Точка зрения 17 августа 2010 г. 16:49

Массовое переименование

Interfax-Russia.ru – Главы северокавказских республик готовы инициировать в России упразднение постов региональных президентов.

Меняю президента на имама

На прошлой неделе президент Чечни Рамзан Кадыров вошел в пятерку самых упоминаемых персон в отечественных СМИ. По данным "Системы комплексного анализа новостей" СКАН, созданной "Интерфаксом", в период с 9 по 15 августа Кадыров упоминался в российской прессе 510 раз. Опередить его смогли только президент Дмитрий Медведев (3026 упоминаний в различных российских СМИ), премьер-министр Владимир Путин (2525), мэр Москвы Юрий Лужков (840) и глава МЧС Сергей Шойгу (651).

Так в чем же секрет такой популярности чеченского лидера? Дело в том, что накануне священного для мусульман месяца рамадан Рамзан Кадыров объявил о том, что уходит в месячный отпуск. Это время он проведет в молитвах, посетит святые места, займется благотворительностью. А перед этим Кадыров направил в парламент республики официальное письмо с неожиданной просьбой: лишить его, Кадырова, президентской должности. То есть, конечно, не сместить с поста главы республики, а сменить название должности "президент" на что-нибудь более подходящее.

Как сообщила пресс-служба президента и правительства Чеченской Республики, сам Рамзан Кадыров признался: решение об изменении названия должности руководителя Чеченской Республики он принял во время визита в Турцию и Сирию в составе делегации России.

"Я ранее неоднократно размышлял на эту тему. Я задавался вопросом, почему отец (Ахмат Кадыров) придерживался мнения, что в регионах не должно быть президентов. Будучи в Турции и Сирии в составе делегации, возглавляемой Дмитрием Медведевым, я убедился в том, что Ахмат Кадыров был исключительно прав", - заявил Кадыров журналистам в Гудермесе.

"Я чувствовал себя неловко, когда во время встреч объявляли "президент России", "президент Кабардино-Балкарии", "президент Чеченской Республики". Я понял, что президент в стране должен быть только один, а остальные должности называться по-иному. И я не стал бы заострять внимание на том, как название этой должности будет звучать в том или ином регионе. Главное, чтобы полномочия главы региона не противоречили основному закону государства", - подчеркнул глава Чечни.

В свою очередь, инициативу чеченского лидера прокомментировал "Интерфаксу" его пресс-секретарь Альви Каримов.

"Для Кадырова приемлемо любое название, не противоречащее Конституции России и Чеченской Республики. Свое мнение он четко обозначил в документе, направленном сегодня в парламент. Это убежденность в том, что в стране только один человек, а именно глава государства, должен называться президентом. Всe остальное - порождение 90-х годов, когда по России шествовал парад суверенитетов. Парламент внимательно изучит обращение Кадырова, обсудит варианты и остановится на наиболее подходящем для Чечни", - заявил Каримов.

Далее на сайте президента и правительства Чеченской Республики появилось сообщение о реакции муфтия Чечни Султана Мирзаева на инициативу чеченского главы.

"Для меня Рамзан Кадыров останется президентом с большой буквы, как бы ни назвали его должность", - сказал Мирзаев.

Муфтий также подчеркнул, что выбор названия должности первого лица республики велик: от "главы администрации ЧР" (так называлась должность Ахмата-Хаджи Кадырова, когда он возглавил республику) до "имама".

"По шариату Рамзан Кадыров имеет право на статус имама. "Имам" по-арабски - первый, тот, кто впереди. Рамзан Кадыров - имам среди своего народа. Если такое название должности первого лица республики не противоречит Конституции РФ и ЧР, я за этот вариант названия должности руководителя субъекта", - заявил муфтий Чечни.

По мнению председателя Духовного управления мусульман Чеченской республики, если такое название должности главы региона вызовет разногласия в обществе, то название "мехк-да" примирит всех.

"Это чеченское понятие означает "отец народа", "глава края". То есть, так называют человека, отвечающего за республику. Мне кажется, оба эти названия – и "имам", и "мехк-да" - хороши. И по смыслу схожи. Хотя, если честно, мне из этих двух названий больше нравится "имам", - уточнил Мирзаев.

Судя по всему, в верхах чеченской власти предложение духовного лица возражений не вызвало. Во всяком случае, на вопрос "Интерфакса" о том, может ли президент Чечни в будущем называться "имамом", Альви Каримов ответил, что "не видит в этом противоречия основному закону".

"А почему бы и нет? Это емкое, удобное для написания и произношения название. Если бы я был депутатом, то внес бы именно такое предложение, но мне неизвестно, к какому мнению придут депутаты", - сказал пресс-секретарь чеченского лидера "Интерфаксу".

Имам или не имам?

Однако подобное мнения разделяют далеко не все - даже в исламском мире.

"В современном светском государстве, каким является Россия, такое название руководителя региона недопустимо", - заявил порталу "Интерфакс-Религия" сопредседатель исполкома Межрелигиозного совета СНГ, исполнительный директор Международной исламской миссии муфтий Шафиг Пшихачев.

"Слово "имам" переводится с арабского языка как "руководитель", но исторически сложилось так, что этот термин всегда имел отношение именно к религии", - заявил Пшихачев.

По словам муфтия, долгое время представлявшего северокавказский муфтият в Москве, на протяжении истории имам чаще всего воспринимался как руководитель коллективных молитв: не случайно руководители местных мусульманских общин называются имамами.

Муфтия поддержал известный исламовед, автор многочисленных книг по истории ислама в России Роман Силантьев.

"Идея, высказанная пресс-секретарем Кадырова, оригинальна, причем особенно в свете происхождения слов "президент" и "имам", то есть "председатель" (впереди сидящий) и "предстоятель" (впереди стоящий). Исходя из этой логики, в России должен быть один предсидящий и один предстоящий, причем предстоящим будет именно Кадыров", - сказал Силантьев в интервью "Интерфакс-Религия".

Он напомнил в этой связи о знаменитом имаме Шамиле, который во время кавказких войн XIX века возглавлял борьбу горцев против царской России. "Титул имама в его случае практически соответствовал титулу своего рода "минихалифа", или, как сейчас тот же титул именуют ваххабиты, амира, то есть лица, воплощающего всю полноту светской и духовной власти", - сказал исламовед.

Что же касается титула "отца народа", то возникает слишком скользкая и неприятная ассоциация с "отцом народов" Сталиным, которую болезненно воспримут как противники, так и сторонники великого вождя.

Против "имамизации" чеченского президента выступили и представители ряда российских партий и движений, в том числе партии "Единая Россия".

"Имам - лицо духовное у мусульман, но у нас светское государство. При всем уважении к представителям различных религиозных конфессий нельзя допустить, чтобы главы регионов Российской Федерации именовались как духовные лица", - сказал "Интерфаксу" первый зампред комитета Госдумы по законодательству Владимир Груздев (фракция "Единая Россия").

Это же мнение разделяют лидер КПРФ Геннадий Зюганов, сопредседатель партии "Правое дело" Леонид Гозман, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и многие другие. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, впрочем, не против того, чтобы Кадырова называли имамом – но только "неформально".

В то же время руководитель партии "Яблоко" Сергей Митрохин считает подобное переименование непринципиальным вопросом. "Где-то, как, например, в Чеченской республике, это может быть не президент, а в какой-нибудь другой национальной республике ее первое лицо вполне может именоваться президентом - все должно решаться самими жителями конкретной национальной республики", - сказал Митрохин "Интерфаксу".

Не много ли на себя берут?

В целом же предложение о едином президенте нашло понимание в кругах партии власти.

"Я так же, как Кадыров, считаю, что в России должен быть один президент. Что касается руководителей субъектов РФ, в том числе и национальных республик, то они, по моему мнению, должны называться не президентами, а главой конкретной республики", - сказал "Интерфаксу" единоросс Владимир Груздев.

Как считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, Кремль поддержит инициативу Кадырова. "Рамзан Кадыров, заявив о своем отказе называться президентом, дал сигнал о своей лояльности Кремлю. Федеральный центр, скорее всего, использует эту инициативу как рекомендацию другим региональным лидерам последовать этому примеру", - заявил Минченко "Интерфаксу".

"Кадыров сделал очень важный политических шаг. Полагаю, не один президент национальной республики сейчас рвет на голове волосы, сокрушаясь, что не додумался об этом первым", - сказал Минченко.

Однако здесь Минченко неправ. Вступив в должность президента Ингушетии в 2002 году, Мурат Зязиков уже тогда заявил, что президентом должен именоваться лишь глава российского государства. Зязиков даже сказал, что, когда к нему лично обращаются "президент", это режет ему слух. Он предлагал превратить "локальных" президентов в глав республик или губернаторов. Свое предложение он повторил на московской пресс-конференции в 2004 году, но вот воплотить его в жизнь все как-то руки не доходили.

