Interfax-Russia.ru – Случаи массовых отравлений отмечены в Дагестане и в Ростовской области, большинство пострадавших – дети.
Минувшая неделя запомниться массовыми отравлениями в Пермском крае, Дагестане и Ростовской области. Два из этих регионов относятся к Югу России. Но в первую очередь все же по справедливости надобно начать именно с Краснокамска, где 17 февраля управление Роспотребнадзора по Пермскому краю вынуждено было ввести ограничение на употребление водопроводной воды для приготовления пищи. Санитарная служба сообщила, что проводит постоянный мониторинг качества воды (отбор проб производится каждые 2-3 часа) в реке Кама в месте водозабора и в разводящей сети. И особо подчеркнула: "Подаваемая в сети вода не может быть использована в питьевых целях". Фактически от водоснабжения был отключен весь город.
Все началось с того, что в ночь на 15 мая в реку Кама ЗАО "Промхимпермь" выбросило большое количество нефтепродуктов. На предприятии во время перелива растворителя порвался шланг, в результате чего загрязняющие вещества течение унесло в Воткинское водохранилище.
В Каме специалисты обнаружили бензол, этилбензол, толуол, ксилолы и стирол, которые, находясь в воде, "переходят в паровую фазу и вызывают сильный запах". Пробы воды показали превышение нормы нефтепродуктов в 18 раз.
Через несколько дней главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко публично заявил, что Роспотребнадзор намерен обратиться в суд по поводу ситуации в Краснокамске. Выяснилось, что 50 тысяч горожан (из 60-тысячного населения) всю свою сознательную жизнь пользуется исключительно технической водой, которую ни в коем случае нельзя пить. Эти жители города страдают от частых кишечных расстройств, и медики вынуждены проводить массовую вакцинацию горожан против гепатита. И такой кошмар длится уже на протяжении 70 лет. Со дня появления в городе водопровода в 30-х годах прошлого века система водоснабжения здесь особо не изменилась.
Правда, администрация Краснокамска заявила, что никаких чрезвычайных ситуаций, связанных с массовым отравлением людей, в городе нет. Что сами горожане, впрочем, объясняют просто: водопроводную воду никто в пищевых целях вообще не использует. Разве что экстремалы или люди, совершенно невменяемые. Остальные предпочитают пользоваться загородными колодцами или источниками. Между тем, платят за "техническую воду" в Краснокамске, как за питьевую.
В тот же февральский день, когда жители Краснокамска узнали о запрете пить жидкость из водопровода, в больницы дагестанской столицы массово стали поступать малолетние дети в возрасте от 2 месяцев до 6 лет с признаками отравления. 18 февраля число госпитализированных достигло 79 человек – все с диагнозом "острое кишечное заболевание". Состояние детишек оценивалось как среднетяжелое и легкое. По свидетельству местных СМИ, к вечеру того же дня количество маленьких пациентов достигло 100 человек, причем из разных городских районов. Симптомы – высокая температура, рвота, расстройство желудка. К 19 февраля в больницы Махачкалы поступили 122 ребенка, 70% из них – дети до 3 лет.
Впрочем, некоторые СМИ утверждают, что на самом деле в республиканский центр инфекционных болезней только за первую неделю февраля с признаками кишечных инфекций поступило более 200 ребятишек. Только 8 февраля отравившихся ребятишек здесь насчитали больше двух десятков.
Между тем, в Главном управлении МЧС по Дагестану заявили, что о массовой госпитализации детей им ничего не известно, никакие чрезвычайные ситуации и эпидемиологические угрозы Махачкале не грозят.
Несмотря на это, прокурор Дагестана Андрей Назаров поручил прокурорам Махачкалы и Кизилюртовскому межрайонному прокурору совместно со специалистами республиканского управления Роспотребнадзора провести проверки исполнения санитарно-эпидемиологических требований при реализации детских молочных смесей. Как сообщил сайт прокуратуры Дагестана, по данным предварительного расследования местного Роспотребнадзора, одним из вероятных причин массового заболевания детей является именно употребление молочных смесей.
Действительно, эпидемиологи утверждают, что "груднички" и дети, скорее всего, пострадали из-за несоблюдения технологии приготовления молочных каш. Ну а если говорить проще, то для приготовления каш использовалась водопроводная вода. Ряд проб из водопроводной сети не соответствовали санитарно-химическим и санитарно-бактериологическим нормативам. В ходе расследования также выяснилось, что многие родительницы часто давали своим детям воду из-под крана, а также мыли нефильтрованной некипяченой водой руки, посуду и соски.
То есть фактически настоящей причиной острых кишечных заболеваний в дагестанской столице стало именно плохое качество водопроводной воды.
Качество питьевой воды в Дагестане – тема для особого разговора. Достаточно сказать, что за месяц до ЧП в Махачкале дети уже массово травились в городе-спутнике дагестанской столицы – Каспийске. 13 января из детского сада №17 "Буратино" 44 ребенка после завтрака срочно госпитализировали в инфекционное отделение Каспийской городской больницы с диагнозом "пищевое отравление". Состояние шести малышей оценивалось как тяжелое. По одной из версий, причиной отравления стал абрикосовый сок, разбавленный водой. Следственный отдел при ОВД по Каспийску возбудил по данному факту уголовное дело по ч.1 ст.236 УК РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей).
Надо заметить, что отравления детей некачественной водой в Дагестане – явление не единичное. В мае прошлого года с этим диагнозом в больницу Кизилюрта госпитализировали 26 человек, в том числе 11 детей. А еще годом раньше около 60 ребят из поселка Сепараторный пришлось изолировать с диагнозом "гепатит А" – из-за отвратительной водопроводной воды, отсутствия канализации и обилия в районе мусорных свалок.
Махачкалу в этом смысле просто лихорадит. Здесь перебои с питьевой водой стали делом привычным. Так, 4 февраля во время ремонтных работ на одной из насосных станций затопило три насоса, и несколько десятков тысяч горожан остались без воды. Ранее махачкалинцы сидели без воды пять дней из-за того, что куски льда засорили решетку водозабора.
А 17 февраля люди до позднего вечера митинговали, перекрыв проспект Алигаджи Акушинского. Причина – отсутствие в их домах воды, электричества и отопления…
Одновременно с Дагестаном массированной атаке кишечной палочки подверглась и Ростовская область. Вернее, один из ее районов – Семикаракорский. Здесь обращения за помощью к местным эскулапам носили еще более массовый характер, чем в Махачкале. С жалобами на расстройство желудка, слабость и общее плохое самочувствие в больницы района с 17 по 21 февраля обратилось свыше 400 человек, в том числе дети и подростки. Правда, как успокоила пресс-секретарь министерства здравоохранения Ростовской области Людмила Бондарь, симптомы заболевания у большинства пострадавших проявляются в легкой форме.
Однако областную прокуратуру это почему-то не очень успокоило. Прокуроры вместе с эпидемиологами оперативно провели проверку ЧП. Правоохранители проверили магистральные сети водоснабжения, по которым питьевая вода доставляется в областной центр Семикаракорск. Специалисты Роспотребнадзора исследовали пробы воды.
Заодно прокуратура Семикаракорского района внесла в адрес главврача районной больницы представление об устранении нарушений федерального законодательства, связанного с несвоевременным информированием правоохранительных органов о росте числа заболевших.
В Семикаракорске побывала группа областных инфекционистов. В ходе расследования выяснилось, что диагноз - заболевание вирусной инфекцией – подтвердился лишь у 77 пациентов, обратившихся за помощью. К настоящему времени в больнице остаются 5 человек, остальные 72 проходят курс лечения амбулаторно под наблюдением врачей. 41 пострадавший – это дети. Об этом сообщил главный государственный санитарный врач Ростовской области Михаил Соловьев.
Как отметил Соловьев, причина случившегося – устаревшая технология очистных сооружений в Семикаракорском районе. Они работали исправно, однако не смогли справиться с кишечными вирусами, количество которых в Дону традиционно увеличивается при потеплении. Так что злокозненный вирус все-таки пробился через все преграды и препоны. Вот и приходится сейчас срочно проводить дезинфекцию водопровода и обеззараживание воды.
В отношении администрации местного водоканала возбуждено дело об административном производстве, на нее наложен штраф.
Однако, по большому счету, речь должна идти не столько о карательных, сколько об экономических мерах. Совершенно ясно, что необходимо менять именно водопроводную систему. Причем не в одном только Семикаракорском районе.
Как сообщили Interfax-Russia.ru в прокуратуре Ростовской области, буквально на днях Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура с привлечением специалистов Росприроднадзора и Роспотребнадзора провела проверку по факту попадания канализационных стоков в реку Темерник, протекающую по территории донской столицы.
Первые результаты показали, что из-за канализационного коллектора произошло подтопление дачных участков канализационными водами, по руслу ливневой канализации сточные воды частично стали поступать в Темерник, а из нее в Дон. Пробы воды в Дону показали, что в ней превышены допустимые концентрации азота и аммония. Проверка продолжается. В случае выявления нарушений будут приняты меры реагирования, вплоть до возбуждения уголовного дела.
Напомним также, что в сентябре 2008 года в городе Новошахтинске Ростовской области из-за плохой очистки питьевой воды произошло массовое инфекционное заболевание жителей. С диагнозом "острый гастроэнтероколит" в лечебные учреждения обратились 103 человека. Большинство из них были госпитализированы. Все они пили сырую воду. Тогда специалисты заявили: в Новошахтинске водопроводная система изношена на 85%, что приводит к авариям и отравлениям людей.
Увы, Ростов-на-Дону давно и печально "прославился" своей водопроводно-канализационной системой. Литературоведы и историки к месту и не к месту вспоминают гастроли Владимира Маяковского в Ростов в 1926 году. Вот что писал в своих мемуарах сопровождавший его Павел Лавут: "Маяковский притащил в гостиницу десяток бутылок нарзана. К чему такой запас? Дело в том, что в Ростове случилась беда. Примерно месяц тому назад водопроводные трубы соединились с канализацией (об этом писали ростовские газеты, было сообщение и в "Правде"). И хотя к нашему приезду воду уже очистили, и ростовчане прекрасно пользовались пресной водой, Маяковский, будучи весьма мнительным и брезгливым, отказался от услуг ростовского водопровода. Он решил пользоваться нарзаном и исключил из обихода все "водяные" блюда: пил нарзан, умывался нарзаном, кипятил чай из нарзана и острил при этом:
- А как узнаешь, когда чай из нарзана кипит? Ведь он постоянно булькает? Момент кипения невозможно определить".
Надо отдать должное: с тех пор в донской столице многое изменилось к лучшему. Однако приходится с сожалением признать: и на Дону, и в целом на Юге, и в целом по стране состояние с питьевой водой становится все более тревожным, грозя перерасти в национальную катастрофу. Об этом свидетельствуют многочисленные факты и сигналы бедствия из разных концов страны.
Похоже, проблема чистой воды выдвигается на первый план и оттесняет даже проблему терроризма. Потому что безответственность и разгильдяйство – страшнее террора. Остается надеяться, что до нас когда-нибудь это все-таки дойдет.
Обозреватель Александр Сидоров