Interfax-Russia.ru - Ученые считают, что уникальное озеро в Краснодарском крае находится на краю гибели.
Речь идет о знаменитом Ханском озере, расположенном в Краснодарском крае на юге Ейского полуострова. По большому счету, это и не озеро даже, а лагуна. Прежде Ханское было заливом Азовского моря и соединялось с Бейсугским лиманом. Постепенно морские волны намыли вал из песка и ракушечника, отделивший озеро от лимана. Длина овального водоема, вытянутого с юго-востока на северо-запад, составляет 16 км, ширина - от 6 до 7 км, общая площадь, по данным 2000 года, составляла примерно 108 кв. км, глубина - от 50 см до полутора метров (в отдельных местах).
Озеро Ханское охраняется как памятник природы и имеет статус курорта краевого значения. Почему курорта? Да потому, что Ханка (как называют озеро местные жители) с давних пор славится своими лечебными грязями. Собственно, существует легенда, согласно которой из-за этого оно и получило свое название. Когда территория Кубани принадлежала Крымскому ханству, великий и могучий хан Шахин-Гирей, объезжая владения, остановился на берегу неизвестного странного озера. Жены из его гарема веселой стайкой бросились в воду омыться после утомительной дороги под знойным степным солнцем. Когда они вышли после омовения, то хану показалось, что женщины его стали еще моложе и прекраснее, кожа их стала более светлой, нежной и удивительно сверкала. Тогда Шахин-Гирей окунулся сам - и почувствовал себя после купания тоже помолодевшим, окрепшим - в том числе и сексуально. С тех пор и назвали озеро Ханским.
Так это или не так, но на дне водоема действительно есть залежи грязи, обладающей целебной силой. Лечебная грязь представляет собой маслянистый черный ил с сильным запахом сероводорода. По химическому составу она напоминает грязи одесских лиманов, озера Сакского (Крым) и озера Тамбуканского (Пятигорск) и состоит из сульфатов, карбонатов и хлоридов натрия, кальция, магния. Лечебная грязь используется санаторием "Ейск" с 1921 года для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, кожных и других болезней.
Но какая же опасность грозит этому чудесному заповедному озеру? О ней громко заговорили еще несколько лет назад. Еще в начале 2000-х годов в Ханском водились десятки тонн рыбы, которую отлавливали местные промысловики. Однако летом 2007 года произошла, можно сказать, экологическая катастрофа: из-за жары озеро полностью пересохло, что привело к массовой гибели обитавших здесь пеленгасов, карасей, судаков. На квадратном метре специалисты насчитали от 40 до 60 штук мертвых особей разных пород.
Местный житель Максим Бабенко вспоминает: "Здесь сотни тонн рыбы валялось и гнили. А рыба не смогла уйти - она в ямках осталась. Горы рыбы были, огромные навалы".
Вообще-то подпитка Ханки происходит в основном за счет атмосферных осадков, притока дождевых и талых вод, приносимых рекой Ясени и временными водотоками по балкам. Во время нагонных юго-западных ветров со стороны моря вода поступает также из Бейсугского лимана через пониженные участки ракушечно-песочного вала. В общем, летом озеру приходится туго: оно в значительной мере пересыхает, площадь его сжимается, как шагреневая кожа, а вода становится в 12 раз солонее, чем в Азовском море.
Однако, по мнению начальника Ейского отдела ФГУ "АЗЧЕРрыбвод" Александра Качевского, причину массовой гибели рыбы нужно искать в другом: "На реке Ясени предприниматели, которые занимаются рыборазведением, построили слишком много дамб… Из-за дамб не поступает достаточного количества воды в озеро для того, чтобы поддерживать уровень воды".
Этой же версии придерживаются и ученые Южного научного центра (ЮНЦ) Российской академии наук (РАН). Они считают, что проблема возникла из-за плотин на реках, питавших Ханское озеро. Запруды начали строить еще в 60-е, создавая искусственные водоемы для разведения рыбы. Но в последние годы большинство рыбколхозов перешло в частные руки, и коммерсанты принялись возводить плотины, что называется, "ударными темпами".
"Администрация, идя на поводу местного бизнеса, сдала в аренду или продала приречные земли с благими якобы намерениями, - комментирует ситуацию председатель ЮНЦ РАН академик Геннадий Матишов. - Предполагалось (а вернее, без всяких научных оснований декларировалось), что разведение малька в частных водоемах будет способствовать пополнению биоресурсов Азово-Черноморского бассейна. Но, как известно, "благими намерениями выстлана дорога в ад". Не был включен механизм контроля за технической стороной строительства запруд и плотин на этих реках, за их высотой, плотностью и количеством. Не получили разрешительного заключения на строительство от Южного научного центра РАН. И вот результат".
Наглядно убедился в бедственном положении Ханки старший научный сотрудник ЮНЦ Рамиз Савицкий, побывавший недавно на озере: "Фауна исчезла полностью. Это было одно из крупнейших мест гнездования кудрявого пеликана - более сотни пар гнездилось. Это вид, занесенный в международную Красную книгу. Другие виды тоже. С потерей этого озера мы потеряли популяции этих птиц".
Действительно, особое место в природной зоне Ханки занимала орнитофауна. Она насчитывала около 180 видов птиц, относящихся к 15 отрядам. В их числе очень редкие, редкие и малочисленные виды. Озеро и его окрестности были выделены в качестве ключевой орнитологической территории России. Эти угодья занимали одно из центральных мест в воспроизводстве околоводных и водоплавающих, в том числе редких и уязвимых, видов птиц региона. На островах гнездилось около 20 тысяч пар птиц, связанных с водно-болотными угодьями. Колонии кудрявого пеликана, черноголового хохотуна, чегравы, большого пеликана являлись одними из самых крупных в северо-кавказском регионе.
Но богатство Ханского озера составляли не только птицы. Сейчас на грани исчезновения 239 видов систематического состава флоры озера и его окрестностей, которая составляет 29,8% от общего числа видов растений Северного Кавказа и Предкавказья. Озеро играло важную роль в воспроизводстве рыбных запасов, в том числе и ценных видов рыб. Сохранение и пополнение видового многообразия и численности 22 видов представителей ихтиофауны происходило за счет проникновения из Бейсугского залива. Здесь насчитывалось три вида рептилий, а также 24 вида насекомых и 10 видов животных, охраняемых федеральным законодательством. В зоне озера произрастало 22 вида редких и исчезающих растений.
Между тем честь местных жителей считает проблему искусственно нагнетаемой.
"Да Ханка испокон веку летом высыхала до дна! - пояснил Interfax-Russia.ru один из местных жителей Василий Семенович. - Вот появление здесь рыбы и полноводность - как раз и есть аномалия. Рыбой-то тут и не пахло никогда. И птица разная подтянулась…".
Слова старожила подтверждают и краеведческие источники. Они свидетельствуют: летом в озере испаряется до 96% воды, глубина составляет 5-10 см, а в засушливые годы Ханка совсем пересыхает, и ее дно покрывается тонким слоем поваренной соли, которую даже добывали в прошлом. Соль сгребали в бурты, давали просохнуть, а затем собирали. Поэтому было бы большим преувеличением списывать все беды на речные запруды. На самом деле, говорят краеведы и местные жители, полноводье Ханского озера связано с тем, что при сильных юго-западных и западных ветрах вода преодолевает естественную дамбу, отделяющую озеро от Бейсугского лимана, и вода Бейсуга наполняет Ханку. Но таких ветров не было уже несколько лет. Вот и весь секрет "экологической катастрофы". Местные жители, однако, тоже обеспокоены ситуацией и предлагают решить ее просто: выкопать искусственный канал между Бейсугским лиманом и Ханкой. Однако такой подход вызывает опасения у специалистов. "Нельзя впопыхах копать каналы, - предупреждает Александр Качевский. - Мы выкопаем, вода стечет, и потом мы уже обратно ничего не вернем. Этим должны заняться соответствующие службы". И действительно, столь радикальный способ без необходимых расчетов может привести к тому, что пресная озерная вода, поступающая из рек, будет вытеснена морской, и Ханка потеряет свои уникальные качества.
С таким мнением согласен и помощник председателя по экспедиционной деятельности Южного научного центра РАН кандидат биологических наук Олег Степаньян. Он отмечает, что ситуация с озером Ханским в начальной степени напоминает ситуацию с Аральским морем. Но печальные последствия можно предотвратить. Оптимальный вариант наполнения озера водой должны найти квалифицированные гидротехники. Чтобы исправить ситуацию, необходимо восстановить сообщение с Бейсугским лиманом в нескольких местах, которые сейчас занесены песком и ракушками. Потребуется расчистить и углубить протоки, скосить камыш и тростник, соорудить нескольких минишлюзов.
По мнению ученого, чтобы озеро снова наполнилось водой хотя бы на полметра, понадобится от двух до четырех лет. Если не принять срочных мер, то лиманы, которые подпитывают с озером, засохнут, а протоки зарастут тростником.
Пока же, как свидетельствует глава Ясенского сельского поселения Ейского района Владимир Корж, положение аховое: "Очистные работы не ведутся, шлюзы, которые должны сбрасывать воду, на дамбах не работают". Необходима специальная краевая программа по спасению Ханского озера. К тому же озеро и питающие его водой лиманы находятся на территории трех районов: Ейского, Каневского и Приморско-Ахтарского. А у семи нянек, как известно, дитя без глазу.
Существует, правда, и еще одна версия осушения озера. В акватории Бейсугского лимана и частично на Ясенской косе находится крупное газовое месторождение. Так вот, аборигены этих краев убеждены: кому-то очень выгодно осушить Ханку, чтобы начать здесь добычу газа. Пока озеро находится под охраной как уникальный природный объект, сделать это невозможно. А раз оно высохло - стало быть, и проблемы все сняты.
Подтверждений этого предположения нет, но не секрет, что ученые Юга России давно выступают вообще за ограничение добычи нефти и газа в южных морях. "Ассимиляционная емкость южных морей (то есть способность их "переваривать" загрязняющие вещества) значительно ниже из-за их замкнутости и повышенного уровня фонового загрязнения, - говорит академик Матишов. - Мировой опыт проведения работ по изысканию, освоению нефтегазовых месторождений свидетельствует о том, что даже при соблюдении установленных норм морские промыслы являются источниками хронического загрязнения среды нефтепродуктами". То же самое касается и добычи газа.
В общем, ситуация вокруг Ханского озера остается крайне напряженной. Если кто и выиграл от его пересыхания, так это отечественные любители кайтинга (от англ. kite - воздушный змей). Это вид экстремального спорта, где воздушные змеи используются в качестве основной движущей силы на земле, на воде, в горах… В качестве "нижнего" передвижного средства выступают сноуборды, ролики, горные лыжи и т.д. Для подобных "спортивных снарядов" необходимы большие пространства, по которым гуляет ветер. С недавних пор фанаты кайтинга облюбовали именно Ханское озеро. Как они утверждают, на его дне образовались километровые пролеты сухой ровной поверхности для катания на маунтинбордах и багги. Маунтинборд - это доска, напоминающая сноуборд и скейтборд, и предназначена она для езды по пересеченной местности. Багги - разного рода четырехколесные конструкции, часто - изношенные, уже не пригодные к нормальной эксплуатации автомобили экстравагантного вида - без дверей, крыльев, а то и вовсе без кузова. Прикрепив их к воздушным змеям, экстремалы лихо носятся по открытым пространствам, песчаным дюнам, устраивая между собой гонки.
Вот так всегда: кому беда, а кому - веселье…
Обозреватель Александр Сидоров