Не уступили путь

Interfax-Russia.ru – Турецкие суда продолжают провоцировать российские корабли. В Госдуме РФ предлагают задерживать нарушителей с помощью военных и пограничников.

Крымское государственное унитарное предприятие "Черноморнефтегаз" 24 ноября переместило две буровые установки В-312 и В-319 с Одесского газового месторождения для работы на месторождении Гордиевича. В компании заявили, что приняли это решение из-за сложной международной обстановки и террористической опасности. При этом в "Черноморнефтегазе" отметили, что операции по перемещению буровых активно мешало турецкое судно.

"При перестановке СПБУ В-312 на пути следования каравана судов с буксируемым объектом появилось неустановленное торговое судно под турецким флагом. Действуя в нарушение международных правил предупреждения столкновения судов в море и общепринятых норм морского судоходства, турецкое судно не уступило путь каравану, идущему перекрестным курсом, и предприняло попытку остановиться на пути его следования, чем заведомо создало аварийную ситуацию. В радиообмен с судами сопровождения капитан турецкого судна не вступал, не отвечая на вызовы", - отмечается в сообщении "Черноморнефтегаза".

На помощь каравану пришли сторожевой катер погранслужбы ФСБ России и ракетный катер Черноморского флота РФ, которые принудили судно под турецким флагом изменить курс в безопасном для транспортного каравана направлении.

После инцидента СПБУ В-312 благополучно, несмотря на сильный шторм, доставили в место назначения и установили на опоры. Вторую буровую установку СПБУ В-319 также успешно переместили в тяжелых погодных условиях, преодолев ряд технических сложностей.

Как отмечает компания, стоимость двух перемещенных буровых - более 25 млрд рублей. В настоящее время они находится в безопасности.

За последнее время история с караваном не единственный случай, когда турецкое судно приближались на небезопасное расстояние к российским кораблям.

Так, утром 13 декабря экипаж сторожевого корабля "Сметливый" Черноморского флота РФ был вынужден в 22 км от греческого острова Лемнос в северной части Эгейского моря открыть предупредительный огонь по турецкому сейнеру, который шел на опасное сближение с военным кораблем и не выходил на связь. При этом "Сметливый" стоял на якоре, и не мог экстренно избежать столкновения.

"Несмотря на многочисленные попытки "Сметливого", экипаж турецкого сейнера не шел на радиоконтакт с российскими моряками и не отвечал на специальные визуальные сигналы светового семафора и сигнальных ракет. При сближении турецкого сейнера с российским сторожевым кораблем на расстояние около 600 метров, в целях недопущения столкновения кораблей, по ходу движения турецкого судна на расстоянии гарантированного непоражения, было применено стрелковое оружие", - сообщило управление пресс-службы и информации Минобороны России.

Предупредительных выстрелов оказалось достаточно - турецкое судно резко сменило курс и, не выходя на контакт с российским кораблем, продолжило движение мимо "Сметливого".

После этого на встречу с заместителем министра обороны России Анатолием Антоновым срочно вызвали атташе по вопросам обороны, военно-морского атташе при посольстве Турции в Москве контр-адмирала Ахмета Гюнеша.

"Турецкому военному дипломату сделано жесткое представление о возможных пагубных последствиях безрассудных действий официальной Анкары в отношении российского воинского контингента, выполняющего задачи по борьбе с международным терроризмом в Сирии", - сообщило управление пресс-службы и информации Минобороны.

Ахмет Гюнеш пообещал довести до Анкары содержание российского представления.

Как пишет турецкое издание Hurriyet daily news, в свою очередь владелец турецкого сейнера Музаффера Гечиджи заявил, что не слышал выстрелов, так как, по его словам, судно находилось на большом расстоянии от российского военного корабля. А глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, отмечает издание, заявил, что реакция "Сметливого" была преувеличена. По его словам, Россия и Турция должны восстановить "те доверительные отношения, которые были раньше, но наше терпение имеет предел".

Очевидно, что историю с перемещением буровых "Черноморнефтегаза" вновь стали обсуждать из-за инцидента со "Сметливым".

Впрочем, в пограничной службе ФСБ по Крыму заявили, что ничего сверхестественного при транспортировке буровых не произошло.

"Обыкновенная, штатная ситуация. Согласно морским правилам, суда должны уступать место каравану. Каравану очень тяжело сдвинуться со своего курса, гораздо труднее, чем одному кораблю. Привлечь внимание судна удалось тогда, когда выпустили ракетницы (Черноморского флота - ИФ). Он (турецкий корабль - ИФ) предпринял меры, и дальше спокойно разошлись", - пояснил "Интерфаксу" по телефону представитель ведомства.

В свою очередь глава "Черноморнефтегаза" Игорь Шабанов рассказал журналистам, что решение перевести буровые платформы в другое место приняли из-за террористической угрозы.

"Одесское месторождение находится в нейтральных водах с неопределенным международно-правовым статусом. По указанию главы республики Сергея Аксенова в связи с повышенной террористической угрозой решено переместить буровые установки в территориальные воды России. Установки находились примерно в 180 км от берега, на таком расстоянии от территориальных вод их безопасность было затруднительно обеспечивать", - сказал гендиректор предприятия.

Однако глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что буровые передислоцировали исключительно из-за технической необходимости.

"Вышки и все оборудование, которое находится на буровых установках, охраняется государством. Сторожевые корабли Черноморского флота несут постоянное дежурство. Поэтому опасности, с точки зрения физического захвата, никакой не было. Вышки прекратили выполнять соответствующие работы на этих месторождениях и были готовы к перебазированию на месторождение Гордиевича, которое будет разрабатываться в течение последующих трех лет", - сказал Сергей Аксенов.

По его мнению, появление турецкого корабля в момент буксировки буровых было игрой на публику.

"Российская Федерация в Черном море может обеспечить безопасность как граждан, так и оборудования. Вряд ли хоть одна страна дерзнула бы совершить акт агрессии против Российской Федерации", - сказал глава Крыма.

Он подчеркнул, что все буровые "Черноморнефтегаза" будут загружены на 100% и будут добывать как жидкие углеводороды, так и природный газ.

Тем временем, генеральный директор "Черноморнефтегаза" сообщил, что сейчас на Одесском газовом месторождении, расположенном на северо-западном шельфе Черного моря в 150 км от побережья Крыма, по-прежнему добывают ископаемые в штатном режиме, несмотря на предполагаемую террористическую угрозу. В настоящее время на месторождении работает старая "вышка".

"У нас есть еще две старых установки. Одной больше 30 лет, другой - чуть больше, чем 25 лет. Там сейчас находится одна из двух старых установок, которой 25 лет, она обеспечивает жизнедеятельность одной из платформ Одесского месторождения", - рассказал Игорь Шабанов.

В свою очередь министерство иностранных дел Украины назвало перемещение двух самоподъемных буровых установок и нефтедобывающей платформы "Таврида" в Черном море "очередным эпизодом грабежа имущества и природных ресурсов" и потребовало вернуть их украинской стороне.

"Министерство иностранных дел Украины призывает Российскую Федерацию к международно-правовой ответственности, требует от Российской Федерации немедленно принять все практически возможные меры для прекращения международно-противоправных деяний, предоставить надлежащие заверения и гарантии их неповторения в будущем и немедленно вернуть в пользование и владение принадлежащее Украина имущество. Министерство иностранных дел Украины оставляет за собой право требовать возмещения от российской стороны ущерба, причиненного действиями последней, которые имеют все признаки международного правонарушения по содержанию Конвенции", - говорится в заявлении МИД в среду.

МИД Украины уверен, что буровые установки В-312 и В-319 и нефтедобывающая платформа "Таврида" являются собственностью Украины.

По данным украинской Госпогранслужбы, "Черноморнефтегаз" после перемещения двух буровых установил на Одесском газовом месторождении нефтедобывающую платформу "Таврида", а погранслужба ФСБ России направила в этот район Черного моря сторожевой корабль, который патрулирует данный участок.

Погрануправление ФСБ России по Крыму сообщило со своей стороны, что командир корабля Госпогранслужбы Украины связался по радиостанции с "Тавридой" с требованием предоставить информацию о составе экипажа и целях нахождения буровой установки в данном районе, тот отказался, поскольку "украинская сторона не имеет полномочий на запрос подобного рода". "Затем корабль ГПС Украины направился на объекты "Черноморнефтегаза", находящиеся на Голицынском газоконденсатном месторождении, где осуществил их фото- и видеосъемку", - говорится в пресс-релизе крымской погранслужбы.

"Для обеспечения безопасности судокоманды "Тавриды", а также защиты и охраны экономических интересов Российской Федерации в данный район был направлен пограничный сторожевой корабль 2 ранга "Аметист" Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым. Прибыв в район Одесского и Голицынского месторождений, ПСКР "Аметист" обнаружил рядом с СПБУ два военных корабля ВМС Украины. В целях обеспечения экономических и иных законных интересов РФ российский сторожевик осуществляет патрулирование данного района Черного моря", - отмечается в информации российских пограничников.

После инцидентов с турецкими судами бывший командующий Черноморским флотом РФ, глава думского комитета по обороне Владимир Комоедов предложил сопровождать российские суда российскими пограничными или военными кораблями, которые фиксировали бы нарушения и доставляли суда-нарушители в порты для разбирательства.

"Если такие вещи будут повторяться, то надо вызывать или пограничные, или военные (корабли), чтобы даже в нейтральных водах за нарушение международных правил кораблевождения брать нарушителя за цугундер, доставлять в порт и разбираться конкретно с ним", - заявил Владимир Комоедов "Интерфаксу".

По его мнению, суда-нарушители – это, скорее всего, рыболовецкие суда.

"Но они, оказывается, хулиганят еще и по большому счету. Сторожевик "Сметливый" - мой воспитанник, это корабль, с которым опасно сближаться. Он применил оружие предупредительное, исчерпав все возможности. Он (турецкий сейнер - ИФ) шел на столкновение, на сближение, а это чревато, в принципе, в море", - сказал собеседник "Интерфакса".

Он отметил, что экипаж "Сметливого" имел полное право открыть огонь по турецкому судну.

"ВМФ - это единственный у нас вид вооруженных сил, командиру в которых в мирное время дано право применять оружие в случае самообороны по опасно летящей цели или по опасно идущей цели, и они правильно сделали, что применили оружие", - пояснил Владимир Комоедов, добавив, что произошедшая ситуация – это, по его мнению, пиратство.

Он вспомнил похожие инциденты, произошедшие в 1998-2002 годах. "Турки ловили на украинской территории в районе Змеиного рыбу калкан, большую, ее еще называют курица черноморская. Пограничники украинские турок выгоняли, но они не уходили. Тогда они применили оружие, один сейнер утопили, один подтопили, а потом он затонул, а третий взяли за цугундер и притащили в порт", - рассказал собеседник "Интерфакса".

Тем временем, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко считает, что Турция сейчас сознательно провоцирует российский флот.

"Турки идут на опасное сближение, на неадекватное поведение и провокации, чтобы создать реальный прецедент. Разумеется, Россия должна здесь занимать аккуратную позицию", - заявил Игорь Коротченко.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook