Это будет славная охота, Каа…

Interfax-Russia.ru – Донской банк вкупе с московским обвиняются в незаконном выводе за границу 20 млрд рублей.

Кажется, терпение федеральных властей, долгое время выделявших огромные средства на поддержку российских банков, в конце концов лопнуло.

Чтобы понять, что имеется в виду, позволим себе короткий экономический экскурс. Когда пределов нашего Отечества достигло ледяное дуновение мирового кризиса, стало очевидно, что расцветающая российская банковская система может быстро вымерзнуть, если государство не окажет ей серьезной помощи. Ведь ежели банки начнут рушиться и закрываться (что неизбежно, поскольку им нечем было отдавать многочисленные кредиты, набранные на Западе), средства миллионов граждан в одночасье превратятся в прах, остановятся предприятия, прекратится деятельность многих организаций и учреждений… Ведь банковская система – это вены экономики, по которым поступает "денежная кровь" во все отрасли. Иным путем поддержать и кредитовать жизнедеятельность институтов государства невозможно.

Осенью 2008 года правительство России выделило 950 млрд рублей на капитализацию российских банков. В числе финансовых организаций, получивших кредит, оказались ВТБ, Сбербанк и Россельхозбанк. Они получили 500, 200 и 25 млрд рублей соответственно. Суммарный объем госпомощи финансовому сектору в виде кредитов, беззалоговых аукционов и аукционов превысил несколько триллионов рублей. В этом году государство пообещало банкам поддержку еще на 900 млрд рублей. Правительство России всячески пыталось демонстрировать банковскому сектору решимость не ограничиваться этими суммами. 12 декабря прошлого года премьер-министр Владимир Путин заявил, что правительство зарезервировало для поддержки банковской системы до 9 триллионов рублей. Со своей стороны, верховная власть ожидала готовности банкиров вкладывать эти средства в кредитование производства, поддержку малого бизнеса, рядовых граждан (прежде всего ипотечных проектов).

Увы, многие представители банковского сектора мыслили несколько иначе. Они не спешили вкладывать полученные деньги в реальный сектор – хотя именно благодаря своевременной помощи государства отток вкладов населения из банков (характерный для первых месяцев кризиса) прекратился. Оказалось, что ряд хитроумных банкиров решил использовать средства господдержки для банальных спекуляций на фондовом рынке. Эксперты обвиняли этих нечистоплотных банкиров в том, что значительная часть государственной помощи была потрачена на бирже, где представители банковского сектора ставили на падение рубля по отношению к доллару и евро. По мнению специалистов, такая игра создала дополнительное давление на российскую валюту, быстро девальвировавшую с сентября 2008 по февраль 2009 года.

Уже в начале ноября прошлого года Путин на правительственном совещании заявил о необходимости контроля за движением средств, выделяемых государством для поддержки пострадавших от кризиса банков. Путин, в частности, велел жестко пресекать нелегальные финансовые потоки, "корпоративный эгоизм", коррупцию и злоупотребления. В том же тоне высказывался и президент России Дмитрий Медведев: правоохранительным органам надо пресекать действия спекулянтов, пытающихся заработать на последствиях финансового кризиса.

Корыстолюбивые финансисты пропустили эти предупреждения мимо ушей. К концу 2008 года каждый четвертый банк в России продолжал не выполнять рекомендации ЦБ, увеличивая активы в иностранной валюте за счет средств господдержки. В начале апреля вынужден был выступить генеральный прокурор России Юрий Чайка, который обвинил ряд отечественных банков в конвертации полученных от государства средств в валюту и выводе их за рубеж. Оказалось также, что, несмотря на мощную поддержку со стороны федеральной власти, сами банкиры, напротив, нагло и беззастенчиво обирают своих клиентов: на рынке ипотечного и потребительского кредитования повышаются ставки по ранее выданным кредитам, а также вводятся различные комиссии. Чайка также заявил, что кредитные учреждения используются для незаконного предпринимательства, легализации преступных доходов и ухода от налогов.

Наконец, не выдержал и президент России. На совещании по вопросам социально-экономического развития Приволжского федерального округа в Кирове 14 мая он сказал свое веское слово. Глава государства напомнил, что накануне проводил совещание по экономическим вопросам, на котором обсуждалась проблема реализации механизма государственных гарантий под кредиты.

"Из 300 миллиардов рублей (выделенных банкам), ни рубля не дали. Печально, плохо", - сказал он.

По его словам, программа госгарантий на федеральном уровне оказалась неработающей, в то время как на региональном уровне она функционирует в ряде субъектов, в том числе в Кировской области.

В общем, президент России сильно рассердился, и это было видно по его эмоциональному выступлению.

И уже на следующий день после выступления Медведева сотрудники департамента экономической безопасности России рапортовали о том, что они совместно с ГУВД по Ростовской и Московской областям пресекли деятельность группы, занимавшейся незаконным обналичиванием, конвертацией и выводом денег за рубеж. "По предварительной оценке, объем выведенных за границу средств составил около 20 миллиардов рублей. Возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.2 ст. 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность)", - говорится в сообщении пресс-службы ДЭБ.

Кто же они, эти первые ласточки, подстреленные удачливыми охотниками? По сообщению департамента экономической безопасности, в результате проведения комплекса оперативно-разыскных мероприятий установлено, что в преступной схеме участвовали ОАО АКБ "Донактивбанк" и ООО КБ "Анталбанк", расположенные в Ростов-на-Дону, их московские филиалы, а также ряд коммерческих организаций в столичном регионе. Руководителями преступной группы, по мнению правоохранительных органов, были председатель совета директоров "Донактивбанка" Сергей Самохвалов и председатель правления указанного банка Ирина Карманова.

Сотрудники правоохранительных органов провели обыски одновременно во всех организациях, задействованных в преступной схеме, в ходе которых изъяли 72 печати фиктивных организаций, электронные ключи "банк-клиент", 8 факсимиле, документацию, подтверждающую преступную деятельность, 11,5 млн рублей и 65 тыс. долларов США неучтенных денежных средств, а также боеприпасы. Руководители и четыре наиболее активных участника преступной группы задержаны.

Возможно, пресс-служба ДЭБ спешила сообщить о раскрытии преступной группы и случайно перенесла штаб-квартиру "Анталбанка" в столицу Южного федерального округа. На самом деле "Анталбанк" действительно расположен в столице – но не ЮФО, а России, то есть не в Ростове-на-Дону, а в Москве, по адресу ул. Писцовая 13А. Ошибка, впрочем, вполне извинительная, поскольку название этого малоизвестного коммерческого банка в последний раз громко прозвучало разве что в июле 2007 года, когда член совета директоров "Анталбанка" 27-летний Артем Курпитко решил показать своему брату Алексею и его девушке Наталье приобретенный им у общества любителей малой авиации "Аэросоюз" вертолет Robinson R44. Во время тестового полета над каналом имени Москвы с мусорного полигона взлетела стая чаек, одна из которых попала под несущий винт. В результате неуправляемый вертолет рухнул на высоковольтную линию передач. К счастью, все обошлось относительно легкими травмами: Наталья сломала руку, Алексей получил ожог спины, а сам Артем отделался легким сотрясением мозга.

В основном же "Анталбанк" известен лишь тем, что в число его аффилированных лиц входит ООО "ФПК "ГАЗИНВЕСТ", гендиректором которого (а также членом совета директоров самого банка) является отец незадачливого вертолетчика и личный друг главы "Газпрома" Алексея Миллера - Виктор Курпитко. Последним обстоятельством, может объясняться и то, что руководителями преступной группы были названы председатель совета директоров совсем уж малозаметного провинциального "Донактивбанка" Самохвалов и председатель правления банка Карманова. Вообще-то "Донактивбанк" занимает скромненькое местечко в шестой сотне российских банков. Впрочем, по окружным меркам характеристики "Донактивбанка" достаточно приличные. В прошлом году его чистая прибыль увеличилась в 4,8 раза и достигла 37,1 млн рублей. На 1 января 2009 года активы банка составили 2 млрд 183,4 млн рублей, в том числе кредитные вложения — 841,7 млн, капитал — 271,9 млн, кредиты, депозиты и прочие привлеченные средства — 383,9 млн, в том числе вклады населения — 283,9 млн, балансовая прибыль в 2008 году — 50,021 млн. Уставный капитал — 200 млн рублей, "Донактивбанк" расположен в четвертом-пятом десятке окружных банков.

Ряд экспертов считает, что "Донактивбанк" первым "пошел под пилораму" не случайно. Южный федеральный округ давно уже "достал" российских правоохранителей. В прошлом году в ЮФО выявлено более 700 преступлений, связанных с легализацией преступных доходов. По уголовным делам, возбужденным по признакам отмывания преступных доходов, сумма легализованных средств составила примерно 170 млн рублей. Напомним, что именно в легализации преступных доходов наряду с незаконным предпринимательством в апреле обвинил банки генпрокурор России Юрий Чайка.

Итак, сезон охоты на банкиров открылся именно на Тихом Дону. Не знаем, гордиться или стыдиться, но факт остается фактом. Однако события показывают, что "Донактивбанком" дело не ограничится. Так, только за первые четыре месяца 2009 года в России уже вскрыто 48,2 тысячи преступлений в финансово-кредитной системе. Теперь же, после прямого указания на то, каких именно злобных хищников следует травить в первую очередь, несомненно, последует череда громких разоблачений.

Подтверждением тому арестованные в понедельник помощник председателя правления московского филиала тюменского ЗАО "Мега банк" Александр Смирнов, заместитель директора московского филиала этой финансовой структуры Николай Тищенко и предприниматель Константин Владимиров. Все они обвиняются в том же, что и их ростовские коллеги. По версии следствия, около двух лет члены этой группировки через сеть фирм-однодневок занимались обналичиванием денежных средств. Ежедневный оборот незаконных средств составлял от 30 млн до 40 млн рублей. В московских офисах этих финансовых структур, а также в квартирах задержанных оперативники изъяли 149 печатей фирм-однодневок, документацию, свидетельствующую об их фиктивной финансово-хозяйственной деятельности, а также крупные суммы денег.

Государство решило показать, что более не желает мириться с банковским беспределом. "Одним из факторов, оказывающих негативное влияние на экономику Российской Федерации, является неконтролируемый оборот наличных и безналичных денежных средств. Выпадая из налогооблагаемой базы, они в дальнейшем попадают в теневой сектор экономики, служат для подпитки криминальной среды, организованной преступности, экстремистских группировок, коррупции и могут служить одним из источников финансирования терроризма", - говорится в сообщении департамента экономической безопасности России. Если банкиры решили вести себя как бандерлоги, они должны помнить о том, что в мире существуют питоны.

Доброй охоты тебе, Каа…

Обозреватель Александр Сидоров