Медицина против джинна

Interfax-Russia.ru - В чеченской столице открыт Центр исламской медицины.

Событию в республике придается особое значение. В торжественной церемонии открытия центра приняли участие президент Чечни Рамзан Кадыров, депутат Госдумы Адам Делимханов, а также руководители министерств и ведомств. Надо особо отметить, что специфика нового медицинского учреждения может показаться довольно экзотической. Разницу между исламской и традиционной медициной разъяснил лично президент республики Рамзан Кадыров: "Направленность клиники связана с нетрадиционными методами лечения больных, страдающих психоневрологическими заболеваниями, более известными в народе как одержимость". Проще говоря, одним из основных направлений клиники будет так называемый экзорцизм - изгнание нечистой силы из бесноватых людей.

Несомненно, многие могут воспринять подобный центр довольно скептически. Но не стоит торопиться. Прежде всего, необходимо разбираться в довольно непростой обстановке на территории республики. Психическая, психиатрическая, психоневрологическая помощь пострадавшим здесь находится на одном из первых мест. Одна из главных причин: регион перенес две подряд войны (или контртеррористические операции - называйте, как хотите). Последствия их будут сказываться еще долго. И их надо активно преодолевать. Так, в поселке Черноречье Заводского района Грозного успешно действует, например, республиканский реабилитационный центр для медико-психологической реабилитации больных, страдающих различными видами тяжелых заболеваний. Здесь помогают людям с травмами спинного мозга и нарушением функций опорно-двигательного аппарата (часто - последствия минно-взрывных ранений). С пациентами работают 250 врачей, есть свой спортивный и тренажерный залы, бассейн, сауна, клиника оснащена новейшим оборудованием.

Центр исламской медицины - тоже шаг в этом направлении. Шаг специфический, но отвечающий реалиям сегодняшней чеченской жизни. Как уточнил председатель духовного управления мусульман Чечни Султан Мирзаев, сотрудники центра "будут лечить людей, подверженных влиянию нечистой силы, посредством сур и аятов из священного Корана". Проще говоря, клиника предназначена для того, чтобы изгонять из человека бесов. Или, в представлении мусульман - джиннов.

Не торопитесь скептически улыбаться. На самом деле все очень серьезно. Сегодня многие жители Чечни пребывают в депрессивном состоянии. Во-первых, люди годами жили в обстановке страха, напряжения и неизвестности, и это наложило свой отпечаток. Во-вторых, и сейчас в республике достаточно проблем, которые одним махом не решить: безработица, нехватка жилья, невысокие зарплаты. Все это не может не сказываться на психическом здоровье людей. При этом следует учитывать менталитет исламского населения, основную часть которого составляют верующие. Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа, муфтий Кабардино-Балкарии Исмаил Бердыев подчеркивает: "В Чечне ислам не просто религия, а естественный образ жизни".

Поэтому на многие психические отклонения, депрессивные состояния накладывается религиозный отпечаток. Да, вера способна не только излечивать, но и провоцировать определенные симптомы заболевания. Это касается не только ислама, но и других религиозных учений. Если человек искренне верит, убедил себя, что в него вселился нечистый дух, что им овладел джинн, что его "сглазили", медицина зачастую бывает бессильна. "В медучреждениях, куда обращаются подобные больные, им ничем не могут помочь, поскольку их состояние не вписывается в обычные рамки и требует совершенно иных методов лечения", - говорят в муфтияте Чечни. То же самое заявил во время открытия Центра и Кадыров: "В республике много людей, которые ищут избавления от недуга в больницах, но все их попытки тщетны, бывают случаи, когда врачи не могут определить причину тяжелого состояния человека. Данная клиника создана для того, чтобы помочь этим людям избавиться от болезни нетрадиционными методами, к которым прибегают в республике не одно столетие".

Учитывать религиозный фактор советуют и специалисты по кавказскому региону. Заведующий отделом народов Кавказа Института этнологии и антропологии РАН Сергей Арутюнов так прокомментировал данный сюжет: "Роль религии всегда возрастает в момент общественной неустроенности - этот процесс естественен не только для ислама и вообще не только для религиозных обществ… Исламизация при Кадырове обеспечивает своего рода народную психотерапию".

Конечно, с одной стороны, одержимости способствуют определенного рода народные верования. Многие чеченцы, например, считают, что джинны обычно предпочитают скрываться в труднодоступных местах - лесах и горных ущельях. Но из-за постоянных обстрелов и бомбежек им пришлось покинуть привычные места обитания и перебраться на равнину. Здесь они вселяются в людей, выбирая в основном молодых и красивых. Человек становится агрессивным, перестает "дружить с головой", его начинают терзать болезни. Если вовремя не принять меры, несчастный либо сойдет с ума, либо умрет. С другой стороны, социальные потрясения и неурядицы заставляют верующих искать причины в происках злых духов. С этим же психически неуравновешенные люди связывают и собственные припадки, депрессии, истерические состояния, немотивированную агрессию. Таким пациентам может помочь действительно лишь опытный психолог-богослов и никто иной.