Единственным на Северном Кавказе, кто решился на это, стал нынешний глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров. Еще будучи главой парламента республики, Мамсуров иронически заметил: в стране много работы, но это не означает, что все должны работать президентами. И буквально через две недели сменил на посту срочно ушедшего в отставку президента Александра Дзасохова. Теперь Республику Северная Осетия-Алания возглавляет не президент, а глава.

Любопытно, что перед тем, как просить президента страны о продлении полномочий, президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов переименовал свою должность в "главу республики". Так он и именуется на официальном сайте Республики Калмыкия. Однако для большинства российских СМИ Илюмжинов так и остается до сих пор "президентом Калмыкии".

Однако все эти отдельные случаи не имели особого общественного резонанса. Сегодня своих президентов имеют Адыгея, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Марий-Эл, Татарстан, Саха (Якутия), Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Удмуртия, Чечня и Чувашия. Мало того, судя по всему, ряд региональных глав, наоборот, мечтал отхватить себе титул "позвучнее". Так, весной этого года в Туве прошел референдум, по итогам которого глава республики стал именоваться не председателем правительства, а президентом. И новый президент Башкирии Рустэм Хамитов в день своей инаугурации 19 июля заявил, что не собирается упразднять президентский пост.

Так почему же именно голос Кадырова прозвучал так громко?

По мнению Евгения Минченко, тот факт, что инициатива исходит именно от главы Чечни, упростит федеральному центру задачу убедить региональных лидеров последовать его примеру: "Для федерального центра это тоже позитивный сигнал, потому что Чечня традиционно считалась наиболее сложным субъектом РФ. Теперь у Кремля есть аргумент: если уж глава республики, где довольно долго шли военные действия и контртеррористические операции, добровольно предлагает отказаться от такого названия своей должности, то более спокойным регионам, таким, как Татарстан или Башкирия, сам бог велел".

А в том, что федеральная российская власть давно уже не против несколько "понизить" в званиях региональных "князьков", сомневаться не приходится. Последний сигнал такого рода подал председатель высшего совета "Единой России", спикер Госдумы Борис Грызлов. В январе 2010 года в преддверии заседания Госсовета, посвященного демократизации в России, Грызлов заявил, что "в названиях глав субъектов Федерации должна быть унификация".

"Все главы субъектов Федерации должны называться одинаково, а именно - глава субъекта Федерации. Это мое предложение, я буду его формулировать", - подчеркнул Грызлов.

Как сообщил "Интерфаксу" представитель окружения главы российского государства, пожелавший сохранить инкогнито, заявление чеченского лидера может запустить процесс унификации названий глав российских регионов.

"Не исключено, что с этой инициативой процесс унификации названия глав регионов может быть запущен. Насильно никто никого заставлять не будет, это может быть сделано только на добровольной основе", - подчеркнул представитель Кремля.

Действительно, в настоящее время ст. 18 Закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ" разрешает устанавливать название высшего должностного лица субъекта РФ "с учетом исторических, национальных и иных традиций". Так что формально возможен и имам, и эмир, и падишах. Для того чтобы унифицировать все названия высших должностных лиц субъектов РФ, нужна специальная поправка в закон.

И она действительно необходима. Дело в том, что в России имеет место существенный "перекос" между субъектами, как утверждает политолог Николай Баранов в исследовании "Политические отношения и политический процесс в современной России".

"Для российского федерализма характерно соединение национально-государственного и административно-территориального принципов построения системы правления, - пишет Баранов. - Это связано с многонациональным составом населения страны, в которой проживает 176 этносов различной численности. Однако в отличие от других государств, в России сложилась асимметричная форма федерализма: республики (государства) обладают большим объемом прав, чем края, области, города и округа (территории) в их взаимоотношениях с центром".

Политолог напоминает: "Конституции Якутии, Башкортостана, Тувы, Коми в одностороннем порядке устанавливают право приостановления действия законов РФ, если последние противоречат конституциям этих республик. Восемь республик относили к своей компетенции порядок введения чрезвычайного положения на своей территории, а Тува даже самостоятельно принимала решения по вопросам войны и мира. Конституции ряда республик (Коми, Башкортостана, Якутии) предусматривали возможность самостоятельного проведения внешней политики, заключения международных договоров и соглашений. Конституции Ингушетии, Якутии и Тувы объявляли природные ресурсы, находящиеся на их территории, своей собственностью".

