Interfax-Russia.ru - Президент Калмыкии играет особую роль в отношениях России и Монголии.
Двухдневный визит президента России Дмитрия Медведева в Монголию, посвященный 70-летней годовщине разгрома японцев советско-монгольскими войсками на Халхин-Голе, завершился подписанием целого ряда важных для России документов. Это не только декларация о развитии стратегического партнерства между РФ и Монголией, но и соглашение о создании совместного по добыче монгольского урана, а также меморандум о поставках российской железнодорожной техники. "Россия стала первой страной, с которой Монголия подписывает соглашение о совместной деятельности по урану",- с удовлетворением заявил глава госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко.
Правда, удовлетворение России нельзя назвать полным. Во-первых, лицензии на разработку урана на Дорнодском узле имеют также приобретенные китайцами канадские компании. Во-вторых, пока неясно, получат ли российские компании доступ к монгольским запасам угля, золота и меди. Ожидается, что монгольское руководство предоставит лицензии на них недавно созданному СП "Развитие инфраструктуры", где Россию представляет ОАО "Российские железные дороги". Президент РЖД Владимир Якунин надеется получить лицензии на монгольские месторождения Таван-Толгой (уголь) и Оюу-Толгой (золото и медь) в 2010 году. Однако пока эти перспективы подтверждены монгольским руководством лишь на словах.
Серьезным конкурентом России на монгольском рынке выступает Китай, который готов на мощную экономическую экспансию и не пожалеет для этого огромных средств. Впрочем, как заявляет российская сторона, в разработку монгольских месторождений она тоже готова вложить сотни миллионов долларов.
В общем, борьба предстоит нешуточная. И каждая из сторон будет использовать в ней свои козыри. Что касается России, эксперты называют в качестве таких козырей прежде всего огромный долг Монголии еще перед СССР. В 2003 году страны договорились, что 98 процентов из 11,7 миллиарда переводных рублей будет списано, а два процента Монголии предстоит заплатить. Но пока вопросы по долгу остаются. И Россия готова пойти на уступки. Естественно, ожидая того же от Монголии. Во-вторых, Монголия сама достаточно подозрительно относится к южному соседу. "Монгольские власти прекрасно понимают, что такое отдать лицензии Китаю: через некоторое время речь может пойти о внешнем управлении страной. Это очень серьезный риск", - считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. В-третьих, нельзя сбрасывать со счетов недавнее общее историческое прошлое, что, собственно, подчеркнули и торжества по поводу совместной победы СССР и Монголии над Квантунской армией в 1939 году. Как заявил президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж, Россия в течение последних 90 лет играла важную роль в развитии Монголии, и дружба двух народов скреплена кровью.
Но слова словами, а реальность значительно более сложна. Наблюдатели отмечают активизацию в Монголии китайских госкомпаний. Так, за месяц до визита Дмитрия Медведева министерство транспорта Монголии и министерство железных дорог КНР подписали меморандум о взаимопонимании, подразумевающий участие Пекина в модернизации железных дорог страны. При этом Пекин предлагает строительство железнодорожной ветки к Таван-Толгою для экспорта руды через Китай, а не через Россию, и эту идею поддерживает ряд чиновников в руководстве Монголии - например, министр транспорта Монголии Халтмаагийн Баттулга. Он и его советники считают, что китайский проект выгоднее и дешевле.
С другой стороны, политологи подчеркивают, что на Монголию положили глаз и США. Здесь потихоньку идет процесс отработки сценария "цветной революции", давший положительные результаты в ряде других стран. Так, в ходе выборов в Великий государственный хурал 29 июня 2008 года прозападная Демократическая партия Монголии завоевала лишь 24 места, но не признала поражения и обвинила власть в подтасовке результатов. В Улан-Баторе протесты обернулись штурмом штаба МНРП, после чего правительство ввело в город войска и объявило чрезвычайно положение. Итог - пять человек убиты, триста ранены (включая около ста полицейских), около тысячи участников беспорядков задержаны. Кстати, нынешний президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж с 2006 года возглавлял именно Демократическую партию, но ушел с поста после июньских беспорядков.
Конечно, на сегодняшний день главными торговыми партнерами Монголии остаются соседние Россия и Китай, который является главным рынком монгольского экспорта. Китай предоставляет Монголии доступ к своим морским портам, а Россия поставляет нефть. Однако страна упорно расширяет политические и финансовые связи с Японией, США и Европейским союзом. Это грозит для России потерей своего влияния.
Вот тут-то в рукаве у нашей страны есть еще одна неожиданная, но, возможно, очень действенная карта. Этот "джокер" - президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. Надо заметить, что в потоке многочисленных информаций о нынешнем визите Дмитрия Медведева имя Илюмжинова как-то не звучит. Между тем последний не только сопровождал президента России, но и принял участие в переговорах Медведева с Цахиагийном Элбэгдоржем. Согласитесь - явление, мягко говоря, необычное: глава республики участвует в обсуждении межгосударственных проблем с двумя президентами.
Более того: как сказано на официальном сайте главы Калмыкии, "в ходе беседы двух президентов была отмечена важность межрегиональных связей двух стран, в частности, было отмечено сотрудничество Калмыкии с ведущими предпринимателями и компаниями Монголии в сфере сельского хозяйства. Кроме того, сообщает сайт президента республики, Кирсан Илюмжинов "подчеркнул родственные связи калмыцкого и монгольского народов, а также твердое намерение развивать взаимовыгодное сотрудничество в рамках российско-монгольских отношений". То есть в сотрудничестве двух стран особо выделена "калмыцкая составляющая"! Глава Калмыкии принял участие и в торжественном ужине, который дал в честь российского коллеги президент Монголии, и в торжествах, посвященных победе на Халхин-Голе.
Заметим, что это уже четвертый визит Илюмжинова в Монголию за текущий год. В январе он приехал как председатель Всемирной шахматной федерации (ФИДЕ). Правда, помимо шахматных проблем, глава Калмыкии обсуждал вопросы российско-монгольского сотрудничества. Ряд наблюдателей связывал эти вопросы с намерением России поддержать предыдущего монгольского президента Намбарына Энхбаяра на майских выборах.
1 февраля калмыцкий глава снова приезжает в Монголию, где ему вручают высший орден этой страны - "Полярная звезда". По мнению политологов, это стало показателем того, насколько серьезно относятся к калмыцкому лидеру в монгольском руководстве. "Глава Калмыкии располагает неплохими личными контактами среди представителей монгольской политической и деловой элиты", - объясняет журналистам пресс-секретарь Илюмжинова Буянча Галзанов. Что, собственно, неудивительно, поскольку как минимум с тремя министрами монгольского правительства глава Калмыкии находится в дружеских отношениях - в том числе с премьер-министром Санжагийном Баяром. К слову, Илюмжинов и Баяр в студенчестве два года жили в соседних комнатах в общежитии МГИМО. В ходе нынешнего визита перед ужином с президентом Монголии калмыцкий глава отобедал со старинным приятелем. В студенческие годы Илюмжинов познакомился также с министром образования Алтын Хуяком и министром окружающей среды и туризма Луймэдийном Гансухом.
Глава Калмыкии принимал активное участие и в подготовке визита Владимира Путина в Улан-Батор в середине мая, во время которого российский премьер добился подписания соглашения о получении Россией лицензии на крупнейшие месторождения - угольное Таван-Толгой и медно-золотое Ою-Толгой.
Но дело не только в личных связях Илюмжинова. Калмыки являются ближайшими родственниками монголов, калмыцкий язык относится к группе монгольских языков, калмыцкий эпос можно рассматривать как часть ойратского (ойраты - одно из наиболее развитых монгольских племен - ИФ). До середины 17 века калмыки вообще пользовались монгольским вертикальным письмом. То есть национальная и духовная близость двух народов очевидна.
Особенно же монгольской элите импонирует то, что именно калмыцкий президент является особо активным проводником концепции так называемого "экономического панмонголизма", которую Илюмжинов провозгласил в 2006 году. Идея сводится к объединению трех основных "монгольских центров мира" с Элистой и формированию между ними особых политических и коммерческих отношений, замыкая их в своеобразный "монгольский пояс".
Первый центр - "монгольские" провинции КНР: Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) и Автономный район Внутренняя Монголия (АРВМ). "Синьцзянский проект" начал реализовываться в 2005 году после подписания соглашения Калмыкии и СУАР об организации частичного переселения китайских калмыков из Синьцзяна на берега Волги (несколько десятков семей синьцзянских калмыков уже живут в Калмыкии). В рамках этого проекта предусматривается строительство железной дороги из Синьцзяна в Калмыкию. Кроме того, предполагается поставка в Калмыкию дешевой и квалифицированной рабочей силы из "монгольских районов" КНР, а также приток инвестиций, в частности, для строительства крупнейшего на юге РФ автобусного завода. В 2007 году в Элисте побывала делегация из АРВМ. Руководители провинции подписали с калмыцкими властями три соглашения, важнейшее из которых предусматривает участие китайских бизнесменов в создании молокоперерабатывающей индустрии Калмыкии.
Второй центр - собственно Монголия. В конце 2006 года в Элисте побывала делегация из Улан-Батора во главе с тогдашним президентом Намбарыном Энхбаяром. Были подписаны соглашения о сотрудничестве Калмыкии и Монголии в сфере образования и культуры, а также достигнуты договоренности об открытии в Элисте монгольского консульства.
Наконец, третий полюс "экономического панмонголизма" - Тайвань. Здесь проживают тысячи монголов, в том числе и калмыков - потомков беженцев из Синьцзяна на остров во время отступления армии Чан Кайши. Китайские калмыки занимают важные посты в силовых структурах и бизнес-сообществе Тайваня: в частности, мэром столицы острова - Тайбэя является синьцзянский калмык. А развитие отношений Калмыкии с Тайванем дорогого стоит…
Строительство же в калмыцкой столице европейской резиденции Живого Будды повышает статус Калмыкии внутри монгольского мира.
Несомненно, "панмонгольский фактор" пользуется поддержкой и в российском руководстве. Ради него Илюмжинову готовы прощать многие просчеты в руководстве республикой. По мнению политолога Дмитрия Савельева, следует ожидать еще более активного использования Россией "калмыцкого фактора" в борьбе за монгольские природные ресурсы. Причем особо важно то, что идею "панмонголизма" поддерживает и нынешнее руководство Монголии, пришедшее на смену бывшему президенту Намбарыну Энхбаяру.
Правда, политолог Дмитрий Орешкин оценивает ситуацию куда более сдержанно. Он считает, что Монголии в первую очередь нужны не идеи, а деньги, чтобы добывать ресурсы. И она пойдет навстречу прежде всего тому, кто эти деньги предложит.
И все же нельзя не отметить, что усилия главы Калмыкии и ФИДЕ вкупе с усилиями российского руководства дают свои результаты - и не только экономические: перед приездом президента России 17 августа впервые за долгое время в Монголии начались совместные военные учения двух наших стран, которые продлятся до 15 сентября.
До этого Монголия держалась курса на военное сотрудничество с другими странами. Улан-Батор отправил небольшой контингент своих военных в Ирак, и с тех пор монгольские войска находятся в коалиции под руководством США. Монголия также направила своих военных в Афганистан. Кроме того, монгольские военные принимают участие в миротворческих миссиях ООН в Конго и Сьерра-Леоне. В сентябре 2008 года на полигоне к западу от Улан-Батора прошли военные учения, в которых приняли участие войска из США и ряда других стран. Тогда наблюдатели заговорили о желании Монголии диверсифицировать свои отношения, которые в течение долгого времени были завязаны на двух могущественных соседей - Китай и Россию. Но, очевидно, поспешили.
Пока шахматная партия в "стране голубого неба" разыгрывается с перевесом в пользу России. И не в последнюю очередь благодаря сильной калмыцкой фигуре.
Обозреватель Александр Сидоров