Есть и еще один важный момент. Многие чеченцы, побывавшие в рядах боевиков и амнистированные, трудно вписываются в мирную жизнь еще и потому, что прошли жесточайшую психическую обработку со стороны опытных инструкторов-ваххабитов. Как утверждают специалисты, общий эффект такого непрерывного внушения создает особый тип "одержимых" личностей. Такой зомбированный человек готов на все ради сохранения этих ощущений, в основе которых лежит религиозный фанатизм определенного толка. И здесь опять-таки не обойтись без опытного богослова-психиатра. Как растолковал муфтий Чечни Султан Мирзаев, лечением правоверных будут заниматься специально подобранные и подготовленные 15 молодых алимов, прошедших особую аттестацию. Алимами называют богословов, имеющих глубокие познания в исламе, ученых людей. Лечение происходит при помощи определенных сур и аятов Корана. Как пояснил обозревателю Interfax-Russia.ru один из представителей исламского духовенства, сведущий в делах изгнания нечистой силы, "при лечении одержимости помогают суры Аль-Фатиха, Аль-Фаляк, Ан-Нас, Аль-Ихлас и аят аль-Курси, а также все ученые мужи рекомендуют побивание и другие действия, которые помогают выведению нечистого духа и не противоречат Шариату".

Есть и другой аспект проблемы. В последние годы на территории Чечни развелось огромное количество всевозможных гадателей, "народных целителей", знатоков магии, колдунов и проч. Именно они взяли на себя психиатрическую (да и терапевтическую) "помощь" страждущим. Причем, разумеется, не безвозмездную. В результате подобной "терапии" люди не только не выздоравливают, но их недуги усугубляются. Мало того: шарлатаны в своих камланиях вовсю используют Коран, ссылаются на Пророка и т.д. Этим, по мнению муфтиев, они наносят огромный вред исламу, являясь, по существу, пособниками дьявола (Иблиса).

"Это чистая правда, - подтвердил обозревателю Interfax-Russia.ru молодой чеченец Амир, который учится в одном из ростовских вузов. - Такое впечатление, что в Чечне экстрасенсов на грядках выращивают. И каждый год снимают богатые урожаи. Я однажды тоже пошел с сестрой к одной целительнице. Чего она только не творила: суры читала, записочки жгла, дым нам в нос пускала. А потом нагадала сестре богатого мужа, на том и разошлись".

Особое недовольство исламских священнослужителей вызывают гадатели. Мусульманская религия категорически запрещает предсказывать будущее - независимо от того, верно или неверно пророчество: считается, что в таких делах человеку помогает только нечистая сила. Но люди все равно тянутся к мошенникам за душевным успокоением, надеждой на будущее, верой в выздоровление. Фактически это - спекуляция на человеческом горе.

Нельзя сказать, чтобы чеченское духовенство сидело сложа руки. Летом прошлого года муфтият Чечни пригрозил, что разберется с мошенниками, которые занимаются профанацией мусульманского учения. Для борьбы решено было создать специальные комиссии, о чем публично заявило Духовное управление мусульман. Однако вняли не все. Тогда в октябре прошлого года представители муфтията провели показательный рейд в Аргуне - третьем по величине городе Чечни. "Акция направлена на выявление лиц, занимающихся колдовством, гаданием, предсказанием и псевдолечением с использованием сур из Священного Корана", - объяснили сотрудники муфтията. Во время рейда у разоблаченных шарлатанов изъяли литературу с описанием методов воздействия на психику человека, наведения порчи, сглаза и т.д. Члены экспертного совета при духовном управлении мусульман подтвердили, что она противоречит нормам ислама и наносит вред здоровью правоверных. Шесть человек, занимавшихся колдовством, гаданием и целительством, были официально предупреждены.

Нынешнее открытие Центра исламской медицины есть продолжение борьбы за психическое здоровье мусульман. "Центр исламской медицины Чеченской Республики станет крупнейшим в Европе", - сообщил муфтий Чечни Султан Мирзаев.

Некоторые духовные представители ислама, впрочем, более сдержаны. "Борьба с одержимостью - святое дело, - сказал обозревателю Interfax-Russia.ru главный муфтий духовного управления мусульман Ростовской области Джафар Бикмаев. - Но мне кажется, исламская медицина - более широкое понятие. Это - великое наследие Абу-Али ибн Сины, именем которого называют многие крупные медицинские центры. Это - трактаты средневековых мусульманских ученых, мудрости которых до сих пор поклоняется весь мир. Тело врачуют не только молитвы, но и лекарства". Так, в Кувейте, стране с одной из самых развитых систем здравоохранения Центр исламской медицины занимается изучением и применением традиционных методов лечения. Что касается кодекса исламской медицинской этики, он трактует такие этические вопросы, как врачебная тайна, милосердие и сочувствие, отношение врача к пациентам, проведение экспериментов на людях. Исламские врачи с позиций мусульманства рассматривают острые проблемы: суррогатное материнство, определение пола будущего ребенка, допустимость эвтаназии.

Впрочем, муфтий Чечни особо отметил, что в республиканском Центре исламской медицины, помимо религиозных деятелей, лечением людей будут заниматься также травники, психологи, здесь станут использовать кровопускание и другие традиционные методы. "Помимо приема больных, центр предусматривает и стационарное лечение, для чего закуплено необходимое оборудование", - заявил Мирзаев. Муфтий также отметил, что прием больных будет вестись на бесплатной основе. Руководителем центра назначен заместитель председателя духовного правления мусульман Чечни Дауд Сельмурзаев.

И все же джиннам надо держать ухо востро: главный удар направлен против них.

Обозреватель Александр Сидоров