"Джип" таганрогской сборки

Interfax-Russia.ru - Итальянский концерн Fiat рассматривает возможность выпуска Jeep Grand Cherokee на производственных мощностях банкротящегося ТагАЗа.

ООО "Таганрогский автомобильный завод"(ТагАЗ), уже несколько лет выпускающий машины не только под собственным брендом, возможно, скоро станет партнером итальянского концерна Fiat SpA. Fiat рассматривает планы по выпуску вынедорожников на мощностях ТагАЗа.

О том, что Fiat будет каким-то образом связан с таганрогским производством, впервые стало известно в начале этого года. Тогда СМИ со ссылками на различные неофициальные источники сообщили, что итальянский концерн не просто рассматривает ТагАЗ в качестве партнера, но и более того, готов приобрести 100% российского завода у его владельца - холдинга "Донинвест" - со всеми его долгами.

Напомним, что пока ООО "Таганрогский автомобильный завод" имеет более чем 27 млрд рублей перед банками-кредиторами, среди которых Сбербанк и ВТБ. Как показал анализ финансового состояния должника осенью 2012 года, завод может восстановить свою платежеспособность в течение 2 лет, а погасить кредиторскую задолженность ему удастся в течение 8 лет.

Недавно суд ввел на ТагАЗе внешнее управление сроком на полтора года - по сентябрь 2014 года. Об этом стало известно на очередном заседании Арбитражного суда Ростовской области в середине марта. Внешним управляющим на заводе назначили члена НП "Поволжская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих" Эдуарда Шахкулова.

Кроме этого, в зале суда представитель ТагАЗа озвучил план развития предприятия по 2019 год. Он, в частности, предусматривает организацию производства и сборки автомобилей для сторонних заказчиков: на этот год выпуск ограничится 55,5 тыс. автомобилей, а к 2019 году он может возрасти до 254,3 тыс.

"За 9 месяцев 2013 года и в 2014 году планируется накопить для расчетов с кредиторами 3,7 млрд рублей, из которых 1,3 млрд рублей - взысканная дебиторская задолженность, 300 млн рублей - средства от продажи непрофильных активов" - сообщается в плане развития "ТагАЗа", имеющегося в распоряжении "Интерфакса".

Также представитель таганрогского автозавода сообщил, что в марте ТагАЗ планирует встретиться с руководством южнокорейской компании Hyundai и обсудить перспективы дальнейшего развития завода. Кроме того, по его словам, американская компания John Deere выразила намерение наладить на заводе сборку коммерческих автомобилей, в частности, малотоннажных грузовиков.

И, наконец, представитель ТагАЗа заявил, что Fiat изучает возможности по выпуску своих автомобилей на заводе в Таганроге.

Напомним, что итальянский концерн сегодня владеет около 60% акций Chrysler Group LLC. Оставшиеся после банкротства марки 41% по-прежнему принадлежат США. К 2014 году Fiat планирует полностью завершить поглощение Chrysler. Две компании после полноценного слияния хотят интегрировать производство и сбыт, в частности, расширить экспорт итальянских премиальных марок автомобилей в Америку.

Таганрогский завод, в свою очередь, интересен итальянцам непосредственно для сборки "джипов". "Chrysler готов разместить на нашем предприятии заказы на крупноузловую сборку внедорожников Jeep Grand Cherokee. Такая договоренность была достигнута на встрече 12 февраля 2013 года между руководством компаний и области. После этого на "ТагАЗ" приезжали 12 специалистов Chrysler, они провели технический аудит производства, которое на 95% готово к сборке, уточнили схему локализации", - сказал представитель ТагАЗа.

По словам источника, окончательное решение российское подразделение Fiat собиралось принять после перехода завода на внешнее управление.

Однако, как рассказал Interfax-Russia.ru другой представитель ТагАЗа, переговоры с Fiat до сих пор продолжаются и окончательных договоренностей пока нет.

В свою очередь, официальный представитель Fiat в России не дал "Интерфаксу" комментария относительно планов компании на российском рынке.

Почти год назад, в феврале 2012 года концерн подписал со Сбербанком соглашение о намерениях организовать производство легковых и коммерческих автомобилей в России. Доля участия Сбербанка в проекте Fiat должна составить 20%.

При этом изначально итальянская компания планировала вложить 32 млрд рублей в строительство завода в Санкт-Петербурге. Предполагалось, что новый завод полного цикла будет способен выпускать до 120 тыс. автомобилей в год. Однако со строительством этого завода возникли трудности, после чего Fiat и обратил внимание на таганрогский завод.

"После того как со строительством завода Jeep в Петербурге возникли сложности, министерства и Сбербанк, который может стать основным инвестором проекта, предложили Chrysler производство на ТагАЗе. Так можно решить две задачи - спасти банкротящийся завод и предоставить иностранному автопроизводителю, который давно ищет место в России, производственную площадку", - рассказал "Коммерсанту" один из источников автомобильного рынка России.

Действительно, Сбербанк при этом убьет двух зайцев - он заинтересован в сохранении на ТагАЗе производства, подтвердила изданию вице-президент Сбербанка Светлана Сагайдак.

Пока что "ТагАЗ" производит и продает автомобили под брендами Tagaz, Vortex, Hyundai и BYD. Не так давно завод начал выпускать первый российский спорткар Aquila под собственным брендом. Автомашина бюджетного сегмента по вполне приемлемой цене 445 тысяч рублей первое время будет доступна лишь на заводе - пока что ее продают самовывозом.

На прошлой неделе завод продал первые две собранные модели, своих заказов ждут еще около 1700 потенциальных покупателей.

С апреля этого года ТагАЗ намерен начать серийное производство Aquila. Но уже очевидно, что только этот выпуск не сможет уберечь завод от банкротства. А вот программа совместной сборки с каким-либо из крупных автопроизводителей - вполне реальная помощь, учитывая потенциал сборочных площадей ТагАЗа.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"