Таким образом, речь идет не только о переименовании должностей многочисленных президентов, но и об усилении федерального центра, о централизации государственной власти в России. Иначе единому государству попросту грозит развал.

Парад "отказников"

На призыв президента Чечни откликнулись и лидеры других северокавказских республик. Рамзан Кадыров не скрывал, что он приложил усилия для достижения подобного единоголосия. Президенты северо-кавказских республик готовят совместное обращение в Госдуму, в котором просят принять закон об изменении названия должностей руководителей республик, сообщил он.

"Я сегодня имел телефонные беседы с президентом Кабардино-Балкарии Арсеном Каноковым, Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым и Дагестана Магомедсаламом Магомедовым. Мы пришли к согласию о необходимости изменить название должностей, изъяв термин "президент", - сказал Кадыров. - Это наше единое мнение. Оно продиктовано интересами государства. Мы исходим из того, что в России только руководитель страны должен называться президентом".

Действительно, вслед за Кадыровым в его поддержку высказались главы республик Северного Кавказа.

"Позиция Рамзана Кадырова заслуживает самой решительной поддержки", - цитирует слова президента Карачаево-Черкесии Бориса Эбзеева его пресс-служба. Эбзеев однозначно выступил в поддержку Рамзана Кадырова в связи с дискуссиями об исключении слова "президент" из наименования высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

"Что касается глав субъектов Российской Федерации, то наименование должности можно и должно обсуждать", - считает глава КЧР.

В этом же смысле высказался и президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков.

"Президент в России должен быть один. А руководители республик могут называться глава республики", - заявил Каноков "Интерфаксу".

"В ближайшее время парламент Кабардино-Балкарии подготовит соответствующее обращение к Госдуме РФ и по этому вопросу, и по вопросу переименования в трех субъектах Федерации региональных Госдум в парламенты", - сказал он.

Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов тоже поддержал инициативу Рамзана Кадырова.

"В одной стране должен быть один президент, одна Государственная дума, один Госсовет", - говорится в комментарии, распространенном пресс-службой главы Дагестана.

"По большому счету для меня, так же как и для моих коллег, непринципиально название должности. Важен статус и полномочия, которыми наделяется глава региона для исполнения своих должностных обязанностей", - подчеркнул Магомедов.

А президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров по примеру Кадырова обратился в парламент республики с инициативой об изменении названия должности президента республики, сообщил "Интерфаксу" его пресс-секретарь Калой Ахильгов.

Евкуров считает, что глава исполнительной власти республики должен называться не президентом, а иметь другое официальное название - главы региона или руководителя.

В Совете Федерации предложение кавказских лидеров встречено с одобрением. Глава кавказской комиссии, первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин подчеркивает, что "оно правильное и заслуживает всяческой поддержки". "Президент в Российской Федерации должен быть один, и предложения по этому поводу звучали неоднократно в прошлом", - сказал Торшин.

Правда, многие политики считают, что такие инициативы не следует решать на федеральном уровне.

"Все субъекты могут сами с этим разобраться, и, на мой взгляд, даже нет необходимости выносить данный вопрос на рассмотрение Госдумы", - заявил, в частности, первый заместитель руководителя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Москалец (фракция "Единая Россия").

Ну что же, остается подождать, как отреагируют на предложение Рамзана Кадырова остальные "малые президенты". В том числе президенты компаний, футбольных клубов, федераций и т.д. Ведь, как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе пока еще президента Чечни, неудобное слово "президент" вообще решено искоренить на территории республики.

"Скорее всего, в Чечне не будет должностей, именуемых "президентами". О своем намерении внести изменения в уставы заявили президенты спортклуба "Рамзан" Хасмагомед Хизриев, волейбольного клуба депутат Госдумы Адам Демильханов, бильярда и тяжелой атлетики Магомед Кадыров", - подчеркнул собеседник агентства.

Внести изменения в свой устав намерен и региональный общественный фонд имени Героя России Ахмата Кадырова.

"В соответствие с ним отныне должность главы фонда называется "председатель правления" вместо "президент фонда", - сообщили "Интерфаксу" в фонде.

Рамзан Кадыров, возглавляющий футбольный клуб "Терек", также распорядился изменить название должности, убрав слово "президент". Кадыров также отметил, что "намерен обратиться в шахматную федерацию СКФО с просьбой убрать из устава упоминание слова "президент".

Обозреватель Александр Сидоров

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще