Interfax-Russia.ru - В Ростовской области День траура по жертвам автокатастрофы у села Самарское.
Уже давно многие эксперты предрекали: скоро в России наступит эпоха перманентных техногенных катастроф. Надо принимать экстренные меры по спасению Отечества не от внешних врагов, а от одного внутреннего - разрухи, которая, как сегодня известно каждому россиянину, находится не в клозетах, а в наших с вами головах.
И если прежде катастрофы и аварии в России воспринимались как нечто страшное, но все же из ряда вон выходящее, то сейчас журналисты постепенно превращаются в составителей некрологов - а еще вернее, огромных, длинных мартирологов. У нас теперь несчастья не приходят поодиночке. Что называется: пришла беда - отворяй ворота. Достаточно просто взглянуть на информационную ленту. Если в Ростовской области взрывается нефтепровод, то совсем недавно перед этим он уже взрывался - в Саратовской области. Если в январе разбивается учебно-тренировочный самолет "Альбатрос", значит, эти птицы будут падать с небес и в феврале, и в марте - пока их полеты не приостановят. Если 17 июня в Мурманской области падает Су-24 - будут и еще падения. И точно, через несколько дней такой же фронтовой бомбардировщик разбивается в Ростовской области. Полыхают бараки, рушатся общежития …
Наболело, честное слово, наболело. Хочется писать о новых домах, городах, изобретениях, победах. Но опять - очередная трагедия.
На этот раз - страшное столкновение в пятницу 24 июля около часа дня на трассе М-4 "Дон", где недалеко от поста ГИБДД, в двух километрах от села Самарское, тяжелый масловоз "Мерседес" врезался прямо в лоб пассажирскому автобусу "Икарус". Автобус следовал из Курганинска (Краснодарский край) в Ростов-на-Дону через Таганрог, До донской столицы оставалось чуть более 40 минут: автобус должен был прибыть на ростовский автовокзал в 13:30. В его салоне, согласно путевому листу, находилось 29 человек. В результате столкновения 19 из них погибло прямо на месте происшествия, двое скончались в машине "скорой помощи" по пути в больницу, еще 8 человек находятся в различных лечебных учреждениях. "Один пациент находится в Самарской ЦРБ в тяжелом состоянии, один - в БСМП города Ростова, тоже очень тяжелый и шесть средней степени тяжести в ЦГБ Батайска", - рассказала министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская. Среди пострадавших - подросток 17 лет. Еще один ребенок, 12 лет, погиб.
Увы, как и следовало ожидать, эта катастрофа - уже не первая за неделю. В ночь на понедельник 20 июля в Новосибирской области междугородный автобус, который следовал из Томска в город Яровое, перевернулся возле райцентра Ордынское. Восемь человек погибли, 37 были госпитализированы. Семеро из них до сих пор находятся в реанимации.
Причины новосибирской трагедии выясняются. Причины ростовской - тоже. Хотя здесь определенная ясность есть хотя бы в том, что авария, по словам специалистов, с большой долей вероятности произошла по вине водителя масловоза. Как показывают свидетели и обследование места происшествия, "Мерседес" резко и неожиданно вылетел на встречную полосу движения, и водитель рейсового автобуса 34-летний Константин Шишкин уже не в состоянии был ничего сделать.
"Фактически на асфальте не осталось ни метра тормозного следа масловоза, - сообщил Interfax-Russia.ru источник в правоохранительных органах. Это значит, что водитель "Мерседеса", скорее всего, был в таком состоянии, что не мог реагировать на случившееся".
По версии собеседника агентства, у человека, который управлял масловозом, могло что-то случиться с сердцем или он мог отключиться по какой-то другой причине. Водителю было 50 лет, по месту работы он характеризуется положительно и считался опытным специалистом, профессионалом.
Столкновение было страшным. "Мерседес" протаранил автобусную коробку и буквально смял ее в гармошку. Остались относительно целыми лишь два последние ряда кресел, именно сидевшие там пассажиры выжили. Тела остальных с трудом можно опознать: у многих оторваны конечности, и вообще место происшествие напоминало кровавое месиво. Одним из первых родственников, прибывших в район трагедии, по словам очевидцев, был молодой мужчина в милицейской форме. Он опознал двух членов своей семьи, ноги его подкосились, он опустился у обочины и долгое время сидел неподвижно и отрешенно, пока его не увели сослуживцы.
По мнению экспертов, в трагедии мог не выжить никто, если бы в цистерне масловоза находилось масло: последовал бы страшный взрыв и пожар. Однако "Мерседес" шел порожним.
Можно было бы сказать: это всего лишь очередное ДТП в длинном списке многочисленных аварий на российских дорогах. Просто на Дону оказалось слишком много жертв. Однако все далеко не так просто. На этот раз не выдержал президент страны. Он устроил чиновникам разнос прямо на совещании Совета безопасности РФ. Дмитрий Медведев прямо заявил: причиной трагедии у села Самарское стали дороги "безобразного качества" и "расхлябанность, преступная разболтанность участников дорожного движения". "Сегодня в результате ДТП сразу же погибло больше 20 человек. За одно ДТП. Я, конечно, даю поручения министерству внутренних дел и Генеральной прокуратуре с этим разобраться, но это, к сожалению, не частный случай. Это система", - сказал Медведев на совещании с членами Совета Безопасности в пятницу. "Это просто преступление. В этом смысле я считаю, что и Госавтоинспекция, и другие правоохранительные структуры должны предпринять все необходимое для того, чтобы навести на дорогах порядок. Мы не можем хоронить такое количество людей из-за того, что у нас так организован процесс управления дорожным движением", - отметил Медведев. Он дал поручения Генпрокуратуре и МВД разобраться с причинами ДТП на трассе "Дон".
По факту происшествия возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации дорожных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Расследование ДТП взял под личный контроль глава МВД Рашид Нургалиев. Нургалиев дал указания начальнику департамента обеспечения безопасности дорожного движения генерал-полковнику Виктору Кирьянову лично выехать на место ЧП, чтобы на месте проконтролировать ход расследования.
А что, собственно, расследовать? Замминистра транспорта РФ Николай Лямов провел в Ростове-на-Дону совещание при участии представителей Ространснадзора, Росавтодора и Минтранса Ростовской области, на котором были рассмотрены материалы первичного осмотра места ДТП. "По предварительным данным, состояние дороги на месте происшествия соответствовало всем нормативным требованиям", - сказал представитель пресс-службы министерства. Участок трассы М-4 "Дон", на котором произошла трагедия, опасным не считается: четырехполосный, разделен двойной сплошной полосой. Далеко не каждая дорога России этим может похвастать.
Специалисты управления государственного автодорожного надзора Краснодарского края провели проверки автотранспортного предприятия "Курганинское", которой принадлежал пассажирский автобус. По результатам проверки нарушений лицензионных требований не обнаружено.
То есть все традиционно: никто не виноват. Видимо, стало плохо водителю из-за жары. Несчастный случай. В Ростове суббота объявлена днем памяти по погибшим. Но неужели, в самом деле никто не виноват? Но ведь так не бывает. Можно, конечно, посетовать на распущенность водителей, которые не считаются с российскими правилами дорожного движения. Действительно, в Ростовской области с этим дела обстоят не ахти. Многие автолюбители страны, въезжая на ее территорию, крестятся на иконки, вывешенные на лобовом стекле, поминая недобрым словом местных лихачей.
Однако так ли уж виноваты водители? Или давно уже пора не закрывать глаза, а прямо обратить внимание на чудовищное, преступное состояние российских трасс? Широко известна броская фраза о том, что в России две беды - дураки и дороги. Приписывают ее и Гоголю, и Карамзину, и Вяземскому, и Салтыкову-Щедрину, и Екатерине Второй, хотя никто из них этих мудрых слов не говорил. Разве что Наполеон когда-то изрек, что в России нет дорог - есть одни направления. Так оно и осталось до сих пор.
Вот и М-4, наверное, не стоит громко величать федеральной трассой, а тем более магистралью. По местным российским меркам это и есть прекрасная дорога. Но - только по российским. Не случайно она считается одной из самых опасных в стране. Каждый год летом здесь гибнет до 3 тысяч человек. Собственно, удивительного в этом ничего нет. Автомагистраль протяженностью 1167 км, которая тянется через страну от Москвы до Краснодара, была построена еще в 60-е годы прошлого века - соответственно тогдашним представлениям и требованиям безопасности. До сих пор на огромном своем протяжении она в основном двухполосная, шириною 7 метров.
И вот что пишут об этой дорогое простые россияне. Одно из таких высказываний появилось в блоге Анатолия Баранова на "Живом Журнале" после трагедии у села Самарское. Высказывание характерное, и мы приведем его целиком с небольшими сокращениями:
"Я пишу это, находясь всего в нескольких километрах от места трагедии, очень хорошо знаю и эту трассу, и вообще российские дороги. И хочу спросить, почему бензовоз выехал на встречную полосу, когда в 35 километрах от Ростова-на-Дону на трассе "Дон" есть по две полосы в каждую сторону?
А возможность у него была, потому что нет там заграждания между встречными полосами. И почему же у водителя возникла потребность выезжать на встречку, когда есть две полосы в каждую сторону? А потому что в 35 километрах от города с миллионным населением, в июльский полдень в направлении к морю две полосы - это очень мало!
Сейчас, как когда-то комсомольские стройки, строители спешат закончить трассу "Дон" к Олимпиаде. Реально спешат - реально работают в три смены и так далее. То есть к 2014-му году у нас в стране будет ПЕРВАЯ и ЕДИНСТВЕННАЯ трасса, от начала и до конца имеющая по две полосы в каждом направлении.
…По обычной российской дороге надо идти на обгон по встречной, и не изредка, а 500-700-1000 километров практически непрерывного обгона - если хочешь вообще доехать. Если ездить по-другому, то экономическая жизнь в стране просто остановится. Никто никуда не будет приезжать мало-мальски вовремя. Люди будут проводить на дорогах буквально недели. Или - безумный риск в каждой банальной поездке.
Завтра рано утром я поеду аккурат по трассе "Дон", примерно 1200 километров. Пожелайте мне удачи".
Удачи тебе, Анатолий. Ведь кому-то должно же повезти - даже на безумных дорогах России…
Обозреватель Александр Сидоров