Исторический код

Interfax-Russia.ru - QR-коды с информацией об архитектурных объектах появятся к концу года в Ростове-на-Дону. "Закодировать" здания города планируется к Чемпионату мира по футболу 2018 года.

Планируется, что общегородской QR-сервис, который будет создан в Ростове-на-Дону, улучшит городские коммуникации и поможет изменить облик города в глазах иностранных туристов. Иностранцы с помощью QR-кодов смогут быстро считывать информацию о зданиях и об объектах, находящихся в них.

Технология QR-кодов в России появилась относительно недавно. Родина мобильного штрих-кода Япония. Там он был создан в 1994 году, и в настоящее время в этой стране QR-коды используют повсеместно: на упаковках товаров, плакатах, справочниках и т.д. Благодаря тому, что небольшая картинка позволяет закодировать значительно больше информации, чем обычный штрих-код, японцы с 2000-х годов стали широко использовать новый вид хранения и распространения информации. Сейчас QR-коды популярны также в странах Азии, Америке и в Европе.

Название кода происходит от английского словосочетания "quick response" (в переводе – "быстрый отклик"). В QR-коде может быть зашифрована различная справочная информация: адрес сайта и электронной почты, контактные телефоны, географические координаты. Считать код можно с помощь телефона с фотокамерой, на котором установлено соответствующее программное обеспечение.

В настоящее время QR-сервис стал популярен среди туристов по всему миру благодаря простоте использования и точности закодированной в нем информации.

Ростову-на-Дону использование QR-кодов позволит приблизиться к европейским и международным стандартам коммуникаций. "Это уже давно не ноу-хау, а лишь часть европейской культуры", - утверждают инициаторы развития сервиса в донской столице - южное представительство международной ассоциация бизнес-коммуникаторов IABC/RUSSIA.

Первые пробные 20 QR-кодов появятся в городе к концу года. В ходе тестирования этих кодов будут выявлены все их слабые и сильные стороны, а также определено, насколько Ростов-на-Дону нуждается в данном нововведении.

"Не обязательно, чтобы Ростов был первым в этом. Достаточно, чтобы он попал хотя бы в первую тройку городов, где появляются такие проекты", - сообщила Interfax-Russia.ru руководитель южного представительства IABC/RUSSIA Елена Алексеева.

По ее мнению, данный проект положительно скажется на имидже Ростовской области.

"Этот проект долгосрочный, но мы надеемся, что большая часть будет завершена к чемпионату мира по футболу 2018 года", - сказала Елена Алексеева.

Но, несмотря на то, что QR-коды приурочены к чемпионату и создаются для культурного просвещения иностранцев, ассоциация надеется также улучшить бизнес-коммуникации во внутригородской среде.

Именно поэтому к созданию информационных кодов IABC/RUSSIA планирует привлечь бизнесменов. Они, по мнению ассоциации, в первую очередь должны быть заинтересованы в распространении QR-кодов. Именно поэтому организация рассчитывает на бизнесменов как на основных инвесторов проекта. Кроме того, организаторы проекта надеются, что их инициативу поддержит областная администрация.

IABC/RUSSIA надеется, что QR-коды будут находиться не только на архитектурных и исторических объектах, но также и на бизнес-центрах, в кафе, ресторанах, развлекательных заведениях.

"Иностранцы уже привыкли к такому уровню информированности. Что это за здание? Это ресторан? А какая у него кухня? Какие цены и рейтинг? Поначалу мы сделаем это в небольших масштабах, чтобы можно было без выхода в сеть посмотреть информацию об этом здании", - рассказал на пресс-конференции в пресс-центре агентства "Интерфакс-Юг" в Ростове-на-Дону директор ростовского фонда "Прикладная политология" Сергей Смирнов.

В перспективе инициаторы проекта намерены сделать доступной информацию о 2-3 тыс. зданий Ростова-на-Дону также и через интернет.

"До чемпионата еще много времени. Но нам необходимо провести масштабную подготовительную работу, настраивать коммуникацию с властью и с собственниками домов и зданий, потому что без их согласия нам ничего разместить не разрешат", - добавил Сергей Смирнов.

Разработчики проекта уверены, что QR-коды позволят гостям свободно ориентироваться в Ростове-на-Дону, что привлечет дополнительных туристов в город.

Однако Ростову-на-Дону все же не удастся попасть в первую тройку городов России, где уже появились QR-коды. Еще раньше "оцифровать" здания, также к ЧМ-2018, начали в Самаре. Там уже с начала года можно опробовать японскую технологию в торговых центрах, на улицах и афишах города. К цифровому коду в Самаре планируют прикрепить и опцию бронирования билетов в театры, кино, на футбольные матчи. Кроме того, параллельно в Самаре развивается городской госпроект iCity, основанный также на цифровых кодах и предназначенный для нужд администрации и ЖКХ.

В этом году таблички с QR-кодами появились и в Москве. Проект "Культурные коды Москвы" реализуется в рамках городской программы "Информационный город" на 2012-2016 годы. До конца года планируется оборудовать носителями QR-кодов около 200 объектов культурного наследия столицы для того, чтобы туристы могли знакомиться с их историей при помощи электронного гида.

Кроме того, QR-коды устанавливают и в государственном музее-заповеднике "Петергоф" под Санкт-Петербургом. Благодаря этим кодам посетители музея могут устраивать себе индивидуальную экскурсию, читать информацию об объектах музея, а также смотреть видео об интересующих их скульптурах или зданиях.

А вот в Алтайском крае проект "исторических кодов" пока также как и в Ростове находится на стадии разработки. В Барнауле в ближайшем будущем планируют нанести QR-коды на девять зданий, представляющих культурно-историческую ценность. Среди этих объектов, в частности, будут городская филармония, Барнаульская дума и Молодежный театр Алтая.

Но еще раньше коды "быстрого доступа" к культурно-исторической информации появились в Украине. Шагнул вперед Львов - там три года назад создали около 80 кодов для памятников архитектуры и еще 40 - для гостиниц и ресторанов. Сегодня их уже значительно больше. Львовский проект был согласован с городским управлением защиты исторической среды и создавался при поддержке туристических компаний.

"Википедия", в свою очередь, в этом году запустила собственный QR-проект, позволяющий ориентироваться в городах мира. Проект "Wikipedia town" стартовал с небольшого британского городка Монмут, в котором живут всего 9 тысяч человек. Теперь все самое интересное о городе и его исторических местах доступно на 26 языках мира - ссылки с кодов ведут на соответствующие страницы "Вики" в интернете. Развивать QR-движение свободная онлайн-энциклопедия намерена по всему миру.

А крупнейшая социальная сеть Facebook разместила гигантский QR-код на плоской крыше своей новой резиденции. Изображение площадью более 150 кв. метров ведет, соответственно, на страницу компании с развлекательным контентом, пишет "Российская газета". Этот код соцсети Марка Цукерберга можно увидеть из космоса.

Обозреватель Евгения Артемова