Драка с продолжением

Interfax-Russia.ru – Массовая драка в Дагестане переросла в массовую трагедию.

Пожар в головах

Одна из самых громких информационных тем минувших выходных – разумеется, после обсуждения лесных пожаров, выжигающих Россию, - массовая драка в Гергебильском районе Дагестана. Но если в первом случае речь идет о стихийных природных бедствиях, то во втором – о стихийных бедствиях в головах людей.

Вообще-то драка началась еще в минувшую пятницу.

"30 июля 2010 года, около 23 часов 00 минут, в Гергебильском районе между жителями селений Гергебель и Гикуни произошла массовая драка с участием 400 человек. Предварительно установлено, что дрались приблизительно по 200 человек с каждой стороны, участниками потасовки применялось огнестрельное оружие. В результате 3 человека были убиты, 5 ранены", - сообщил в субботу сайт СКП РФ.

В последующем сообщении СКП РФ уточняется, что ранены семь человек. Из достаточно скупой информации неясно, что же послужило причиной столь кровавой потасовки, в которую было втянуто такое количество народа. Видно, что селяне сошлись не на шутку. Если бы не подоспевшие сотрудники милиции, и трупов, и калек оказалось бы намного больше. К сожалению, вмешательство представителей закона обошлось дорого для них самих: один милиционер убит, другой попал в больницу и находится в тяжелом состоянии. В таком же состоянии и несколько участников драки.

Околоспортивный мордобой и исторические воспоминания

И все же попробуем разобраться в причинах драки. Для начала заметим, что массовые драки в Дагестане далеко не редкость. Возможно, дает знать о себе горячий кавказский нрав. Причем поводы для жестоких разборок самые разные.

Так, в мае этого года масштабное побоище в Хасавюртовском районе выросло из обычного, рядового ДТП. В результате столкновения машин 9 мая на автодороге "Хасавюрт - Бабаюрт" пострадали три человека. Казалось бы, приедут инспектора ГИБДД и во всем разберутся. Но не на кавказской трассе! Вскоре на место происшествия сбежались и съехались жители сел Куруш и Батаюрт – земляки участников ДТП. По оценке сотрудников милиции, их было около 400-500 человек. Слово за слово – и понеслось… Нескольких горячих горцев пришлось госпитализировать с ранениями ног – некоторые не в меру ретивые "бойцы" применили травматическое оружие.

Впрочем, есть и другие поводы. Так, на майские праздники прошлого года жители нескольких сел Каякентского района решили провести состязания борцов. Кстати, любите ли вы вольную борьбу? Любите ли вы ее так, как любят ее в Дагестане? Даже не на Кавказе, а именно в этой славной республике, наполненной особой, буйной энергетикой… Любовь Бразилии к футболу, Канады к хоккею и Норвегии к биатлону – ничто по сравнению с почти религиозным поклонением борьбе, которое веками культивируется в "стране гор".

Неудивительно, что, в конце концов, каякентский турнир приобрел излишне массовый характер и перерос в рукопашный бой между жителями селений Герга и Утамыш-Каякент. Несогласные с результатами состязаний местные жители начали выяснять отношения друг с другом, что вылилось в массовую драку с применением огнестрельного оружия. С обеих сторон в ней участвовали до полутора тысяч человек. Потасовка началась на участке федеральной трассы Кавказ у въезда в село Герга. Многие участники приехали на собственных машинах, оперативно вызванные по мобильникам родными, близкими и знакомыми. Пришлось срочно вызывать усиленные наряды милиции и бойцов ОМОНа. "Рукопашников" их появление лишь подзадорило. В милиционеров полетели тяжелые предметы, и толпа, позабыв о первопричине распрей, общими силами набросилась на блюстителей правопорядка. А поскольку ребята в дагестанском ОМОНе тоже не фортепьянной музыкой занимаются, массовики-затейники получили болезненный отпор. Тогда-то мирные сельские виноградари пустили в ход огнестрельное оружие…

В результате один из участников драки от полученных ранений скончался, еще четверо госпитализированы с ранениями различной степени тяжести. Среди госпитализированных был и начальник районного отдела внутренних дел, подполковник милиции Баймураз Темирханов.

Впрочем, для Дагестана, к сожалению, такие разборки "вольного борцовского стиля" далеко не редкость. Увы, республика давно уже "славится" своей несдержанностью на официальных борцовских соревнованиях. Перечислять подобные случаи – довольно долго и утомительно. Достаточно вспомнить хотя бы о скандале на 39-м международном турнире по вольной борьбе памяти легендарного дагестанского спортсмена, пятикратного чемпиона мира Али Алиева, в котором принимали участие борцы из Ирана, Турции, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизстана, Кубы, Монголии.

Вот как обрисован ход турнира в отчете Федерации спортивной борьбы России: зрители вмешиваются в работу судейской коллегии, останавливают схватки, прыгают на ковер и бросают на него пластиковые бутылки. Апофеозом стала полуфинальная схватка между двукратным чемпионом мира Сажидом Сажидовым (Дагестан) и воспитанником дагестанской школы борьбы Юсупом Абдусаламовым, представлявшим Таджикистан. Победителем был назван Абдусаламов. Однако возмущенные местные болельщики толпой выскочили на ковер и устроили массовую драку. Чтобы усмирить хулиганов, пришлось применить электрошоковые дубинки и даже призвать на помощь… служебных собак!

Впрочем, можно увидеть в каякентском "сражении" и межэтнический подтекст. В Утамыше основное население кумыки, в селе Герга – даргинцы. Не исключено, что это обстоятельство подлило масла в огонь борцовского противостояния. Во всяком случае, несколько лет назад подобного рода столкновения происходили в Карабудахкентском районе, где даргинцы обвиняли кумыков в ущемлении их интересов со стороны районного руководства. В Каякентском районе тоже живут преимущественно кумыки, и победа кумыков на борцовском ковре могла быть расценена как "национальное притеснение".

Увы, в многонациональной республике, где живет более ста наций и народностей (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, цахуры, русские и т.д.), разногласия и трения на этой почве - явление нередкое.

Можно вспомнить жестокую драку между кумыками и аварцами в Кизилюртовском районе, рядом с селом Шушановка в июле 2008 года. Все началось в лесу, где отдыхали четверо аварцев и 15 кумыков. Конфликт вспыхнул из-за нескольких обидных слов и перерос в потасовку, в результате которой аварцев поколотили. Однако вскоре к лесному массиву подтянулись уже аварцы на машинах (их вызвал по мобильнику один из пострадавших). "Настучали" уже кумыкам. Затем подоспели 30 машин с кумыками (из прилегающих районов), в том числе с сотрудниками милиции. Завязалась новая драка, ножевые ранения получили три аварца.

Гены имама Шамиля и богатыря Османа

И вот тут мы вернемся к нынешнему ЧП в Гергебильском районе. Однако ни о каком межэтническом конфликте здесь и речь быть не может, поскольку в массовой драке участвовали с обеих сторон исключительно аварцы.

Зато хочется отметить другое. В большинстве источников - и даже в официальном сообщении следственного комитета прокуратуры РФ – допущены грубейшие ошибки в названии и района, и сел: "Гергебельский", "Гергебель", "Гикуни". А ведь Гергебиль и Кикуни – это важная часть нашей российской истории, истории кавказских войн, в результате которых непросто, а часто и не без трагических событий создавалось наше многонациональное государство, и изменялся Северный Кавказ.

Ведь Гергебиль для горцев предмет особой гордости, память о стойкости и героизме их народов. Впрочем, то же самое могут сказать о нем и русские, и казаки. Еще знаменитый дореволюционный энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона писал: "Гергебиль, аул в Дагестане, при реке Аимякинке. 1842 укреплен русскими, но затем взят горцами (мюридами Шамиля) и укреплен еще сильнее. 1848 с большим трудом взят опять русскими".

Действительно Гергебиль (и соседний с ним аул Кикуни) были в XIX веке центром сопротивления горцев российской армии и казачеству. Во время Кавказской войны Гергебиль попеременно контролировался обеими противоборствующими сторонами, здесь произошли наиболее яркие сражения, которые заканчивались попеременным успехом.

Так, в октябре 1843 года отряд муридов с тремя орудиями под командованием мурида Кебед-Магомеда Телетлинского осадил в Гергебиле солдат русского гарнизона под командованием майора Шаганова и через 12 дней захватил аул. Русские защитники Гергебильского гарнизона, не желая сдаваться, взорвали себя. Потеря Гергебиля заставила царские войска покинуть Аварию.

В 1847 году ответный удар нанес светлейший князь Михаил Воронцов. Его дагестанский отряд должен был овладеть Гергебилем и до 1 июня построить там укрепление. Однако Воронцову противостояли талантливые горские военачальники – сам имам Шамиль, наибы знаменитого Хаджи-Мурада, молодой Идрис Гергебильский.

Они отразили в начале июня все безуспешные атаки солдат и казаков, а затем среди русских в дагестанском и самурском отрядах началась холера, и Воронцов был вынужден отступить.

Реванш русские войска взяли в 1848 году. Князь Аргутинский с двумя батальонами апшеронцев и шамхальской милиции в июне и июле нанес сокрушительный удар по укрепленному аулу. Достаточно сказать, что 6 июля усиленная бомбардировка Гергебиля продолжалась 17 часов. Горцы попытались атаковать царские войска, но это обернулось страшными потерями для отчаявшихся героев. Регулярные российские части уничтожили практически всех мюридов, а аул сровняли с землей.

Лишь в 1870 году рядом с разрушенным аулом разросся современный Гергебиль. Он возник в результате объединения более десятка тухумов (родственных групп), проживавших на территории Гергебильской равнины. Любопытно, что среди них были и тухумы Кушкандил и Андули, родоначальники которых - русские пленные времен Кавказской войны Константин и Анатолий, принявшие ислам.

Что касается селения Кикуни, оно также особо известно одним из величайших силачей планеты - Османом Абдурахмановым, который не только гнул рельсы, поднимал машины и совершал прочие чудеса, но и боролся с Иваном Поддубным. Одни источники скромно говорят о результате – "ни разу не проиграл", другие утверждают, что Осман положил Поддубного на лопатки. Осман из Гергебиля был известен на весь Советский Союз, снимался в фильмах "Остров сокровищ", "Детство" по роману Горького, "Богдан Хмельницкий", где сыграл гиганта-козака. Рост Османа был 207 сантиметров, вес — 150 килограммов.

Все это не просто этнографические сведения. Речь идет о генетических особенностях аварского характера, которые зачастую и приводят к "выяснению отношений при помощи жестов" (как интеллигенция определяет бокс).

Из искры – в пламя?

Как сообщает сайт СКП РФ, в настоящее время выясняются все обстоятельства произошедшего, принимаются меры по выявлению и задержанию зачинщиков драки, а также тех, кто использовал огнестрельное оружие. По данному факту следственными органами Следственного комитета по Дагестану проводится доследственная процессуальная проверка, по результатам которой будет принято процессуальное решение.

Версий выдвигалось несколько. По одной из них, причиной кровавой разборки стала ссора нескольких детей, игравших на улице, а затем в нее включились родители, знакомые, знакомые знакомых и вовсе незнакомые люди.

Другой вариант событий: крупно поссорились двое жителей обоих сел. Именно эту версию подтверждают единственные подробные данные, опубликованные в издании "КоммерсантЪ". Cогласно этой информации, конфликт возник между жителем селения Кикуни Магомедом Гаджиевым по прозвищу Маленький Махач и жителем районного центра Гергебиль Магомедом Джабраиловым. Оба известны в районе как заядлые собачники, которые занимаются организацией собачьих боев.

По предварительной версии, спор вспыхнул по поводу межи, которая разделяет их земельные участки. Дело дошло до рукопашной. Затем стороны договорились о примирении, которое должно было произойти у медресе имени Хасана Афанди, стоящей у дороги, соединяющей Кикуни и Гергебиль. Однако вместо примирения (время для него почему-то выбрали глубокой ночью), по версии жителей Кикуни, гергебильцы неожиданно ослепили их фарами своих машин и закидали камнями и бутылками. По свидетельству очевидцев, сотрудник местного РОВД 32-летний Азиз Османов сделал несколько выстрелов в воздух, чтобы остудить пыл собравшихся. Ему ответили прицельным огнем. Милиционер погиб, были убиты также два жителя Гергебиля — 58-летний Магомед Мусагаджиев и 34-летний Гамзат Байсунгуров.

Но этим дело не кончилось. Наоборот, из жуткого, но бытового конфликта оно переросло в экстремистскую бандитскую вылазку. В субботу утром на автодороге Губден-Урма в засаду попал отряд дагестанских омоновцев, которые перебрасывались из Карабудахкентского в Гергебильский район, чтобы стабилизировать ситуацию. Колонну "Уралов", "КамАЗов", "УАЗов" и БТРов обстреляли из леса боевики, предварительно подорвав одну из машин. Ранено 18 бойцов ОМОН, бандиты же скрылись в лесном массиве.

Получается, что соседская перебранка "вдруг" закончилась экстремистским налетом.

Увы, пока местные власти не научатся спешно тушить искорки назревающей вражды, пламя массовых драк в Дагестане долго еще будоражить воображение современного обывателя. Что, конечно же, не в лучшую сторону скажется на инвестиционной привлекательности региона. Впрочем, речь не только о ней.

Обозреватель Александр Сидоров