Interfax-Russia.ru – Грузовой поезд, перевозивший нефть и мазут, сошел с рельсов на Кубани. По официальной версии, виноваты в аварии воры, укравшие железнодорожные накладки.
Утром 24 ноября в Темрюкском районе Краснодарского края на 12-м километре участка подъездных путей нефтепереливного терминала ЗАО "Таманьнефтегаз" перевернулись 20 цистерн с сырой нефтью, 4 из них загорелись, сообщила пресс-служба ОАО "РЖД".
В то же время, по данным Южного регионального центра МЧС, с рельсов сошли и перевернулись не 20, а 12 цистерн с мазутом. ЧП произошло, когда вагоны шли на слив нефтепродуктов.
Никто не пострадал - вагоны сошли с рельсов вдали от населенных пунктов. По данным РЖД, экологического урона окружающей среде ЧП не нанесло – нефть в водоемы не попала.
В район аварии оперативно направили четыре пожарных расчета и пожарный поезд. Через два часа после происшествия пожарные потушили одну из горевших цистерн, а полностью все цистерны потушили к 10 утра.
Глава МЧС России Владимир Пучков, который направлялся как раз в Краснодарский край на открытие нескольких ведомственных объектов, сразу по прилету в аэропорт Анапы на вертолете вылетел на место происшествия, где к тому времени полным ходом шли работы по ликвидации последствий аварии.
"Я специально изменил маршрут, чтобы в режиме реального времени в боевой обстановке проверить уровень реагирования местных властей на чрезвычайную ситуацию", - сказал Владимир Пучков. Он распорядился ликвидировать последствия аварии в течение суток.
К слову, в ликвидации последствий схода цистерн в Темрюкском районе принимали участие специалисты нового пожарно-спасательного центра Крымска, что, по словам Владимира Пучкова, стало своеобразной проверкой его готовности и оснащенности.
"Этот центр готов выполнить все задачи и обеспечить защиту людей, проживающих в регионе", - констатировал министр на открытии центра. Он сообщил, что убедился на деле в готовности личного состава и технических средств к реагированию на сложнейшие чрезвычайные ситуации.
Кроме тушения пожара сотрудникам МЧС предстояло откачать нефть, оставшуюся в перевернувшихся цистернах. В ходе крушения товарного состава нефть разлилась на площади примерно 150-300 кв. метров, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе администрации Темрюкского района Краснодарского края.
Все выходные сотрудники спецслужб очищали землю от нефти. Последствия ЧП устраняли 342 человека, которые использовали 105 единиц техники, отмечается в сообщении МЧС.
Через несколько часов после аварии и осмотра места происшествия стало ясно, что вагоны перевернулись из-за поврежденного железнодорожного полотна. Кто-то снял 12 стыковых накладок, соединяющих рельсы.
Представитель железной дороги сообщил главе МЧС РФ Владимиру Пучкову, что именно действия злоумышленников стали причиной схода вагонов. По его словам, в момент схода возникла искра, из-за которой и начался пожар.
К вечеру 24 ноября спасатели откачали примерно половину нефти - около 300 тонн - из 5 из 12 перевернувшихся цистерн. В районе розлива специалисты также провели обваловку местности, чтобы не допустить сильнейшего распространения мазута.
На утро следующего дня, по информации МЧС, было откачано уже более 650 тонн нефтепродуктов, а полностью завершить аварийно-восстановительные работы планируется 27 ноября.
Полицейские, изучив место аварии, обнаружили вязаную шапочку, мобильник, фонарик и крепежные болты. Злоумышленники, видимо, снимали стыковые накладки ночью и разукомплектовали 100 метров железнодорожного полотна.
По факту крушения поезда может быть возбуждено уголовное дело по ст. 267 УК РФ (приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения).
Утром 26 ноября движение на поврежденном участке железной дороги полностью возобновили. Пути укрепили, подсыпав гравием, а железнодорожное полотно утрамбовали.
Однако, как отмечается в сообщении пресс-службы ЮРЦ МЧС, восстановительные работы все еще продолжаются: с места происшествия вывозят мусор, металлолом и пропитанный нефтью грунт, а поврежденные цистерны поднимают на платформы и отвозят на ремонт.
Железнодорожные накладки, которые воры сняли с полотна, повышают безопасность движения на железной дороге, снижают энергозатраты на перевозку пассажиров и грузов, снижают ударные нагрузки и вредное шумовое воздействие на окружающую среду. Кроме того, они продлевают срок жизни рельс.
С другой стороны, их можно выгодно сдать в металлолом или использовать в домашнем хозяйстве. Одна такая железнодорожная накладка стоит около 750 рублей.
Кражи металла на железной дороге – традиционный "бизнес" в России. Пик таких краж пришелся на начало двухтысячных. На Юге России такого рода преступления чаще всего совершают в шахтерских территориях и в республиках Северного Кавказа - там, где наиболее острая ситуация с безработицей.
Впрочем, поезда сходят с рельс и не только по вине "металловоров". Одно из последних подобных ЧП в России - авария на железной дороге в Самарской области. Ровно месяц назад, 24 октября, в Жигулевске сошел с рельсов поезд с семью цистернами с соляркой. Но в отличие от аварии на Кубани в Самарской области значительно пострадала лишь одна из сошедших с рельсов цистерн. Но и из нее нефтепродукты не разливались.
По одной из версий, предыдущее ЧП произошло из-за раздвижения рельса после проливного дождя. По другой версии, на путях лежал посторонний предмет.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".