Точка зрения 4 февраля 2010 г. 15:59

Неоплановая трагедия

Interfax-Russia.ru – Крупное ДТП с многочисленными человеческими жертвами произошло в новом Северо-Кавказском федеральном округе.

Война на дорогах

Увы, Юг России по-прежнему остается одним из самых опасных регионов по количеству дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий. В "Долгосрочном прогнозе вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций по территории Южного федерального округа на 2009 год" МЧС печально констатировало, что, начиная с 2004 года, в округе не снижается число ЧП, а по пожарам и дорожно-транспортным происшествиям наблюдается устойчивый рост, и факторов для их снижения нет.

Травматизм и гибель людей на дорогах давно уже стали в округе недоброй традицией, особенно за последнюю "пятилетку". Рост количества ДТП и числа пострадавших в них, как справедливо говорится в прогнозе МЧС, был отмечен в 2004 году, а в 2005 году ЮФО вышел в число лидеров в России по количеству погибших на дорогах: здесь на 100 пострадавших в авариях приходилось 17 погибших (по России - 10 погибших на 100 пострадавших).

В 2007 году тревожную ситуацию на Юге особо отметил Дмитрий Медведев (в то время первый заместитель председателя правительства РФ), призывая сократить смертность в результате ДТП в течение двух лет хотя бы на треть.

"Ситуация на российских дорогах сравнима с боевыми действиями, особенно тяжелое положение на федеральных трассах южного направления", - сказал тогда Медведев.

В 2008 году на территории ЮФО действительно удалось несколько снизить общее число аварий. Зато тяжесть последствий дорожных инцидентов выросла почти на 10%.

Но в следующем, 2009 году, показатели аварийности в Южном федеральном стали зашкаливать.

Так, в частности, 24 июля 2009 года на трассе "Дон" произошла страшная авария, которая унесла жизни 21 человека: неподалеку от села Самарское примерно в 60 км от Ростова-на-Дону масловоз, выехав на встречную полосу движения, "лоб в лоб" столкнулся с рейсовым автобусом. На жуткое ЧП откликнулся президент России. Дмитрий Медведев расценил случившееся как преступление и заявил: "Мы не можем хоронить такое количество людей из-за того, что у нас так организован процесс управления дорожным движением".

Ситуацию, которая сложилась на автодорогах Юга России, действительно можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительную и даже тревожную. Если в среднем в субъектах Российской Федерации в пределах округа на 100 километров автодорог происходит от 8 до 20 ДТП, то на Юге этот показатель превышает 30 происшествий. Объясняется это, в числе прочего, снижением контроля на дорогах, участившимися случаями грубых нарушений ПДД участниками дорожного движения, низким качеством дорожного покрытия и пропускной способностью автотрасс.

Две беды – дороги и джигиты

Этот год для Южного федерального округа можно считать заранее успешным: есть серьезные основания полагать, что статистика ДТП здесь явно пойдет на убыль. Причина очевидная: ЮФО значительно "похудел" - от него "отрезали" кавказский кусок вкупе со Ставропольским краем, создав новую административную единицу – Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО). Результаты не замедлили сказаться, по крайней мере, на статистике аварий. Зато полпреда нового округа Александра Хлопонина можно "поздравить": СКФО открыл печальную статистику дорожно-транспортных происшествий жуткой аварией в Дагестане.

ЧП произошло глубокой ночью 4 февраля. Как сообщили Interfax-Russia.ru в Южном региональном центре МЧС России, на 275-м километре автодороги Махачкала-Астрахань в Тарумовском районе Дагестана, в пяти километрах от поселка Кочубей около 3 часов ночи столкнулись грузовой "КамАЗ" и пассажирский автобус Neoplan, выполнявший коммерческий рейс по маршруту Махачкала-Москва. В результате столкновения погибло шестеро человек (оба водителя автобуса и четверо пассажиров). Трое погибших, в том числе водители, скончались на месте, еще трое – по пути в больницу. Также пострадали 15 человек. 11 пассажиров доставили в близлежащую Кочубейскую поселковую больницу, а четверо отказались от госпитализации.

Главный врач Кочубейской больницы Магомед Даудов рассказал журналистам, что одному из доставленных пассажиров оказали амбулаторная помощь, остальных десять госпитализировали. "У пострадавших характерные травмы, в основном, это переломы нижних конечностей", - пояснил главврач.

На место трагедии выехало руководство ГИБДД республики, специалисты ГУ МЧС РФ Дагестана и оперативно-следственная группа. После изучения обстоятельств ЧП и проведения следственных действий предварительную версию случившегося журналистам озвучил командир взвода отдельного батальона ДПС подполковник Вихирпаша Магомедов, отвечающий за участок дороги в Тарумовском районе.

"По предварительным данным, вина за аварию, в результате которой погибли шесть человек, лежит на водителе автобуса "Неоплан", - заявил подполковник милиции. - Автобус выехал на полосу встречного движения и столкнулся с автомобилем "КамАЗ". Сейчас на месте работают следователи, которые и установят причину ДТП".

По факту ДТП следственные органы МВД Дагестана возбудили уголовное дело ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Впрочем, в связи со смертью обоих водителей дело будет прекращено с соблюдением всех процессуальных норм и процедур.

Между тем в Минтрансе РФ "Интерфаксу" сообщили, что у владельца автобуса не было лицензии на перевозку пассажиров и грузов. Как уточнил собеседник агентства, со ссылкой на данные проверки, проведенной управлением автодорожного надзора по Дагестану, лицензию у предпринимателя отозвали в январе 2010 года, однако он все равно продолжал совершать коммерческие рейсы.

Надо заметить, что для Северного Кавказа подобные вольности с документами на вождение дело не то что нередкое, а прямо скажем, чуть ли не традиционное.

Можно вспомнить хотя бы трагическое ДТП утром 5 ноября прошлого года в Зольском районе Кабардино-Балкарии. На федеральной трассе "Кавказ" между населенными пунктами Малка и Куба-Таба при лобовом столкновении грузовика MAN и пассажирского микроавтобуса "Соболь" погибли восемь и пострадали шесть человек. Причина та же, что и в Дагестане: маршрутка выехала на встречную полосу движения и столкнулась с грузовиком.

Так вот: погибший водитель "Соболя" не имел лицензии пассажирские перевозки. Его машина не была маршрутным такси, он просто посадил в нее желающих отправиться на рынок в Пятигорск. Более того, водитель маршрутки управлял автомобилем по временному разрешению. "Материалы о лишении его водительских прав за превышение скорости находятся в суде, он ездил по временному разрешению", - заявил тогда руководитель пресс-службы Главного управления МЧС РФ по Кабардино-Балкарии Кантемир Давыдов. Водитель "Соболя" с 2006 года совершил 11 различных нарушений правил дорожного движения, большинство из которых были незначительными.

Да, новому полпреду СКФО Александру Хлопонину придется бороться помимо прочего и с двумя традиционными русскими бедами, которые приобрели на Кавказе особый акцент.

Разумеется, нынешняя авария дагестанского пассажирского автотранспорта с многочисленными жертвами далеко не первая. Можно вспомнить еще несколько сравнительно недавних ЧП. Так, 4 ноября прошлого года в Ставропольском крае, на 16-м километре автодороги Буденновск-Ачикулак, примерно в 20 километрах от города Буденновска, коммерческий автобус Setra, принадлежавший жительнице Дагестана - частному предпринимателю, сошел с трассы и съехал на правую сторону обочины.

"Раздался страшный звук, автобус полетел вниз, ударился о дерево и перевернулся", - рассказала одна из потерпевших.

Причиной аварии стала техническая неисправность машины: во время движения лопнуло колесо. В салоне автобуса, совершающего коммерческие рейсы раз в неделю, находились 28 человек, все - жители Дагестана. Большинство из них были так называемыми челноками, то есть мелкими торговцами, направлявшимися на известные пятигорские оптовые рынки "Людмила" и "Лира", планируя закупить товары для перепродажи в Дагестане. В результате ДТП погибли четыре человека, в том числе один из водителей. Его напарник в тяжелом состоянии доставлен в реанимацию. Одна из пассажирок находилась на седьмом месяце беременности. Ей пришлось делать кесарево сечение и принимать роды.

А 14 ноября 2009 года в Бабаюртовском районе Дагестана на трассе Махачкала - Сулак столкнулись автобус "Икарус" и автофургон КАМАЗ. В результате аварии автобус загорелся. Водители автобуса и грузовика, а также пять пассажиров "Икаруса" погибли. Среди погибших было двое детей. Пострадали 16 человек.

Правда, надо отдать должное: в последние годы в Дагестане строили и ремонтировали много трасс. Однако никакие прекрасные покрытия не способны предотвратить трагических последствий от бесшабашной лихости самодеятельных "Шумахеров", зачастую наплевательского отношения к правилам дорожного движения и состоянию автотранспорта.

Как тут не вспомнить гневный отклик президента России, который в июле 2009-го заявил: причиной трагедии у села Самарское стали дороги "безобразного качества" и "расхлябанность, преступная разболтанность участников дорожного движения". "Это просто преступление", - охарактеризовал ситуацию на дорогах Юга России Дмитрий Медведев. А преступление не должно оставаться без наказания.

Обозреватель Александр Сидоров

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще