Договор раздора

Interfax-Russia.ru – Авиадиспетчеры Ростова поднимают на акцию протеста коллег по всей России.

Все началось в ночь на 25 марта: более 100 авиадиспетчеров ростовского центра организации воздушного движения остались на рабочих местах после ночной смены в знак протеста против нового коллективного договора с ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации". 26 марта уже около 120 протестантов собрались в здании диспетчерской в Ростове-на-Дону, чтобы выразить свое возмущение по поводу явных и грубых, на их взгляд, нарушений прав членов трудового коллектива со стороны руководства.

"В настоящее время в здании диспетчерской находятся работники сразу трех смен - вместе с работающей сменой всего около 120 человек", - сообщил 26 марта председатель областного профсоюза авиадиспетчеров Юрий Батагов агентству "Интерфакс-Юг".

При этом глава профсоюза подчеркнул, что протест не направлен на приостановку воздушного движения на Юге России, его цель - обратить внимание властей на ущемление прав авиадиспетчеров. В настоящее время в Ростове-на-Дону число протестующих не превышает 45 человек. Все они находятся в авиадиспетчерской вместе с работающей сменой. Однако если руководители госкорпорации не пойдут навстречу бастующим, 1 апреля в знак протеста все авиадиспетчеры Ростова-на-Дону - около 300 человек - выйдут на митинг.

В свою очередь, помощник генерального директора ФГУП "ГК по организации воздушного движения в РФ" Андрей Прянишников в пятницу пояснил, что заявления об акции протеста являются "чистым блефом и провокациями". По его мнению, никакой протестной акции ростовские диспетчеры не проводят, они просто остаются после смены для изучения нового коллективного договора.

"Изучив проект и увидев, что в новом договоре никак не ущемляются их права, они просто-напросто уезжают домой отдыхать", - сказал Прянишников агентству "Интерфакс-Юг" в пятницу.

"Некоторые лидеры профсоюза авиадиспетчеров России, такие как Юрий Батагов, понимая, что проигрывают в своем влиянии на трудовые коллективы, пытаются сейчас запугать, создать атмосферу нервозности. По сути, шесть человек в профсоюзе сидят и уже между собой решают - подписывать этот договор или нет", - отметил собеседник агентства.

Прянишников убежден: новый договор предусматривает весь пакет льгот, гарантий, компенсаций, высочайший размер заработной платы, который был и в прежних договорах.

Между тем уже в субботу авиадиспетчеров Ростова-на-Дону решили поддержать их коллеги из Краснодара и Волгограда.

"К акции протеста присоединились по 10-12 человек из ночной смены волгоградского и кубанского филиалов "Аэронавигация Юга", - сообщил агентству "Интерфакс-Юг" в субботу все тот же председатель регионального профсоюза авиадиспетчеров Юрий Батагов.

После окончания ночной смены в субботу они не пошли отдыхать, а остались в здании авиадиспетчерской вместе со сменившими их коллегами, тем самым присоединившись к акции протеста авиадиспетчеров столицы Южного федерального округа.

К разрешению конфликта срочно подключилось высокое московское начальство.

"Сейчас в Ростове-на-Дону находится руководитель ФГУП "ГК по ОВД в РФ" Валерий Горбенко, он разъясняет все положения, всю суть нового договора", - сообщил Андрей Прянишников.

Он также подчеркнул, что уже 10 из 15 филиалов госкорпорации заключили коллективные договоры, еще в четырех филиалах идет процесс их согласования. Так что южный филиал - единственный, в котором стороны даже не сели за стол переговоров.

Между тем президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Сергей Ковалев на сайте ФПАД приводит совершенно иную статистику: "В настоящее время подписаны коллективные договоры лишь в 5 филиалах в столичных городах: Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Тюмень, Самара, Магадан. По не подтвержденной пока информации, сегодня подписан коллективный договор филиала "Аэронавигация Центральной Сибири" (Красноярск) на условиях, устраивающих обе стороны переговоров… Коллективные договоры, подписанные в Хабаровске, Тюмени, Самаре, обжалуются в правоохранительные и в судебные органы. В остальных 9 филиалах переговоры ведутся, но в основном безуспешно. Сторона работодателя настаивает на проекте коллективного договора, предложенного генеральной дирекцией, а представители работников настаивают на проекте, соответствующем действующему коллективному договору".

Директор южного филиала госкорпорации по организации воздушного движения Роман Одинцов призвал авиадиспетчеров подписать хотя бы те пункты договора, насчет которых разногласий нет, а по остальным составить протокол разногласий. Однако лидеры профсоюза категорически не согласны с таким подходом.

Между тем представители ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ" в минувшие выходные все же подписали новый коллективный договор со своим филиалом "Аэронавигация Юга". Чем вызвали негодование авиадиспетчеров.

"Этот документ не был зарегистрирован районной администрацией, так как признан незаконным", - пояснил Батагов.

Он уточнил, что для подписания нового договора в Ростов-на-Дону были приглашены лидеры "некоторых небольших организаций авиадиспетчеров Юга России". Это, по его мнению, является незаконным актом, не выражающим интересы коллектива в целом.

Тем временем к ростовчанам присоединяются и другие южные "мятежники". Сегодня уже протестуют не только Ростов, Краснодар и Волгоград, но также авиадиспетчеры Нальчика, Ставрополя и Минвод, не согласные с пунктами нового коллективного договора.

Но все-таки – кто же прав? Почему текст договора так возмутил ростовских (и не только ростовских) авиадиспетчеров?

Как объясняет представитель госкорпорации Андрей Прянишников, в новый текст договора внесено лишь незначительное изменение. Существует такая льгота: сотрудник, проработавший в корпорации семь лет, получает право на бесплатный авиабилет в любую точку мира, а его родственнику предоставляется скидка в размере 50%. Если прежде эта льгота предоставлялась авансом, то теперь оплата будет производиться по факту поездки. Все остальные соцгарантии, как считает руководство госкорпорации, сохранены.

А вот оппоненты считают иначе. Диспетчеры напоминают: в мае прошлого года между руководством и сотрудниками было заключено соглашение, которое ясно и недвусмысленно предписывает заключить новый коллективный договор на прежних условиях. Однако проект нынешнего договора, по мнению руководства профсоюза, не только значительно отличается от прежнего, но и в серьезно урезает права и льготы трудящихся.

"Сокращен срок отпуска, исключен пункт, предусматривающий при списании работника по здоровью социальную выплату в размере шести средних заработных плат. Помимо этого, индексацию оплаты труда, отнесение должностей к группам по оплате труда и т.д. предлагается регулировать локальными актами, что позволит руководству в одностороннем порядке изменять эти нормы", - рассказал председатель регионального профсоюза авиадиспетчеров Батагов.

Помимо этого, заявляют диспетчеры, новый договор с работниками сокращает продолжительность дополнительного отпуска.

Особенно же возмущает авиадиспетчеров статья договора, позволяющая руководству филиала в одностороннем порядке отменять любой из пунктов соглашения с профсоюзом. Правда, руководители госкорпорации поясняют: этот пункт прописан на случай кризиса.

В общем, профсоюз не намерен идти на переговоры и уступки, а требует перезаключения договора, действие которого истекает 31 марта, на прежних условиях.

Вопрос: кто же победит в нынешнем противостоянии?

"С большой долей вероятности можно говорить о том, что госкорпорация все же пойдет на уступки и выполнит все требования авиадиспетчеров, - прокомментировал ситуацию Interfax-Russia.ru ростовский политолог Сергей Резник. – По большому счету, руководители заранее находятся в крайне невыгодном положении. Диспетчеры в гражданской авиации – единственная категория, условия труда которой признаны особо тяжелыми (в эту категорию не входят даже пилоты). Эти люди постоянно находятся в состоянии стресса и от них, по большому счету, зависит жизнь тысяч пассажиров. И они себе цену знают".

Впрочем, ростовские диспетчеры не любят скандалов. Так, в августе 2003 года авиадиспетчеры Ростова не поддержали всероссийскую акцию протеста. Они предпочли сесть со своим начальством за стол переговоров и достичь компромисса.

"Лучше решать проблемы за столом переговоров. Акция протеста бьет по всем. Предприятие лишается доходов, страдают пассажиры, тем более в самый сезон авиационных перевозок. К тому же подобные акции не способствуют привлечению иностранных авиакомпаний на наш рынок", - заявил тогда Юрий Батагов.

Зато в марте 2004 года южные авиадиспетчеры, возмущенные оскорбительной "индексацией" их зарплаты на 13 рублей, отправили почтовые переводы на эту сумму гендиректору государственной корпорации по организации воздушного движения. В акции приняли участие более тысячи человек.

А с 8 по 12 июня 2005 года ростовские авиадиспетчеры держали протестную голодовку. За время акции от работы были отстранены более 120 диспетчеров. Основным требованием участников голодовки было повышение заработной платы. "Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ" вынуждена была уступить, гарантировать обеспечение прав работников, участвовавших в голодовке, и обязалась не предпринимать мер для привлечения их к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, а также не принимать мер для их увольнения либо отстранения от работы. Кстати, достижение соглашения стало возможным после того, как согласно приказу генерального директора "Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ" Олега Алексеева, директор филиала "Аэронавигация Юга" Валерий Горбенко был отстранен от занимаемой должности.

29 марта 2010 года протестные акции выплеснулись за пределы Юга. Продолжительное изучение условий коллективного договора началось в Ставрополе и Оренбурге. К ростовчанам также присоединились диспетчеры крупнейшего в стране Московского авиаузла. В Тюмени и Сургуте организуются профсоюзные собрания, итогом которых, как ожидается, станет решение о присоединении к акции протеста, приобретающей уже всероссийский характер.

Более того, как сообщается на сайте Федерального профсоюза авиадиспетчеров, 30 марта с 10:00 до 12:00 мск в Москве на Ленинградском проспекте у входа в здание Росавиации будет проводиться пикет с целью "публичного выражения отношения работников ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" к действиям работодателя, выражающихся в невыполнении условий Коллективного договора на 2007-2010 годы, а также уклонении от ведения коллективных переговоров по новому Коллективному договору". В акции примут участие до 150 человек.

Президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Сергей Ковалев уже направил письмо заместителю министра транспорта Российской Федерации Сергею Аристову, в котором предупредил о возможности провокаций по отношению к протестующим авиадиспетчерам.

"Для достижения контроля над участниками новой конференции руководством ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" готовится использование сотрудников органов МВД, с целью проведения "зачистки" помещений Ростовского центра ОВД от "лишних" авиадиспетчеров", - говорится в письме.

Председатель ФПАД России просит замминистра вмешаться в ситуацию и принять необходимые меры для снятия социальной напряженности в развивающемся трудовом конфликте.

В тот же день в 10 часов утра группа граждан в количестве 15 человек устроит пикет у входа в здание министерства транспорта РФ в поддержку профсоюза

Чиновники госкорпорации могут уповать лишь на одно обстоятельство: авиадиспетчерам запрещены забастовки. Но ситуация от этого не становится менее взрывоопасной.

Обозреватель Александр Сидоров