Точка зрения 30 августа 2011 г. 17:57

Неуполномоченный падать

Interfax-Russia.ru – Южное следственное управление СК РФ на транспорте выясняет причины падения вертолета Ми-8 с заместителем полпреда СКФО и другими чиновниками на борту.

Неудачная посадка

На 29 августа у поселка Архыз (Карачаево-Черкессия) была запланирована церемония закладки опоры и начало строительства первой канатной дороги Северокавказского туристического кластера. На борту вертолета, летевшего на это событие, находилось 13 человек, в том числе заместитель полпреда президента в Северо-Кавказском округе Максим Быстров, вице-президент Национального олимпийского комитета России (НОК), председатель совета директоров ОАО "Курорты Северного Кавказа" Ахмед Билалов и гендиректор МРСК "Северный Кавказ" Магомед Каитов. Делегацию встречали журналисты, которые стали невольными свидетелями падения.

"29 августа в 16:30 (мск) вертолет Ми-8МТВ вылетел из аэропорта МинВоды с тремя членами экипажа и 10 пассажирами на борту. В двух км от населенного пункта Архыз (республика Карачаево-Черкессия) он произвел жесткую посадку. На месте происшествия работали спасатели Карачаево-Черкесского спасательного отряда МЧС РФ", - сообщили Interfax-Russia.ru в компании "ПАНХ".

По сообщению "Коммерсанта", вертолет упал примерно в 17:00 на вертолетной площадке в нескольких километрах от поселка Архыз. При посадке машина внезапно накренилась и рухнула на левый борт с высоты 10-15 м.

"Когда вертолет начал снижаться, мы попали в сильный порывистый ветер. Началась болтанка. Я сидел возле двери и услышал, как сработал сигнал и загорелось табло "тревога", а потом мы ударились о землю", – рассказал "Коммерсанту" Ахмед Билалов.

От удара у вертолета отвалились хвостовая балка и лопасти, поднялся дым. К судну поспешили журналисты и сотрудники ДПС.

Первыми вытащили пилота Сергея Фоминцева и бортмеханика Виктора Кондаря. Пассажирскую дверь завалило корпусом машины, поэтому пришлось вскрывать заклинившую дверь в кабину пилотов.

"Мы спасались сами. Выбили иллюминатор, Ахмед Билалов с охранником выбрались первыми и доставали из салона остальных. Потом поймали попутную машину и на ней сами доехали до ближайшей больницы. Спасателей за это время так и не появилось, хотя выбирались мы довольно долго", - рассказал позднее Быстров.

Помощь потребовалась пяти пострадавшим. Их отвезли в Зеленчукскую центральную районную больницу.

Главврач Вадим Гербеков рассказал агентству "Интерфакс-Юг", что экипаж получил травмы средней степени тяжести. В основном, это черепно-мозговые травмы и рассечения кожи. Для дальнейшего лечения пилота и бортмеханика перевели в Карачаево-Черкесскую республиканскую клиническую больницу. Им диагностировали "травмы шейного отдела позвоночника без неврологического дефицита". Оба члена экипажа являются жителями Краснодара и, возможно, будут переведены на дальнейшее лечение по месту жительства. Решение о переводе будет принимать Минздрав Карачаево-Черкесии.

Заместитель полпреда в Северо-Кавказском федеральном округе Максим Быстров и одна из пассажирок вертолета были переведены на лечение в Пятигорск (Ставропольский край). Сообщается, что у Быстрова рассечен лоб.

"Я нахожусь в больнице Кавминвод под наблюдением, и по прогнозам врачей буду оставаться здесь еще 10 дней", - сообщил Быстров.

Один из пассажиров вертолета, Виктор Бережной, выписан из больницы 30 августа. Остальные пассажиры рухнувшего судна отделались легкими травмами, а Ахмед Билалов и Магомед Каитов не пострадали.

Несмотря на происшествие, церемонию открытия первой опоры канатной дороги Северокавказского туристического кластера не отменили. Эта дорога станет частью горного курорта "Архыз", строящегося на территории Карачаево-Черкесии. Курорт рассчитан на 20-25 тыс. отдыхающих и будет состоять из 4 туристических комплексов-поселков, связанных 69 подъемниками и канатными дорогами. По данным газеты "Коммерсант", опора станет частью четырехкресельной канатной дороги протяженностью 860 м и высотой 1770 м. Планируется, что за час она будет перевозить 1800 человек.

Причины одного падения

Расследование дела о падении вертолета Ми-8 у поселка Архыз в Карачаево-Черкесии передано в Южное следственное управление на транспорте СК РФ, сообщил агентству "Интерфакс-Юг" старший помощник руководителя СУ СКР по КЧР Сергей Шуваев.

По факту аварии Следственный Комитет России (СК РФ) и транспортная прокуратура проводят расследование. Ространснадзор также назначил комиссию, "по результатам работы которой будут приняты меры, предусмотренные законодательством, в отношении лиц, причастных к авиационному событию", говорится в сообщении ведомства. В нем отмечается, что сертификат вертолету Ми-8МТВ, принадлежащем краснодарской авиакомпании "ПАНХ", был выдан Росавиацией и действовал до 5 мая 2012 года.

В компании "ПАНХ" на время расследования от комментариев отказались. Но уже существует несколько версий причин падения судна.

Один из пассажиров упавшего Ми-8 озвучил "Коммерсанту" свою версию случившегося. По его словам, стройка в Карачаево-Черкесии не была конечной точкой маршрута. На обратном пути делегация планировала побывать на Эльбрусе, где также возводятся объекты туристического кластера, поэтому на борт взяли дополнительное горючее, которое утяжелило машину.

Также возможно, что во время посадки в кабине пилота находился посторонний человек. Впрочем, специалисты и очевидцы эту версию отбросили практически сразу.

"Этот борт не первый раз возил випов. Случаев покидания рабочего места одного из членов экипажа не было", – пишет человек под ником "Sorokarnd" на авиационном форуме.

Его слова подтверждает и заместитель полпреда президента РФ в СКФО Максим Быстров. "Отдельно хотелось бы развеять слухи о том, что в кабине пилотов был кто-то посторонний – это полный бред", – цитирует слова Быстрова сообщение аппарата полпредства СКФО.

Причиной мог стать также сильный ветер. Это подтвердил косвенно и Билалов. Но, судя по данным "Гидрометцентра", скорость ветра в тот день не превышала 4 м/с. Кроме того, на одном из авиационных форумов некто под ником "Надымчанин" рассказал, что ограничением для посадки вертолета Ми-8 является встречный ветер скоростью в 25 м/с.

Более вероятным авиационные специалисты считают попадание судна в вихревое кольцо.

"К гадалке не ходить – в вихревое кольцо влетели", – сообщает пользователь под ником "шурави".

Максим Быстров не считает погодные условия причиной жесткой посадки.

"Не могу судить профессионально, но погода была хорошей. Порывов ветра, о которых сообщали СМИ, не было. Мы беседовали с главой Росавиации Александром Нерадько, он считает весьма вероятной ошибку экипажа", - признался Быстров.

И не одни они склонны так думать.

"Среди основных версий в первую очередь рассматривается та, согласно которой командир воздушного судна не справился с посадкой в условиях высокогорья", - рассказал "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах Северо-Кавказского федерального округа.

Один из представителей Росавиации пояснил "Интерфаксу", что "одной из причин крушения машины могли стать особенности посадки на вершине горы".

"Росавиация рассматривает в качестве одной из причин произошедшего особенности выполнения захода на посадку в условиях высокогорья", – добавил представитель ведомства.

Вертолеты Ми-8 считаются самыми распространенными в мире. За последний год в России произошло три инцидента с вертолетами этого типа.

25 июля в поселке Биллингс на Чукотке при совершении посадки из-за отказа двигателя разбился вертолет Ми-8. Погибли три человека.

5 июля вертолет Ми-8 произвел аварийную посадку на севере Иркутской области. На борту находились 16 человек, в том числе три члена экипажа. Двое из них погибли.

15 марта под Красноярском вертолет Ми-8 сгорел при посадке. Никто не пострадал.

Человек под ником "drz" написал на авиационном форуме, что Ми-8 был их вертолетом. По его словам, судно было новым и на его борту находилось 14 человек. "150 часов у него было. Вертолет казанский, выпущен в 2009 году. Все КВС, летающие на этих маршрутах, имеют допуски к полетам в горах. Заправка была не полная (там немного было), уже заканчивали работу", – уточнил он.

К счастью, эта катастрофа обошлась без жертв. Можно только гадать, что привело к падению Ми-8 – ведь и пилоты были опытными, и погода не подвела.

Предстоит дождаться расшифровки бортовых самописцев, которые обнаружили на месте аварии. Тогда станет ясно, в каком состоянии находился вертолет и что происходило в кабине перед падением.

Обозреватель Татьяна Кочеткова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще