КБР: юбилей "в рабочем режиме"

Interfax-Russia.ru - Нынешний юбилей Кабардино-Балкарии, сравнительно с другими регионами и городами, отмечавшими недавно свои круглые даты, проходит достаточно скромно, "в рабочем режиме".

Праздничная церемония соседствует с вводом в действие важных для жизни республики объектов, таких, как объездная дорога вокруг республиканской столицы Нальчика. Она облегчит движение автотранспорта по федеральной дороге "Кавказ". Однако эта "прикладная" программа празднования не должна заслонить подведения итогов развития региона, ведь юбилей для такого обзора – вполне естественный повод.

Единство больше не под вопросом

В сентябре 1921 года автономная область с центром в Нальчике первой вышла из состава Горской АССР, в которую на тот момент в качестве округов входило большинство нынешних северокавказских республик. Поэтому можно сказать, что именно с Кабардино-Балкарии началось формирование современной структуры субъектов федерации на Северном Кавказе. После распада Советского Союза КБР стала одним из регионов, благодаря которым эта структура могла поменяться: в 90-е годы в республике неоднократно звучали голоса за ее разделение на два субъекта. По оценкам экспертов, эта опасность была вполне реальной. Сейчас тема межнациональных отношений не ушла из республиканской повестки дня, однако о "разделе" республики не говорят даже немногочисленные, но активные национал-радикалы.

Причина здесь, скорее всего, не только в смене поколений, происходящей в среде местных кабардинских и балкарских общественников. С середины 2000-х годов в республике изменился сам круг вопросов, связанных с национальной политикой. В какой-то момент казалось, что новые вопросы могут привести к новому обострению, но по факту оказалось наоборот. Все это было связано с реформой местного самоуправления в Российской Федерации.

Специфика КБР состояла в том, что регион в ходе этой реформы был просто обречен на острые земельные споры. Речь шла прежде всего о землях в горах, где расположены уникальные по климатическим условиям пастбища, а также территории, на которых можно развивать туризм. То, как первоначально предлагалось разделить эти земли, вызвало значительное недовольство балкарских национальных организаций, поскольку исходный вариант республиканского закона о границах муниципальных образований, принятый в феврале 2005 года, отторгал значительные территории у горных балкарских сел.

Когда в 2006-2008 годах республиканский Парламент стал вносить в закон поправки, передающие земли горным муниципалитетам, это уже вызвало недовольство кабардинских общественников, напомнивших о том, что горные пастбища исторически были в пользовании у всех, а не только горных сел нынешней КБР.

Ситуация обещала не слишком благоприятное развитие, однако, к удивлению многих, именно концентрация на земельных проблемах позволила перевести отношения между общественными организациями этнического толка в режим диалога. В 2009 году по инициативе президента КБР Арсена Канокова была создана согласительная комиссия, занимающаяся проблемами муниципальных границ. Туда, наряду с депутатами и "профильными" чиновниками исполнительной власти, вошли представители большинства общественных организаций. После создания комиссии эксперт по Кавказу Сергей Маркедонов отметил, что этим шагом КБР вносит вклад в развитие "культуры компромисса" на Северном Кавказе.

Как показали дальнейшие события, основной целью при создании комиссии было не достижение каких-либо быстрых решений, а именно формирование площадки для цивилизованной дискуссии. Об этом свидетельствует и тот факт, что законодательные акты по земельному вопросу, принятые в республике после создания комиссии, фактически содержат лишь "рамочные" условия, которые должны наполняться конкретным содержанием в ходе дальнейших согласительных процедур.

Таков закон о землях отгонного животноводства, принятый Парламентом КБР в июле 2011 года – в нем только устанавливается статус этих земель, а конкретные их границы будут определяться на последующих этапах. Таким образом, именно в весьма рискованной точке диалог по этническим проблемам удалось направить в то русло, в котором он не угрожает единству республики, несмотря на объективные непростые проблемы.

К этому можно добавить, что сейчас количество площадок для обсуждения этих проблем в республике увеличивается. На всенародное обсуждение вынесен проект Концепции национальной политики в КБР. Среди его особенностей эксперты отметили последовательный отказ от деления народов на "титульные" и "нетитульные". Кстати, это положение Концепции вполне в духе проводимой в регионе экономической политики: ряд крупных инвестпроектов, вошедших в Стратегию развития СКФО, готовятся к реализации в восточных районах КБР, где преобладает русское население.

Модернизация без ограничений

Реализация крупных проектов, предусмотренных в Стратегии, в КБР пока только ожидается. Тем не менее, текущие экономические результаты республики, опубликованные незадолго до юбилея, достаточно позитивны. Так, рост продукции промышленных предприятий КБР за первые семь месяцев 2011 года составил более 34%. Реальные доходы населения в первом полугодии выросли на 14%, "потянув" за собой рост объема услуг населению и оборота розничной торговли. Внешнеторговый оборот региона в первом полугодии увеличился почти в два раза. Вырос и объем предоставленных сельхозкредитов.

Налицо, таким образом, посткризисное восстановление темпов роста. Возможно, КБР в условиях кризиса спасло то обстоятельство, что экономика республики довольно сильно диверсифицирована, не зависит от двух-трех промышленных гигантов, как это нередко бывает в регионах, сопоставимых с КБР по территории и численности населения. Регион пытается, и часто небезуспешно, привлечь инвестиции для строительства новых сельскохозяйственных комплексов, заводов пищевой и легкой промышленности. По росту численности предприятий малого бизнеса КБР заняла в 2009 году одно из первых мест по России.

Преодоление октября-2005

Тема экстремизма – безусловно, одна из наиболее болезненных в сегодняшней КБР. Как ни парадоксально, активизация бандподполья в регионе в последние годы могла быть связана с экономическими успехами и перспективами. "Активизируясь на Ставрополье и в Кабардино-Балкарии, радикалы показывают, что их цель – осложнить положение в "форпостах" России на Кавказе, в тех точках Кавказа, откуда может стартовать федеральная инновационная политика в этой части страны", - считает заместитель директора Пятигорского филиала Северо-Кавказской Академии госслужбы Майя Аствацатурова. Эта точка зрения подтверждается и тем, что многие атаки террористов в КБР были направлены на срыв работы туристического комплекса, как одного из перспективных звеньев местной экономики.

Бандподполье – это слишком многофакторная, многолетняя проблема, чтобы ее можно было решить "к юбилею". Успехи, достигнутые силовиками весной и летом этого года, лишили экстремистов многих лидеров, но не искоренили экстремизм как такой. Для этого, очевидно, требуются не только силовые методы. Пока власти КБР сосредоточились на развитии религиозного просвещения – в республике строят исламский образовательный центр. Предполагается, что в нем смогут обучаться и молодые люди из других регионов. В этом случае Нальчик еще раз подтвердит свою репутацию города студентов – сейчас в его вузах обучаются люди из десятков субъектов РФ, и так было даже в самые непростые годы, которые Кабардино-Балкарии пришлось пройти после распада СССР.