Interfax-Russia.ru – МАК установил, что ошибка пилотов привела к падению Boeing в Ростове-на-Дону. Российских пилотов станут чаще тренировать управлять самолетом в критических ситуациях.
Главной версией крушения Boeing-737 компании FlyDubai в Ростове-на-Дону 19 марта стала ошибка пилотов, следует из обнародованных предварительных итогов расследования Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Подробности действий пилотов и работы техники, скорости и направления ветра, а также работы диспетчеров опубликованы в отчете комитета. Комиссия продолжает расследование.
Катастрофическое падение пассажирского самолета в ростовском аэропорту произошло из-за перевода пилотами стабилизатора лайнера в положение "пикирование", выяснил МАК.
"В процессе повторного захода на посадку, осуществлявшегося также в режиме ручного управления, экипаж на высоте 220 метров (за 4 км до взлетно-посадочной полосы) принял решение об "уходе на второй круг" и инициировал набор высоты с выводом двигателей на взлетный режим", - говорится в сообщении, размещенном на сайте комитета.
В нем отмечается, что на высоте 900 метров одновременно с отдачей экипажем штурвала "от себя" "стабилизатор самолета был отклонен на 5 градусов на пикирование, вследствие чего самолет перешел в энергичное снижение с реализацией вертикальной перегрузки до -1 ед".
Из-за этого даже последующие действия экипажа не спасли самолет от столкновения с землей. Столкновение произошло на скорости более 600 км/ч с углом тангажа на пикирование более 50 градусов.
"По результатам предварительного анализа информации бортовых самописцев установлено, что экипаж самолета осуществлял заход на посадку в режиме ручного пилотирования (автопилот выключен) в сложных метеоусловиях (нижняя граница облачности 630 метров, ветер 230 гр. 13 м/с, порывы 18 м/с, слабый ливневой дождь, дымка, на прямой сильная болтанка и умеренный сдвиг ветра)", - говорится в сообщении МАК.
При этом экипаж принял решение об уходе на второй круг после получения информации о резком изменении параметров ветра.
"В процессе первого захода на посадку в 22:42 UTC на высоте 340 м, получив информацию от бортовой системы о "сдвиге ветра" (резком изменении силы и направления ветра), экипаж принял решение об "уходе на второй круг", после чего осуществлял полет в районе аэропорта в ожидании улучшения погодных условий", - говорится в сообщении.
По данным МАК, во время повторного захода на посадку, который пилоты также проводили в ручном режиме, экипаж на высоте 220 м, за 4 км до ВПП, решил уйти на второй круг и начал набирать высоту с выводом двигателей на взлетный режим.
При этом, оборудование в ростовском аэропорту, которое использовалось для наблюдения за погодой, в момент крушения лайнера было исправно, говорится в сообщении.
"Метеорологическое оборудование, используемое для наблюдения за параметрами погоды на аэродроме Ростов-на-Дону было проверено, исправно и работоспособно", - подчеркивает комитет.
МАК также подчеркивает, что летный экипаж разбившегося в Ростове самолета имел все необходимые документы и свидетельства для осуществления полета.
"На основании полученной комиссией информации, пилоты воздушного судна имели действительные свидетельства пилотов, прошли необходимую подготовку, имели достаточный "налет" на данном типе самолета и имели все необходимые документы", - сказано в сообщении.
По данным источника "Интерфакса", командир воздушного судна имел общий налет порядка 6 тыс. часов, в том числе более 2,5 тыс. - на самолетах Boeing-737.
Разбившийся самолет, по предварительным данным, был исправен, его изготовили в 2011 году. Boeing имел действующий сертификат летной годности, его ни разу не ремонтировали, и он не проходил процедуру продления ресурса.
Сейчас комиссия заканчивает работать над прослушиванием двух часов звуковой информации бортового речевого самописца. Поскольку пилоты были иностранцами, то к переводу и идентификации МАК привлекает специалистов ОАЭ, США, Испании.
8 апреля источник "Интерфакса", знакомый с ситуацией, сообщил, что ошибка пилотов уже на данном этапе расследования стала основной версией крушения FlyDubai в Ростове-на-Дону.
"По результатам расшифровки бортовых самописцев, на первое место выходит версия о беспорядочных действиях пилотов, не соответствующих сложившейся нештатной ситуации в сложных метеоусловиях. По предварительным данным, пилоты не смогли своевременно сориентироваться в сложившейся ситуации и принять правильное решение во избежание катастрофы", - сказал источник.
Он также сообщил агентству, что комиссия приступила к изучению психологического портрета командира самолета.
"Предстоит изучить все детали, в том числе, тщательно изучить психологический портрет командира воздушного судна, его взаимоотношения с близкими и коллегами. Также психологам наряду с техническими специалистами предстоит установить мотивацию пилота, направившего самолет "в пике", что предварительно могло послужить причиной катастрофы", - сказал источник.
Он сообщил, что для установления поведенческих причин пилота предстоит тщательно изучить записи речевого самописца, а также все технические параметры полета.
"Пока очевидного ответа на вопрос, почему пилот направил штурвал "от себя", с точки зрения пилотирования нет. Технических причин для таких действий также пока не выявлено", - сказал собеседник "Интерфакса".
Вместе с тем, пока продолжается расследование недавней катастрофы, российских пилотов будут чаще тренировать управлять самолетом при посадке в ручном режиме. Росавиация намерена решить потенциальные проблемы с посадками Boeing заранее.
С этой целью заместитель главы Росавиации Олег Сторчевой, являющийся опытным пилотом, в частности имеющий опыт управления Boeing-737, издал информационный бюллетень, который рекомендует всем руководителям российских авиакомпаний проверить на профпригодность и, если потребуется, переобучить пилотов, управляющих самолетами этого типа.
По данным "Коммерсанта", Олег Сторчевой рекомендует чиновникам от авиации в обязательном порядке рассказать всем пилотам о расследовании двух недавних катастроф Boeing-737 – в Ростове-на-Дону и Казани. Они фактически идентичны, полагают эксперты.
Также замглавы Росавиации рекомендует всем российским пилотам Boeing-737 дополнительно изучить на тренажерах методику ухода на второй круг после прерванной посадки в ручном режиме и с разных высот. Обратить особое внимание инструкторам стоит на то, умеют ли члены экипажей выводить машину из "сложного пространственного положения", что, предположительно, стало роковым в случае с падением дубайского лайнера.
Готовить пилотов к работе в критических ситуациях нужно в программе регулярных тренировок, считает Олег Строчевой. Такие тренировки проходят у российских летчиков дважды в год.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook