит раскрытием агентов, их допросами… Все это, растиражированное СМИ, естественно, принесет огромный вред оперативно-розыскной работе".

При этом бывший сотрудник МВД признал, что в настоящее время законно осудить можно многих добросовестных и честных милиционеров, задействованных "на передовой". Например, сотрудника уголовного розыска – за сокрытие преступлений.

Так, у многих оперов дома лежат папки с неучтенными заявлениями граждан, говорит Капустин. Причина: определение показателей работы по "раскрываемости преступлений". Поэтому многие сотрудники милиции не хотят фиксировать мелкие преступления, которые практически не раскрываемы.

"Приходит, например, в дым пьяный человек с "фонарем" под глазом и заплетающимся языком говорит, что его ограбили, - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru. – Где – сказать не может, примет преступника не знает, даже толком не знает, что забрали… Стопроцентный "висяк". Кто его будет регистрировать? Только ненормальный, поскольку подобных случаев сотни, и все они влияют на показатели. Принимают заявления, кивают головами, но в общую статистику их не вносят. А сокрытие любого, даже самого незначительного преступления уголовно наказуемо".

Многие эксперты уверены: вне зависимости от виновности или не виновности Дымовского процесс по его делу может стать скандальным и нанести серьезный удар по престижу МВД. Впрочем, одного опальный майор уже добился – в настоящее время его имя известно большинству россиян. Многие воспринимают его как борца с системой, хотя, по хорошему говоря, Дымовский ничего нового обществу не сообщил – просто его видеообращения по какой-то невероятной причине попали в поле зрения всех центральных СМИ и стали достоянием общественности.

Обозреватель Александр Сидоров