Капля в море

Interfax-Russia.ru - Рост грузооборота в Азово-Черноморском бассейне сделал эти моря самыми грязными в России. Свою лепту также внесло катастрофическое наводнение 2012 года.

Самым грязным морем в мире (по версии Greenpeace) считается Средиземное море. В России же пальма первенства принадлежит Черному морю, которое, кстати, входит в тройку самых загрязненных морей мира. Причина ежегодного роста уровня их загрязненности вот уже несколько десятилетий одна и та же – судоходство и рост грузооборота в портах.

Несколько лет назад следить за состоянием воды в Черном море начал инженерно-технологический центр "Сканэкс" по заказу федерального государственного предприятия "Администрация морского порта Новороссийск".

Съемки водной поверхности показали, что пленочные пятна чаще всего имеют судовое происхождение, и обнаружены они были на 66% от общего количества снимков. Всего компания сделала 92 снимка со спутника, на 61 из них видны нефтяные разводы.

По площади эти пятна варьируются от 100 кв метров до 60 кв километров. Самые серьезные загрязнения и самые большие по площади пятна нашли на границе российского и украинского секторов в Черном море. Крупные судовые разливы также обнаружены в российском, украинском и турецком секторах. Причем, все они произошли в летние месяцы.

Как отмечают в пресс-службе "Сканэкса", на основе данных спутникового мониторинга специалисты администрации морпорта Новороссийска, активно использующие космические технологии совместно с данными автоматической идентификации судов, в 2012 году "опознали" ряд судов-нарушителей. Суда, производившие незаконные сбросы, обнаружены как в территориальных водах РФ, так и на подходах к ним.

Кроме того, благодаря спутниковому слежению "АМП Новороссийск" находит морские загрязнения и на территории соседних государств. В частности, в прошлом году на основе спутникового информационного сервиса продолжило развиваться региональное сотрудничество по контролю нелегальных загрязнений в восточной части Черного моря.

После обнаружения незаконных сбросов с судов в зонах ответственности Украины, Грузии и Турции администрация порта направляла уведомления, графическую и спутниковую информацию о нарушениях в адрес морских администраций соседних государств. В свою очередь, каждая из стран проводила свои расследования, используя национальные автоматические информационные системы (АИС) и устанавливала причастные суда. В дальнейшем весь информационный пакет направлялся администрации порта, в котором находилось подозреваемое судно.

Таким образом, на основе спутникового информационного сервиса "Сканэкс" фактически была создана международная система мониторинга восточной части Черного моря с использованием радиолокационных, ГИС- и АИС-технологий. Координаторами этой системы, помимо администрации порта Новороссийск, выступает Морской спасательно-координационный центр Новороссийск.

К слову, Азовское море тоже не отличилось чистотой, но пятна, встречающиечся на его поверхности, несколько меньшего размера. Самое большое специалисты "Сканекса" зафиксировали 12 июля прошлого года, площадь разлива заняла 18 кв километров.

По данным системы слежения, в прошлом году большой урон экологии Черного моря также нанесло наводнение, произошедшее 6-7 июля на территории нескольких городов Черноморского побережья, в том числе в Новороссийске. Вскоре после него стоки воды из рек и с территорий городов и портов принесли пленочные загрязнения в Цемесскую бухту.

Кроме того, из-за сильного загрязнения морской воды на протяжении нескольких недель было закрыто большинство пляжей побережья. И лишь спустя время Роспортребнадзор разрешил отдыхающим купаться.

Тем не менее, основным источником пленочных загрязнений в открытом море остается морское судоходство. И уровень токсичности воды находится в прямой зависимости от роста грузооборота.

Ведущие порты двух самых грязных морей России в прошлом году увеличили перевалку грузов: в частности, у морпорта "Азов" грузооборот в 2012 году вырос на 14%. Всего порт перевалил 10,6 млн тонн грузов, через его акваторию проследовало 15 тысяч судов типа река-море – а это на 9,3% больше, чем в 2011 году.

Грузооборот группы "Новороссийский морской торговый порт" в прошлом году составил 158,9 млн тонн, он увеличил перевалку на 1,2%. При этом перевалка нефтепродуктов в НМТП увеличилась на 17,4%, и составила 19,4 млн тонн.

Одна из основных причин роста грузооборота нефтепродуктов - запуск мазутного терминала в Новороссийске, который в 2012 году обработал более 2 млн тонн мазута.

В то же время, грузооборот всех морских портов России, согласно информации Ассоциации морских портов, в 2012 году увеличился на 5,6% до 565,5 млн тонн.

Несмотря на эти цифры, представители Черноморского военно-морского флота, следящие за качеством воды в местах своего базирования, отметили определенные улучшения – по их данным, в 2012 году морская вода стала чище, чем год назад.

"Проведены проверки на 42 флотских объектах, а также 15 кораблях и судах флота. Экологическим судном "Петр Градов" произведено 16 обследований в местах базирования сил флота, в том числе в Феодосии и Новороссийске", - рассказал "Интерфаксу-АВН" официальный представитель Черноморского флота капитан 1 ранга Вячеслав Трухачев.

По его словам, улучшить качество воды помогли мероприятия по обеспечению экологической безопасности, которые проводил флот. Как отметил собеседник агентства, помимо российской стороны в мероприятии участвовали контрольные и природоохранные органы Украины.

Впрочем, все эти действия – всего лишь "капля в море". И спутниковый мониторинг экологического состояния Черного и Азовского морей продолжится и в 2013 году.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"