Interfax-Russia.ru – Следователи СКП по Астраханской области совместно с сотрудниками областного УФСБ задержали за получение взяток 19 инспекторов отдельного батальона ДПС.
Такого в России не было давно. Вряд ли кто припомнит случай, когда в хитро расставленную западню попалось два десятка сотрудников милиции.
На этот раз под горячую руку попали те, кого автолюбители иронически называют "продавцами полосатых палочек" - сотрудники астраханской дорожно-постовой службы. Прозвище свое дорожные инспекторы заслужили за страсть к вымогательству, которая прославила их на всю страну.
Так, по опросам двухлетней давности, который провел в Астрахани Институт политических и медиаметрических исследований (ИПМИ), чаще всего жители этого славного города сталкивались с коррупцией в здравоохранении (27,7%), в ГИБДД (25,8%) и в вузах (17,2%). Интересно, что следующая далее милиция в целом катастрофически отстает от своего "дорожного звена": ее доля в "коррупционном пироге" составляет всего 6,3%. Налоговики в сравнении с врачами, инспекторами ДПС могут считаться честными - 4,1%, а уж судьи еще честнее - 1,8% от общей суммы астраханских взяток.
Разумеется, статистика лукава, поскольку она учитывает преимущественно опыт рядового обывателя, а значительная честь взяток является все-таки латентной. Так, в опросе ИПМИ указывалось, что никто из респондентов не давал мзду выше 100 тысяч рублей. Между тем и в милиции, и в судах, и в налоговой инспекции витают суммы куда более значительные. Зато именно ГИБДД на виду у всех и потому чаще всего обращает на себя внимание и вызывает возмущение пусть небольшими, но раздражающе частыми взятками.
Хотя, почему небольшими? Это как кому. Так, по данным СКП РФ, например, командир первой роты отдельного батальона дорожно-патрульной службы №1 (ОБДПС-1) УВД Астрахани Аркадий Кирсанов ежемесячно получал "на карман" со всех четырех смен каждого из подчиненных ему постов не менее 150 тысяч рублей. Честно говоря, эта сумма, указанная на сайте Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, невольно заставляет грустно улыбнуться автомобилистов, которые имеют несчастье колесить по российским дорогам.
"Если это правда, то коллеги Кирсанова поступали по отношению к командиру бесчестно и, не побоюсь этого слова, аморально, - заявил Interfax-Russia.ru политолог Сергей Резник. – По официальным данным, средняя взятка в подразделениях органов внутренних дел на транспорте в 2007 году составляла 3,5 тысячи рублей, а уже в 2009 году она поднялась до 4,5 тысячи рублей. Конечно, ОВДТ – не совсем то же самое, что ГИБДД. Но именно потому, что на российских трассах возможности для вымогательства на порядки выше. Если верить ряду источников, опытный инспектор на хорошем месте может "наколотить" своей палочкой 150 тысяч рублей за смену".
И все же будем оперировать информацией, озвученной СКП. А она гласит следующее: в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проведенных сотрудниками УФСБ по области с сентября 2009 года, установлено, что на протяжении последних трех лет сотрудники стационарных постов ДПС Астрахани систематически получали взятки от водителей. Деньги делили между собой согласно ранее достигнутой договоренности, передавая от рядовых инспекторов к старшим постов и далее по цепочке.
Это "далее по цепочке" опять-таки вызывает ряд вопросов. Неужели цепочка завершалась на командире роты? Пока не доказано другого, хочется в это верить.
В пресс-центре МВД России сообщили некоторые подробности операции против взяточников на дороге, которая прошла в ночь на 6 февраля. В ней принимали участие оперативники ФСБ, департамента собственной безопасности МВД России и управления собственной безопасности УВД по Астраханской области. Операция проводилась на трех ключевых пикетах ГИБДД, на сотрудников которых не раз поступали жалобы о поборах, а также имелась оперативная информация в отношении этих милиционеров. Как сообщили следователи, в ходе мероприятий, которые сотрудники областного УФСБ проводили с сентября 2009 года, установлено, что сотрудники этих стационарных постов ДПС Астрахани на протяжении последних трех лет систематически получали взятки от водителей в размере от 50 рублей до 5000.
В сети оперативников попали дежурившие смены всех трех постов. По данным Следственного комитета при прокуратуре РФ по Астраханской области, чтобы поймать мошенников с поличным, сотрудникам ФСБ пришлось использовать, что называется, "подсадную утку".
"В рамках оперативного эксперимента 5 февраля 2010 года водитель, управляющий автомобилем с одним регистрационным знаком, по требованию инспекторов постов ДПС "Старый мост" и "Новый мост" передал им взятку в сумме 100 рублей за несоставление протокола об административном правонарушении", - сообщается на сайте Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Астраханской области.
