Interfax-Russia.ru – Перед грозненским театром террорист-смертник подорвал себя и окружавших его людей.
Воскресный вечер в чеченской столице обещал для театралов большое событие: в Грозненском театрально-музыкальном концертном зале давали трагикомедию по пьесе народного писателя Чечни Мусы Ахадова "Башня, построенная на льду". Произведение на Кавказе уже завоевало популярность, в том числе за пределами республики: пьеса с успехом прошла в Ингушетии (2002 год) и в Дагестане (2008 год), а вот до чеченского зрителя из-за сложной и напряженной обстановки дошла только в этом году: премьера ее состоялась в первой половине апреля. Так что это не просто спектакль – это свидетельство того, что в республику возвращается нормальная мирная жизнь.
Как и положено театру, расположенному на улице имени Александра Грибоедова, он решил предложить публике комедию – конечно, не "Горе от ума", но тоже веселое, яркое и назидательное действо. Историю о чеченском Остапе Бендере по имени Исрапил, который предлагает доверчивым соотечественникам не ситечки "из лучших домов Лондона", а…волчьи хвост, жилы и "альчики" (то, что в России называют "бабки" - кости животных, которыми играют в "пристенок"). По народным поверьям, все эти атрибуты обладают магической силой, вот Исрапил и выдает их за большие деньги "напрокат": они вам, ребята, решат любые проблемы! Но в результате великий чеченский комбинатор остается у разбитого корыта.
Пьеса пользуется огромной популярностью. Как рассказывает чеченский театральный критик Лилия Довлеткиреева, "взрывы аплодисментов почти на каждую реплику или движение на сцене и даже весьма непосредственные выкрики-комментарии из зала - все это создает "эффект присутствия", когда зритель не просто наблюдает за происходящим, он, как в древнегреческом амфитеатре, соучаствует и сопереживает: "Парень не промах!", "Что теперь будешь делать?".
Сам президент республики Рамзан Кадыров подчеркнул воспитательную значимость этой театральной работы: "Спектакль нужно как можно чаще показывать, особенно молодежи!"
Понятно, что "Башня" всегда собирает аншлаг. Вот и в воскресенье 26 июля народ валил на представление: зал был набит полностью – а вмещает он ни много ни мало 800 человек. Люди пришли повеселиться.
Они не знали, что их ждет ужас…
Когда до начала спектакля оставалось уже несколько минут, и через металлодетекторы торопились проскочить припоздавшие зрители, один из них привлек внимание сотрудников милиции: слишком уж подозрительно он себя вел, нервничал, весь был как-то напряжен… Бдительные милиционеры попытались отвести его в сторону и как следует проверить. Вот тогда-то и грохнул взрыв.
Впрочем, по другой версии, террорист сам подошел к группе сотрудников МВД после того, как его не пропустили в концертный зал. Это предположение кажется более вероятным, учитывая то, что при взрыве погибли заместитель начальника УВД по Грозному подполковник милиции Исмаил Бисултанов, начальник милиции общественной безопасности Ленинского РОВД подполковник милиции Резван Гайдабаев, начальник ИВС Ленинского РОВД майор милиции Майрам Цугаев, а также находившийся в Грозном в командировке представитель МВД Адыгеи подполковник милиции Александр Кузнецов. Вряд ли столь ответственные лица, старшие офицеры стали бы задерживать лично подозрительного человека у металлодетектора.
Кроме сотрудников правоохраны, на месте погиб 32-летний гражданин Турции - инженер строительной компании "Бора", которая занимается возведением высоток в Чечне. Позднее в 9-й городской больнице Грозного скончался от ран гражданин Грузии. Сейчас врачи борются за жизнь троих раненых чеченских милиционеров.
Личность самого террориста пытаются установить, хотя это чрезвычайно сложно: мужчину разорвало на куски, в распоряжении экспертов имеются лишь отдельные фрагменты тела и изуродованная до неузнаваемости голова.
Страшный взрыв (по данным взрывотехнической экспертизы, смертник привел в действие устройство мощностью 2 кг в тротиловом эквиваленте) эхом отозвался внутри здания: ведь он прогремел в каких-то 40 метрах от театра. Однако паники среди публики удалось избежать благодаря профессиональным действиям сотрудников милиции: после взрыва открыли запасные выходы и оперативно эвакуировали зрителей.
На место ЧП мгновенно прибыли руководители прокуратуры и МВД Чечни: в связи со сложной обстановкой в республике они несут службу и в выходные дни. Первоначальные следственно-оперативные действия произвели сотрудники РОВД и прокуратуры Ленинского района Грозного, затем на место происшествия прибыли сотрудники милиции и СКП по Чеченской Республике. Также, как сообщает пресс-служба СКП России, для помощи коллегам при расследовании громкого преступления в чеченскую столицу прибыли криминалисты центрального аппарата Следственного комитета из Южного федерального округа. По факту взрыва возбуждено уголовное дело по ст. 317 ("Посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов"), ч.2 ст. 105 ("Убийство двух и более лиц"), ст. 222 и 223 ("Незаконный оборот оружия и взрывчатых веществ, незаконное изготовление взрывных устройств") УК РФ.
В настоящее время есть две версии того, против кого было направлено преступление. Согласно одной версии, смертник рассчитывал уничтожить только стражей правопорядка, а потому дождался, пока поток желающих посмотреть спектакль спадет, чтобы не пострадало гражданское население. Однако многие эксперты довольно скептически относятся к рассуждениям о "гуманности" террориста. В частности, они напоминают о взрыве 7 июля в сквере Нефтяников чеченской столицы. Тогда злоумышленники заложили самодельную бомбу в урну на детской площадке. Пострадали девять человек. И против кого же были направлены действия этих "человеколюбцев"? "На этом месте нет и никогда не было военных, милиционеров, представителей других правоохранительных органов. Это известная всему городу детская площадка, где работают павильоны по продаже мороженого и прохладительных напитков, выдаются напрокат детские машины. На женщин и детей поднял руку тот, кто стоит за взрывом", - гневно обрушился тогда на террористов глава МВД республики Руслан Алханов. "Это попытка запугать население, загнать людей в дома, посеять в их сердцах страх, тревогу и неуверенность", - заявил он, назвав подобные действия "циничными, подлыми и мерзкими".
А разве кто-то из экстремистов задумывался, сколько народа пострадает в результате покушения на Ахмада Кадырова на грозненском стадионе "Динамо", когда десятки людей попали в больницу, на операционные столы?
Безусловно, в первую очередь теракты направляются против силовиков. Но при случае "партизаны" не задумываются, если нужно пожертвовать десятком-другим мирных жителей. Поэтому не исключено, что террорист пытался проникнуть именно в концертный зал: на постановку "Башни, построенной на льду", постоянно приходят люди из руководства республики, их семьи, крупные чиновники и бизнесмены. А если заодно погибнут те, кто находился поблизости: ну, значит, не повезло…
Разумеется, очередной теракт большинство связывает непосредственно с совместной операцией силовиков Чечни и Ингушетии против боевиков на территории обеих республик. Боевики в этом противостоянии понесли очень серьезные потери. Их противники, разумеется, тоже. Но у силовых структур эти потери – восполнимые, для бандитов же каждый новый труп является серьезным ударом. Что бы ни говорили правозащитники и прочие о том, как "бегут" в горы доведенные до отчаяния чеченцы, на самом деле "движение сопротивления" находится в критическом положении и ощущает явный "дефицит кадров". Если так пойдет дальше, если к тому же "отважные горцы" лишатся опоры среди близких и родственников, если окажутся в изоляции и будут терять бойцов, базы, оружие – наступит коллапс в их войне. Именно поэтому нужны громкие преступления, кровавые акты. Выход один: нагнать на жителей ужас, принудить местную и центральную власть начать хоть какие-нибудь переговоры, пойти хоть на незначительные уступки. А то и просто все это делается для того, чтобы получать очередные смертельные "гранты" от покровителей из-за рубежа, которым крайне необходима нестабильность в северокавказском регионе. А таких заклятых друзей у России, к сожалению, много.
Именно об этом заявил журналистам президент Чечни Рамзан Кадыров. По его словам, "активные действия по ликвидации бандитов, осуществляемые в последнее время на сопредельных территориях, привели к задержанию, уничтожению более 50 боевиков, в том числе и нескольких известных бандглаварей. Уничтожены базы длительного проживания. Они поняли, что приходит им конец, что мы не отступим, и теперь эти нелюди используют самые грязные методы, включая подрывы в многолюдных местах".
"Это попытка отвлечь силы правоохранительных органов из района проведения спецоперации, попытка заставить нас отказаться от активных действий по уничтожению боевиков, но они тщетны. Я со всей ответственностью заявляю, что мы не остановимся, пока не будут уничтожены все бандиты, которые поднимают руку на мирных граждан, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, религиозных деятелей", - подчеркнул чеченский глава.
"Это наглядно свидетельствует о предсмертной агонии, о конвульсиях бандитов, которые наглядно показали свое истинное лицо", - отметил Кадыров.
Последнее заявление кое у кого вызвало недоумение и даже иронию. Что же это за агония, когда в последнее время на Северном Кавказе, и прежде всего на территориях Чечни и Ингушетии, то и дело гремят взрывы, обстреливаются дома, бандиты нападают на силовиков? По сравнению с началом года обстановка явно обострилась. Однако этого и следовало ожидать. Это – естественная реакция боевиков на ужесточение мер подавления. Теперь вопрос лишь в том, надолго ли их хватит.
Кстати, не случайно многие эксперты напрямую связывают теракт перед грозненским театром с рядом успешных операций в минувшую субботу против бандитов в Чечне и Ингушетии. В Ингушетии были ликвидированы двое боевиков, которые входили в группу уничтоженного ранее главаря бандподполья Кузейфа. Тогда же в селении Гойты Урус-Мартановского района Чечни при штурме дома были убиты шестеро боевиков. Спецоперация продолжалась в течение трех часов – с 8 до 11 часов.
Другими словами, удавка на бандитской шее сжимается, и это приводит к бешеным конвульсиям.
Но дело не только в успешных военных действиях. Взрыв в центре Грозного прогремел как раз тогда, когда Кадыров достиг серьезных успехов на дипломатическом фронте. Живущий в лондонской эмиграции представитель чеченских сепаратистов Ахмед Закаев заявил о прекращении подконтрольными ему силами сопротивления вооруженных действий на территории Чечни. "Руководством Ичкерии принято решение о прекращении силами сопротивления вооруженных действий на территории Чечни с 1 августа против чеченской милиции", - заявил он в интервью газете "Коммерсант", опубликованном в понедельник, комментируя двухдневные переговоры между ним и председателем парламента Чечни Дуквахой Абдурахмановым в Осло на прошлой неделе. Напомним, что Закаев возглавляет так называемое "правительство независимой Ичкерии".
"Мы предложили начальнику главного штаба вооруженных формирований Ичкерии подготовить проект приказа, согласно которому с 1 августа этого года наши бойцы не будут применять оружие в отношении чеченской милиции, за исключением случаев самообороны, - заявил Закаев. "Я очень надеюсь, что с этого дня чеченцы больше никогда не будут друг в друга стрелять", - добавил он.
Заявление, прямо скажем, производит неоднозначное впечатление. Закаев приказывает не убивать только чеченцев, фактически делая исключение для представителей федеральных сил. Но уже и это – мощный удар по бандподполью и признание серьезности нынешней власти в республики.
Закаев считает, что его диалог с властями Чечни может заставить задуматься и тех боевиков, которые сегодня подчиняются Доку Умарову.
"Последний же, как известно, давно дистанцировался от ичкерийских властей, объявив себя эмиром Северного Кавказа", - пишет "Коммерсант".
"Я очень надеюсь, что многие из них (боевиков) осознают ошибочность идеологии, которую им навязывают так называемые эмиратчики, и поддержат наши мирные инициативы",- сказал Закаев.
Проще говоря, дело "джихада" - совсем швах. Но как раз именно это подталкивает непримиримых врагов России и Чечни к самым непредсказуемым, диким, бесчеловечным акциям. И к этому, увы, надо быть готовым.
Именно в агонии, в безвыходном положении зверь становится особо опасным.
Обозреватель Александр Сидоров