Interfax-Russia.ru – Ка-32 потерпел крушение на границе Адыгеи и Краснодарского края. Два человека погибли, один тяжело ранен. Первоначальные версии ЧП отметаются одна за другой.
Пилот был опытным
Вертолет Ка-32, разбившийся около полудня в воскресенье, 26 сентября, принадлежал московской компании "Аэро-Камов", специализирующейся на авиационных работах, связанных с монтажом трасс ЛЭП, башен сотовой связи, установкой опор и т.д. Трагедия произошла в районе горы Фишт и урочища с живописным названием Лунная Поляна. Это как раз на границе Адыгеи и Краснодарского края.
Через эту труднодоступную местность сейчас прокладывают линию электропередачи к одному из горнолыжных спортивных комплексов.
"Потерпевший аварию вертолет Ка-32 доставлял бетон для этой стройки и при очередном наборе высоты рухнул вниз с 35 метров", - сообщил "Российской газете" руководитель пресс-службы Южного регионального центра МЧС Олег Греков. После падения вертолет полностью сгорел.
По данным, размещенным на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора), на борту винтокрылой машины в момент аварии находились три члена экипажа. Двое – командир судна Александр Ефименко и бортмеханик Вадим Мезенцев – погибли на месте. Их тела уже опознали. Второму пилоту вертолета Олегу Ващенко удалось выжить. В тяжелом состоянии его доставили в больницу N4 Сочи, где сейчас за его жизнь борются медики.
Как рассказал Interfax-Russia.ru сотрудник пресс-группы Ространснадзора Сергей Романчев, общий налет у командира экипажа Ефименко составлял 13 тыс. 320 часов, из них на вертолетах типа Ка-32 – 4 тыс. 802 часа. "Эти данные позволяют говорить о том, что он был достаточно опытным пилотом", - отметил представитель ведомства.
По информации, которая появилась в СМИ в первые часы после ЧП, вертолет мог рухнуть из-за того, что его лопасти задели опору линии электропередачи. "По предварительным данным, Ка-32 задел лопастями ЛЭП, после чего упал с высоты около 30 метров и сгорел", - сообщил газете "Коммерсант" представитель Адыгейского управления МЧС Сергей Сергеев. В СМИ со ссылкой на различные источники прозвучала также версия о том, что Ка-32 задел не ЛЭП, а канатную дорогу.
Вместе с тем, в компании "Аэро-Камов" журналистам пока официально не говорят о возможных причинах ЧП, но и к названным выше версиям относятся откровенно скептически, отмечая, что непосредственно в районе крушения нет ни построенных ЛЭП, ни канатной дороги. Межрегиональные распределительные сетевые компании к тому же подтвердили, что ни одна ЛЭП в районе Лунной Поляны и горы Фишт за последнее время не пострадала.
Пока основной причиной крушения Ка-32 в Адыгее специалисты считают неполадки во время набора высоты. "Во время набора высоты обнаружились неполадки, и вертолет упал", - сообщили "Интерфаксу" в Росавиации. По данным ведомства, уже создана комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) для расследования причин катастрофы. К расследованию обстоятельств аварии подключились сотрудники СКП РФ, транспортной прокуратуры, а также специалисты "Аэронавигации".
Кроме того, деятельность компании, которой принадлежало разбившееся судно, проверит специальная комиссия Ространснадзора. "В Ространснадзоре приступила к работе комиссия, которая проверит соблюдение норм воздушного законодательства и обеспечения безопасности полетов в деятельности авиакомпании ООО "ДП "Аэро-Камов". По результатам проверки будут приняты меры для устранения возможных недостатков в деятельности авиакомпании", - рассказал Interfax-Russia.ru представитель ведомства Сергей Романчев.
Тем временем следователи возбудили уголовное дело по факту гибели двух человек в результате катастрофы. Об этом сообщил агентству "Интерфакс-Юг" старший прокурор-криминалист отдела криминалистики Южного следственного управления на транспорте СКП РФ Сергей Бойко. "На месте происшествия работает следователь Краснодарского следственного отдела на транспорте. Информации пока мало, потому что там очень плохо со связью. Следователь выходит на связь раз в шесть часов", - отметил Бойко.
Он уточнил, что уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее смерть людей) возбудил Краснодарский следственный отдел на транспорте.
Добавим, что Ка-32 представляет собой гражданскую модификацию корабельного противолодочного вертолета Ка-27 и способен вместить до 13 человек (включая экипаж). Чаще всего этот вертолет используется для пожаротушения, в поисковых, патрульных, спасательных и ремонтно-транспортировочных работах. В последнем случае на борту воздушного судна, как правило, может находиться лишь экипаж, а на внешней грузовой подвеске закрепляется груз весом до 5 тонн. Ка-32, выпускающийся с 1980 года, имеет у пилотов репутацию надежной, мощной, "послушной" и очень маневренной машины.
"Винтокрылые" аварии
К сожалению, это далеко не первое ЧП с вертолетами в России в 2010 году.
Первая авария вертолета в этом году случилась уже 2 января в Пермском крае. Вертолет "Робинсон-44" упал в 50 километрах от села Частые. Пилот, летевший в одиночку, выжил, но получил серьезные ожоги и переломы. Из кабины его извлекли очевидцы катастрофы. Как выяснилось, горе-авиатор не имел разрешительных документов на полет.
11 марта произошла авария с таким же "Робинсоном-44", который также поднялся в воздух "нелегально". Летевшая на предельно низкой высоте машина сорвалась на лед Онежского озера. Два человека, находившихся на борту (супружеская пара), погибли. Причиной крушения, как позже выяснилось, стали неблагоприятные погодные условия, а также то, что вертолет не был оснащен навигационными системами.
Через 8 дней после этого ЧП жесткую посадку совершил на Камчатке вертолет Ми-8, на борту которого находились 3 члена экипажа и 20 вахтовых рабочих, направлявшихся на буровые установки. ЧП произошло в условиях плохой видимости, вертолет попал в снежный вихрь и упал в момент посадки на левый борт. Никто не погиб, незначительные травмы получили восемь человек.
В следующем месяце произошла, пожалуй, самая драматичная с начала года "винтокрылая" катастрофа. 10 апреля вертолет с иностранными туристами попал под снежную лавину в районе перевала Дукуп, что в 67 км от города Елизова Камчатского края. Погибли десять человек, в том числе пятеро россиян и пятеро граждан Германии, двое – командир экипажа и немецкий турист – получили тяжелые травмы. Еще шесть пассажиров – пятеро немцев и гражданин Бельгии – не пострадали. Interfax-Russia.ru подробно писал об этом жутком ЧП.
После этого две аварии подряд с вертолетами Ми-2 произошли на Ставрополье.
Первый упал 19 мая на хозяйственное поле в районе села Ладожская балка. Пилот выжил, отделавшись переломами ребер и ключицы. По данным проведенного расследования, причиной инцидента стал человеческий фактор – пилот допустил ошибку при развороте. 12 июня в Кировском районе Ставропольского края упал такой же Ми-2. Как и в предыдущем случае, пилот выжил, получив травмы средней степени тяжести. Как выяснилось впоследствии, упавший вертолет не был зарегистрирован как летательный аппарат, то есть по документам его уже долгое время не существовало в природе.
Что касается воскресной катастрофы в Адыгее, то, как сообщил Сергей Романчев из Ространснадзора, МАК уже ведет расследование трагического инцидента. "По завершении расследования МАК и результатам проверки деятельности авиакомпании комиссией Ространснадзора будут приняты меры для устранения возможных недостатков в деятельности авиакомпании и предупреждения подобных аварийных случаев", - заключил собеседник Interfax-Russia.ru.
Обозреватель Сергей Нагорный