Небесная трагедия

Interfax-Russia.ru - Вертолет авиакомпании "Газпромавиа" потерпел крушение в Волгоградской области.

Вертолет Ми-8АНТ с бортовым номером 22968 вылетел в 8 часов утра 22 июля с вертолетной площадки в районе 13-го поста ГАИ в Городищенском районе Волгоградской области. На его борту находилось пятеро сотрудников компании "Лукойл-Нижневолжскнефть" и трое членов экипажа. Как сообщили в "Газпромавиа", МИ-8 совершал рейс Волгоград-Котово, осматривая нефтепровод в Котовском районе (170 км севернее Волгограда): сотрудники "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаза" проверяли объекты, на которых должен был пройти конкурс профессионального мастерства нефтяников (по другой формулировке - конкурс социальных проектов).

По сообщению пресс-службы ГУ МЧС Волгоградской области, в 10:17 вертолет пропал с радаров. Позже выяснилось: машина примерно в 8:40 рухнула на землю у села Моисеевка в 25 км от города Котово. Согласно рассказам очевидцев, в воздухе произошел хлопок, после чего вертолет упал и загорелся.

В результате катастрофы, по данным пресс-службы ОАО "ЛУКОЙЛ", погибли пятеро сотрудников ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз": заместитель гендиректора по управлению персоналом Александр Шумлянский, заместитель гендиректора по капитальному строительству Фарид Шихотаров, председатель объединенной профсоюзной организации Валентин Шараськин, начальник отдела социальных программ Василий Басюк, начальник отдела по связям с общественностью Евгения Калуженкова.

Также в аварии погиб один член экипажа Ми-8 - бортмеханик Алексей Субботин. При крушении вертолета выжили командир воздушного судна Александр Захаров и второй пилот Дмитрий Пуськов.

Первыми к месту аварии и пожара прибыли сотрудники Котовской пожарной части, затем к ним присоединились пожарные расчеты и оперативная группа Южного регионального центра МЧС России. На месте катастрофы также работают сотрудники Саратовского межрайонного следственного отдела Южного следственного управления на транспорте СКП РФ, которые проводят доследственную проверку по факту крушения Ми-8.

В тоже время свою комиссию по расследованию крушения вертолета в Волгоградскую область отправляет и Межгосударственный авиационный комитет (МАК).

В авиакомпании "Газпромавиа" сообщают, что разбившийся Ми-8 был выпушен в сентябре 2000 года, последний раз ремонтировался в августе 2007 года. Замечаний экипажа к техническому состоянию машины не было. Другими словами, вертолет был фактически новый. Заметим, что Ми-8 – самая массовая машина в истории мирового вертолетостроения. В настоящее время вертолетов этой марки выпушено свыше 12 тысяч. С 1993 по 2007 годы вертолеты этого типа потерпели свыше 50 катастроф, значительная часть из них приходится на военные конфликты и так называемый "человеческий фактор". Однако, по данным "Газпромавиа", Субботин и Захаров – опытные пилоты, налетавшие на вертолетах не одну тысячу часов. Так что в причинах катастрофы придется разбираться тщательно.

Впрочем, выживший командир вертолета Александр Захаров уже изложил свою версию событий. По информации руководства Главного управления МЧС по Волгоградской области, он сообщил следующее: на высоте 100 метров машину начало сильно трясти, затем вертолет стал снижаться до минимальной высоты. В момент зависания в воздухе в хвостовой части вертолета раздался хлопок, и машина рухнула на землю. При падении загорелся топливный бак Ми-8. Оказавшись на земле, командир экипажа вытащил из горящей машины второго пилота, получившего многочисленные ожоги и ушибы. В настоящее время он госпитализирован в центральную районную больницу города Котово.

Таким образом, есть основания предполагать, что дело все же в неисправности Ми-8. Увы, такое случается и сейчас. У всех на слуху три последних наиболее громких ЧП. Первое из них связано опять-таки с "Газпромом": 9 января в горном лесу Алтая потерпел крушение Ми-171 (модификация Ми-8), обломки машины были обнаружены 11 января. Из 11 человек, находившихся на борту, выжили четверо.

12 июля – снова трагедия, связанная с нефтяниками: вертолет Ми-8 азербайджанской авиакомпании "AZAL", перевозивший нефтяников для работы на месторождениях на Каспии, рухнул сразу после взлета с четвертого блока месторождения "28 мая" прямо в море. Из шести человек, находившихся на борту, спасти удалось четверых.

Наконец, несколько дней назад, 19 июля, при взлете с аэродрома Кандагара разбился вертолет МИ-8, принадлежавший российской авиакомпании "Вертикаль Т", который на условиях аренды обслуживал грузовые поставки международных сил содействия безопасности в Афганистане. Помимо трех человек экипажа на борту находилось 17 пассажиров. В результате катастрофы погибли 16 сотрудников иностранных компаний, двое российских пилотов находятся в госпитале, их состояние оценивается как тяжелое.

И вот – снова трагедия в небе с Ми-8. Однако очень хотелось бы, чтобы подобные трагедии больше не повторилась.

Обозреватель Александр Сидоров