Достучаться до водителя

Interfax-Russia.ru – Глава Ингушетии предлагает забирать машину у виновника ДТП, в котором пострадали люди. Но некоторые эксперты считают, что злостные нарушители смогут обойти такую меру.

Большая часть аварий, и в том числе со смертельным исходом, происходит по вине водителя. Достучаться до тех, чье внимание за рулем приковано к мобильному телефону, кто игнорирует мигающий светофор и техническую неисправность своих машин, кто позволяет себе выпивать за рулем, можно лишь жесткими мерами.

Так, например, глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров предложил новое наказание: лишать виновника ДТП не прав, а сразу автомобиля.

"Для снижения количества ДТП нужны более решительные меры наказания. Я предлагаю вам рассмотреть и инициировать в Госдуму законопроект о конфискации у нарушителя автомобиля и продажи его на аукционе. А вырученные средства пусть идут на покрытие расходов людей, которые из-за них пострадали", - заявил Юнус-Бек Евкуров региональным парламентариям.

В августе глава Чечни Рамзан Кадыров после случившихся в регионе двух крупных автокатастроф, предложил конфисковывать машины у тех, кто не заплатил штраф в течение суток. Тогда речь шла конкретно о Чечне.

"Мы заявили, что водитель, который сознательно нарушает правила дорожного движения, представляет обществу такую же угрозу, как террорист. Борьба с этим явлением с сегодняшнего дня становится общенародной задачей. Наряду с воспитательной работой, я предложил жесткие меры. И они были поддержаны", - отметил глава Чечни.

Забирать машины у нарушителя – не самая лучшая идея, потому что этот закон трудно будет применить на практике без судебного вмешательства, заявил Interfax-Russia.ru региональный директор Русского АвтоМотоКлуба Николай Степанов.

"Эта инициатива появилась, скорее, для устрашения нарушителей, поскольку она невыполнима. Водитель не обязательно является собственником автомобиля, а арестовать или изъять личное имущество третьего лица может только суд. Таким образом, появление подобного закона приведет к перерегистрации "злостными" нарушителями автомобилей на родственников, даже не имеющих водительского удостоверения, или на юридических лиц, а каждая попытка конфискации будет заканчиваться длительными судебными разбирательствами", - заявил эксперт.

По его мнению, сейчас в сознании водителя проезд на красный сигнал светофора или несоблюдение разметки приравнено к курению в неположенном месте. "Эффективнее придавать огласке уровень собираемости штрафов, публиковать суммы, взысканные с самых ярых нарушителей, и оглашать количество должников, которых не выпустили за границу – это более действенно. Если водители будут знать, что нарушение – это действительно дорого и его все равно придется оплатить, то многие не станут и нарушать", - считает Николай Степанов.

Чтобы сумма штрафа была значительной для любого водителя, эксперт считает, что следует ввести прогрессивные штрафы за серьезные нарушения, как в Европе.

"И, конечно же, должно увеличиваться количество систем автоматической фиксации нарушений. Причем, не только контроля скоростного режима, но и выезда за стоп-линию, на загруженный перекресток и выделенные полосы", - добавил он.

Как считает другой эксперт, предложение Юнус-Бека Евкурова будет скорее профилактикой, чем общепринятой практикой: одного-двух наглядных примеров того, что можно действительно лишиться автомобиля, хватит для того, чтобы уберечь сотни тысяч автомобилистов.

"Но, конечно, наказание должно быть равноценно вине, подобную меру стоит применять только по отношению к тем, что совершил очень жесткие, серьезные и осознанные нарушения", - сказал генеральный директор экспертного центра "Движение без опасности" Вадим Мельников.

По его словам, сегодня многие регионы и эксперты предлагают жесткие инициативы, начиная от лишения водительских прав за тонировку (в Йошкар-Оле), заканчивая штрафами за разговоры по телефону на пешеходных переходах (в Калининградской области).

"А Следственный комитет РФ и вовсе предложил давать 4 года колонии за вождение без прав. Важно, чтобы любая озвученная идея была оценена с точки зрения ее реальной необходимости, продумана, согласована с соответствующими ведомствами, экспертами, министерствами и только потом получила жизнь, строго в таком алгоритме", - считает собеседник Interfax-Russia.ru.

По данным "Движения без опасности", порядка 87% ДТП происходит по вине самих водителей. Основные виды правонарушений водителями – несоблюдение очередности проезда и несоответствие скорости конкретным условиям, на которые приходится более трети всех аварий.

Водители зачастую пренебрегают скоростным режимом, особенно при меняющихся погодных и дорожных условиях. Но самым опасным для жизни правонарушением является выезд на полосу встречного движения, на которое приходится почти треть смертей. При этом лишь в 34% случаев всех ДТП сопутствовали неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети.

"Очень много аварий происходит из-за того, что огромное количество людей получили некачественные, недостаточные знания по управлению автомобилем и сели за руль тогда, когда им еще очень долго нужно было практиковаться. Если говорить про человеческий фактор, в каждом из этих ДТП, то, зачастую причины кроются в культуре дорожного движения и навыках вождения, а также усталости самих водителей, общей скорости реакции на изменение условий движения", - объяснил Вадим Мельников.

Увеличение штрафа за нарушения – эффективная мера но недолгосрочная, люди просто привыкают. "Для того, чтобы пролонгировать действие штрафов, его введение нужно сопровождать разъяснениями, объяснительной работой, социальной рекламой, показывающей, что может произойти, если нарушать правила", - убежден эксперт.

Лучше всего побуждают водителей соблюдать ПДД камеры и сотрудники ГИБДД на дорогах – таковы данные исследований. К сожалению, на сегодняшний день водителей можно лишь напугать через лишения и наказание "рублем".

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook