Interfax-Russia.ru - Юнус-Бек Евкуров наглядно продемонстрировал, что в долгу перед своими врагами не останется.
После возвращения ингушского президента к исполнению обязанностей практически всем стало ясно: Евкуров очень рассердился. Если покушение 22 июня он еще мог воспринять как удар, направленный лично против него, и даже проявить милость к повинившимся боевикам, то теракт 17 августа, когда начиненная взрывчаткой "Газель" протаранила ворота ОВД в Назрани, и в результате взрыва погибло 20 человек, а более 260 получили ранения, не оставил президенту выбора. Бандитов, совершивших такое, можно только уничтожать.
Сегодня ситуация в Ингушетии остается самой неспокойной на всем Северном Кавказе. Согласно данным МВД, за 9 месяцев 2009 года в Ингушетии погибли 68 и ранены 212 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Кроме того, во время террористических атак также были убиты 30 местных жителей, а 85 получили ранения.
Силовики за этот период провели свыше 15 спецмероприятий против бандформирований: пять - в лесах, остальные - в населенных пунктах республики. По данным исполняющего обязанности министра внутренних дел Ингушетии Валерия Жернова, было предотвращено несколько серьезных терактов, 85 боевиков удалось нейтрализовать. В результате боестолкновений убито 39 боевиков. Также на территории республики в результате 32 взрывов погибли 20 человек и 21 получил ранения. Обезврежено 18 взрывных устройств. Не менее 11 раз обстреливались здания силовых ведомств.
При выписке из больницы 10 августа Евкуров был настроен достаточно сдержанно и надеялся все же на определенный диалог с экстремистским подпольем. Он заявил: "Я мстить не собираюсь. Кто сдастся, будет осужден по закону за его злодеяния, если они у боевика есть. А те, кто не сложит оружие, будут уничтожены".
По поводу участников покушения на него президент сказал просто: "Кому необходимость была бошки оторвать, в течение 2-3-4 недель правоохранительные органы оторвали". Вообще президент Ингушетии был настроен достаточно оптимистично, если не сказать благодушно. После выписки из института Вишневского он подчеркнул, что в руководстве силовых структур республики не будет кадровых перестановок: "Ни в коем случае. Силовики работали так, как надо".
Однако вскоре грохнул взрыв в Назрани, и все круто изменилось. Оказалось, "бошки оторвали" далеко не всем. И силовики, увы, действуют далеко не так эффективно, как того требует обстановка. "Люди не на пять, а на твердую тройку понимают свои задачи и понимают, как реагировать на угрозу", - сказал президент Ингушетии. Признал глава республики в начале сентября, говоря о результатах своих проверок положения на местах, что гарантировать безопасность гражданам Ингушетии сегодня невозможно. Этого не может сделать даже президент. "Конечно, не могу - даже сидя здесь дома, я не могу - даже по отношению к себе, - с горечью признал Евкуров. - Никто не может что-то уверенно сказать".
Понятно, что дальше так продолжаться не может. Особенно сейчас, когда президент России Дмитрий Медведев призвал безжалостно расправляться с террористами, ликвидировать их "без эмоций и колебаний". По словам Медведева, за преступления, которые совершены против руководства Ингушетии, отдельных руководителей правоохранительных органов, обычных граждан и правозащитников, должно последовать "весомое неотвратимое наказание".
И вот теперь становится ясно, что эти требования претворяются в жизнь. Дело не только в смене руководства МВД республики. Дело и в постепенном изменении ситуации, отношения к бандподполью. Как считает бывший депутат республиканского парламента Азамат Нальгиев, при Евкурове ставший председателем президентского совета по правам человека, сейчас маятник качнулся в обратную сторону: "Людям надоело, что боевики считают себя вправе убивать их, как куропаток". Жители начинают сообщать о боевиках в правоохранительные органы, чего прежде не бывало. А в Кантышево молодой парень, увидев, что бандиты пытаются добить раненого милиционера, выхватил пистолет и открыл по ним огонь. Те бежали.
Боевики - те же большевики, считает Нальгиев. Они хотят либо заставить всех жить, как они, либо убивают. А народу не нравится, когда ему указывают, да еще под стволом автомата.
Боевики теряют влияние, теряют опору даже в собственных тейпах. Именно этим вызван всплеск терроризма в последнее время: доказать, что у них еще есть сила, устрашить. У власти для успешного противостояния сепаратистам есть один выход: опора на широкие слои своих граждан. И, похоже, она это стала осознавать.
Именно поэтому Юнус-Бек Евкуров постоянно "идет в народ", опубликовал в интернете свой мобильный телефон, по которому часто отвечает лично и выслушивает жалобы на воровство и произвол. Именно поэтому президент Ингушетии идет на контакты с оппозицией, ряд деятелей которой ввел в свое окружение, с другими советуется, выслушивает их критику. Так, в воскресенье Евкуров заявил на совещании руководителей силовых структур: "Необходимо максимально привлекать правозащитников к наблюдению за спецмероприятиями, которые проводят сотрудники правоохранительных органов". По мнению ингушского главы, "в том, что из образа бандита формируется образ невинной жертвы, есть и вина тех, кто должен показывать населению преступления, которые они совершали. В противном случае мы даем повод для того, чтобы появилась иная информация о преступниках".
А незадолго до этого, 2 сентября, Юнус-Бек Евкуров выступил с видеообращением к населению республики в связи с возможной угрозой терактов. По его словам, в республику прибыли несколько террористов-смертников, которые намереваются совершить новые диверсионные акты против силовых структур. 20 августа у правоохранительных органов Ингушетии появилась информация о подготовке новых терактов. "При совершении терактов могут быть использованы три легковых автомобиля, два грузовика и железный контейнер объемом три-пять тонн", - сообщила пресс-служба Евкурова.
Глава республики подчеркнул необходимость "проверить каждый двор, при этом жители должны это правильно понимать". При этом Евкуров особо подчеркнул, что за такими спецмероприятиями должен быть обеспечен контроль общественности. В каждом населенном пункте будет создана комиссия из представителей муфтията и общественных организаций, которая будет проверять подворья.
И такая политика уже дает результаты. Вечером 4 сентября во время спецоперации ФСБ и МВД в муниципальном округе "Барсуки" Назрани сотрудники правоохранительных органов попытались остановить автомобиль ВАЗ-21099. Однако водитель машины не подчинился, а из салона раздались автоматные очереди. Ответным огнем милиционеры уничтожили двоих преступников. В ходе досмотра автомобиля были обнаружены документы Заура Ужахова и Алихана Джантамирова, а также два автомата, пистолет и большое количество боеприпасов. Третьему преступнику, тяжело раненному, удалось поначалу скрыться под покровом темноты. Но под утро его тело сотрудники правоохранительных органов обнаружили примерно в полукилометре от места перестрелки. Им оказался Рустам Дзортов. По данным "Интерфакса", боевик сжимал в руках осколочную гранату Ф1.
Дзортов и Ужахов, как сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе УФСБ РФ по Ингушетии, являются непосредственными организаторами покушения на Евкурова и организаторами теракта у здания РОВД в Назрани. 30-летний Дзортов, уроженец города Карабулак, известный также под прозвищем Абдул Азиз, находился во всероссийском розыске. По данным УФСБ, с января 2009 года он возглавлял деятельность всех бандформирований на территории республики, участвовал в покушениях на сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и являлся одним из организаторов покушения на президента Ингушетии. Именно Дзортов как "боевой эмир" Ингушетии курировал бандгруппу Алиева Абдул-Малика, совершившую теракт 17 августа в Назрани.
Об этом, в частности, сообщил задержанный в июле в Чечне боевик Рустам Махаури, которого в связи с ценностью его показаний допрашивал лично председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин. Махаури - близкий соратник Доку Умарова, так называемого президента самопровозглашенной республики Ичкерия. С его слов, именно Умаров и стоит за покушением на главу Ингушетии.
По словам представителя пресс-службы УФСБ по Ингушетии, Дзортов также причастен к убийству заместителя председателя Верховного суда Ингушетии Азы Газгиреевой и старейшины станицы Троицкой Адрохьмана Темирханова и к многочисленным расстрелам сотрудников милиции. За все эти преступления Дзортов находился во всероссийском розыске.
Ну что же, как говорится, "награда нашла героя". Можно констатировать, что президент Ингушетии не остается в долгу и умеет по справедливости рассчитываться со своими врагами. Кто на очереди? Об этом поведал сам Евкуров: "В первую очередь, это Докку Умаров, который координирует всю деятельность на Северном Кавказе. Есть Удуговы - та шушера, которая уехала и живет теперь припеваючи. Второй, конечно, Тазиев по кличке Магас. Вот два человека, если их можно вообще назвать людьми".
Будем надеяться, что глава Ингушетии сторицею воздаст и этим людям за их "благодеяния".
ОбозревательАлександр Сидоров
Фото ИТАР-ТАСС