Следующая проверка была осуществлена на посту ДПС "Кири-кили" в Ленинском районе Астрахани. Здесь все оказалось куда серьезнее. Дело в том, что "подсадной" водитель страдает эссенциальным тремором рук. Эссенциальный тремор - это наследственное заболевание, которое характеризуется дрожанием рук, головы, голосовых мышц. Старший инспектор ДПС, который остановил больного человека, проявил к нему редкостное сострадание и попросил за это всего лишь 14 тыс. рублей. А иначе – милости просим: проверка на наличие алкогольного опьянения! В результате уместного в данной ситуации торга стороны сошлись на умеренной сумме в 4 тыс. рублей. При получении денег инспектора задержали.
Как уже было сказано, задержана рота отдельного астраханского батальона ДПС №1 практически в полном составе, включая ее командира Аркадия Кирсанова.
В отношении задержанных уже возбуждено уголовное дело по пунктам "а", "в" ч. 4 ст. 290 УК РФ ("Вымогательство взятки, совершенное группой лиц по предварительному сговору"). Суд избрал меру пресечения в виде заключения под стражу лишь в отношении 2 из 19 задержанных, хотя следствие ходатайствовало о заключении под стражу 13 подозреваемых. Решение об аресте остальных суд еще рассматривает, но мера пресечения должна быть избрана в течение трех суток с момента задержания.
До нынешнего громкого ЧП астраханские дорожные инспекторы чувствовали себя достаточно вольготно. Один из немногих ставших достоянием общественности факт вымогательства на трассе произошел в прошлом году, когда при получении взятки задержали инспекторов ДПС Ахтубинского РОВД Астраханской области Сергея Хорунжина и Василий Степаненко.
В ходе расследования было установлено, что в мае 2009 года на автодороге Ахтубинск – Верхний Баскунчак Хорунжин остановил трактор, буксировавший "Газель", и потребовал от водителя взятку в сумме 1500 рублей за сокрытие правонарушения. Автомобилист отказался, и тогда инспектор доставил его в здание РОВД, где составил четыре фиктивных протокола об административных правонарушениях, в результате чего водитель был вынужден заплатить штраф - 7500 рублей.
По данным следствия, через неделю тот же инспектор с напарником Степаненко снова "тормознул" тот же самый буксир. На этот раз смысл его замечаний сводился к тому, что такое поведение называется – к обиде добавить оскорбление. Однако он, Хорунжин, человек исключительной доброты и готов снова закрыть глаза на безобразие за ту же жалкую сумму в 1500 рублей. Поскольку у тракториста денег не оказалось, инспектор оставил ему номер своего мобильника и пригрозил: смотри, я ведь снова могу сочинить четыре протокола! Дороже обойдется…
В конце концов, дороже обошлось самому Хорунжину и его коллеге Степаненко: расследование их уголовного дела завершено и скоро будет рассмотрено в суде.
Есть, конечно, в ЮФО и примеры иного поведения сотрудников ДПС. Например, в феврале 2008 года в Приволжском районе Волгоградской области инспектор остановил водителя, нарушившего правила дорожного движения. Тот признал свою вину и предложил "решить вопрос на месте". Страж порядка возмутился и сообщил об этом в милицию. Сотрудники по борьбе с экономическими преступлениями задержали мужчину, против него возбуждено уголовное дело по статье 291 УК РФ ("Дача взятки").
Нетривиальный способ из сложившегося положения предложил Алексей Федоров – директор того самого НИИ "Институт политических и медиаметрических исследований (ИПМИ)", который проводил опрос о состоянии коррупции в Астраханской области. Он отметил, что российские законодатели борются с мздоимством на дорогах одним и тем же способом: ужесточают меру наказания и увеличивают штат инспекторов. И то, и другое приводит лишь к увеличению сумм поборов.
"Нужны совершенно новые законы, - убежден Федоров. – Мы считаем, что надо разрешить фиксировать нарушения ПДД всем гражданам, чьи права нарушены, и получать за это свою долю взысканного с нарушителя штрафа (обязательное условие!). Да я первый создам фирму по фиксации нарушений! Найму сотню фотографов, и пусть стоят на дорогах и фиксируют все подряд. Каждый студент сможет озолотиться, имея просто телефон с камерой, пока до вуза доедет - заработает. Я уже вижу рекламу производителей портативных видеокамер: "Установи камеру с постоянным режимом записи в своем автомобиле! На работу доехал - $1000 в кармане!".
Федоров верит: после введения такого закона в России уже через неделю не останется ни одного нарушителя на дорогах. Их машины судебные приставы опишут за долги по штрафам. Директор НИИ утверждает: именно такими методами заставили ездить по правилам дорожного движения в некоторых странах мира.
Однако недаром гласит поговорка: "Что русскому здорово, то немцу – смерть". Ведь даже камеры видеонаблюдения не останавливают лихачей. А пока есть те, кто активно нарушает, будут и те, кто активно берет.
Хорошо хоть, что теперь, кажется, к ним добавятся и те, кто активно сажает…
Обозреватель Александр Сидоров