Interfax-Russia.ru - Жители Керчи переехали из домов в зоне строительства Керченского моста в новые трехэтажки. Их старое жилье снесут в апреле.
Ключи от квартир
Жители Керчи, чьи дома попали в санитарную зону строительства Керченского моста, в конце марта начали переезжать в новое жилье. В бараках, которые вскоре пойдут под снос, жили 80 семей. Программу по их переселению начали реализовывать в прошлом году: в микрорайоне Нижний Солнечный для них построили два новых трехэтажных дома.
В санитарно-защитной зоне строительства - территории, утвержденной Роспотребнадзором и ограничивающей воздействие Крымского моста на здоровье человека, - оказалось восемь одно- и двухэтажных бараков 1950-х годов, расположенных на улице Цементная Слободка. На переселение их жильцов было выделено 246,5 млн рублей.
Строительство нового жилья затягивалось, и не раз сроки ввода его в эксплуатацию откладывали. В прошлом году из-за отставания по срокам властям региона пришлось сменить подрядчика строительства, а ввод в эксплуатацию домов отложить до весны 2017 года.
Наконец в марте министерство строительства и архитектуры Крыма сообщило, что два новых дома введены в эксплуатацию. Всего в двух зданиях 88 квартир - одно, двух- и трехкомнатных - площадью от 28 до 56 кв. метров. Рядом с новостройками есть детская игровая площадка, а в шаговой доступности находится автобусная остановка.
"Один дом общей площадью 2782,59 кв.м. на 46 квартир, второй - общей площадью 2329,2 кв.м. на 42 квартиры", - сообщили в Минстрое Крыма.
Декларации о готовности к эксплуатации домов зарегистрировала служба государственного строительного надзора Крыма.
30 марта керчанам выдали ключи от новых квартир. По словам представителя крымского правительства, в переезде в новые квартиры переселенцам помогает городская администрация.
Качество сданного жилья приехал проверить лично глава Крыма Сергей Аксенов. По данным его пресс-службы, все дома построены согласно законодательству Российской Федерации, по действующим ГОСТам. Общая площадь домов - около 7 тыс. кв. м.
"На начальном этапе были пробуксовки, тем не менее, с октября - спасибо органам местной власти и министерству строительства и архитектуры Крыма, подрядчику - ударными темпами выровняли ситуацию", - сказал глава Крыма.
По его словам, новые дома выглядят хорошо.
"Обошел все сам, посмотрел подъезды и квартиры. На первый взгляд впечатления хорошие. Нет типичных для таких строек недоработок, недостатков. (…) Благоустройство прилегающей территории сделано, на мой взгляд, все достаточно прилично. В добрый час людям, которые переселились", - сказал Сергей Аксенов.
При этом он сообщил, что снов старых бараков, откуда переселили керчан, начнется 1 апреля.
Год стройки и выставка
Строить Керченский мост начали год назад в середине марта. К этой дате в марте опубликовали альманах "Крымский мост. Год строительства". В альманахе, проиллюстрированном сотнями фотографий, рассказывается об основных этапах первого года строительно-монтажных работ, приведены цитаты проектировщиков, инженеров и рабочих.
Также "стройке века" посвятили выставку, открывшуюся 22 марта в Восточно-Крымском историко-культурном музее-заповеднике в Керчи.
Экспозиция "Крымский мост. Фантастическая реальность" разместилась в двух залах музея. В первом зале представлен современный этап строительства Крымского моста: рабочая документация, личные вещи мостовиков, спецодежда, образцы стройматериалов, фото и видео.
Во втором зале выставлены исторические документы, фотографии, рисунки, рассказывающие о попытках построить мост через Керченский пролив во время Великой Отечественной войны.
"В 1943 году немцы сделали канатную дорогу для грузов и приступили к возведению моста, но не успели: Тамань и Керчь были освобождены советскими войсками. В 1944 году советские солдаты всего за семь месяцев построили железнодорожный мост. Одним из участников проекта был архитектор Борис Надежин. Оригиналы его натурных рисунков представлены в экспозиции", - говорится в сообщении инфоцентра "Крымский мост".
Выставка будет работать до 2018 года.
"Это первая выставка, которая открывает летопись строительства современного моста. На ней есть исторический кусочек, который рассказывает, какие прежде были попытки возведения моста, а также представлен макет нынешнего моста и его чертежи. Копии некоторых экспонатов будут участвовать в передвижной выставке, которая отправится в Москву и Санкт-Петербург и другие города", - рассказала гендиректор музея-заповедника Татьяна Умрихина.
Значительную часть экспозиции действующей выставки занимают археологические находки. Во время подготовки к строительству моста в акватории и на берегах Керченского пролива были проведены археологические исследования. Среди представленных экспонатов чернолаковая керамика, канфары и килики, кубки, фрагменты тарелок и солонок, амфоры, сосуды, фрагмент терракотовой скульптуры в форме головы мужчины, которые были найдены во время археологических исследований.
Электричество для моста
В настоящее время разрабатывается проект электроснабжения железнодорожных подходов к Керченскому мосту. На рассмотрение Госэкспертизы его планируют подать в первом полугодии 2017 года, сообщил журналистам министр транспорта РФ Максим Соколов.
По его словам, изначальный проект, подготовленный в 2014 году, предусматривал гораздо менее качественную инфраструктуру. Сейчас определяется стоимость контракта, "почему для нас и был важен этот момент, перед подачей в государственную экспертизу", отметил он.
По словам министра, в целом стоимость - это "второй вопрос", технически вопрос уже решен.
"Техническая схема с точки (зрения - ИФ) необходимости снабжения электроснабжения подходов к Крымскому мосту меняться не будет", - отметил Максим Соколов.
Он напомнил о недавнем совещании в правительстве, на котором "все точки" касательно проекта были расставлены совместно с Минэнерго, и "правительство позицию поддержало".
"Подключение к инфраструктуре, по крайне мере создаваемой в рамках подходов к Керченскому переходу, Крымскому мосту, будет финансироваться из программы развития транспортной системы и соответствующей подпрограммы, которую ведет "Ространсмодернизация", - подчеркнул министр.
Этому заявлению предшествовала просьба министерства транспорта РФ к Минэнерго пересмотреть вариант энергоснабжения железнодорожных объектов из-за его дороговизны.
Сократить затраты предлагалось за счет удешевления техприсоединения к сетям "Кубаньэнерго". Также рассматривался вариант отказа от строительства подстанции стоимостью 7,1 млрд руб. в пользу собственной генерации.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook