Очередь терактов

Interfax-Russia.ru – В конце мая Дагестан трижды подвергался атаке боевиков. Чиновники связывают участившиеся теракты, в том числе, с недостаточным финансированием антитеррористических программ.

В течение семи дней в Дагестане произошли два крупных теракта, но на этом члены бандподполья не остановились. Ранним утром 28 мая сработало очередное самодельное взрывное устройство, заложенное в автомобиль.

Как рассказал "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах, автобус ПАЗ вез пограничников по улице Сельмана в Дербенте. Внезапно рядом с автобусом взорвалась машина, припаркованная на обочине. Погибших и серьезно пострадавших в результате этого ЧП нет, но автобус выгорел полностью.

"Автобус пограничников после взрыва сгорел, но серьезно пострадавших нет. Есть несколько человек с порезами от осколков стекла, помощь им была оказана на месте", - сказал "Интерфаксу" представитель пресс-службы МВД по Дагестану.

По факту этого взрыва Следственное управление СКР по Дагестану возбудило уголовное дело по ст.317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества), 222 (незаконный оборот оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств) и 223 (незаконное изготовление оружия) УК РФ.

Как рассказали "Интерфаксу" в региональном МВД, взрывное устройство было заложено в багажник автомобиля "ВАЗ-2107". Его сделали на основе аммиачной селитры и алюминиевой пудры и усилили поражающими элементами из обрезков арматуры, а для большей мощности взрыва использовали газовый баллон. В тротиловом эквиваленте мощность этого "фугаса" была небольшой – около 500 грамм.

Следствие сразу установило владельца автомобиля - им оказалась жительница Дагестана. Сейчас оперативники выясняют, находилась ли машина в угоне или к моменту совершения преступления она была продана.

К счастью, в этот раз ЧП обошлось без жертв, но в двух терактах, произошедших неделей ранее, погибло пять человек.

Так, 25 мая в дагестанской столице террористка-смертница, подойдя к сотрудникам ДПС, подорвала себя на улице в центре города – в нескольких сотнях метров от здания республиканского МВД, правительства республики, УФСБ, Верховного суда и мэрии города.

По информации МЧС по Дагестану, в результате взрыва были госпитализированы 15 человек, несколько из них получили тяжелые ранения. В последствии одна из пострадавших – жительница Махачкалы Зумрат Исаева – скончалась в больнице.

"В теракте в Махачкале 25 мая была ранена и впоследствии скончалась оператор "Почты России" Зумрат Исаева. Мы соболезнуем ее семье, у нее 3 детей. "Почта России" окажет необходимую материальную помощь семье Зумрат Исаевой. Больно, когда от рук террористов погибают наши товарищи по работе", - написал глава Минкомсвязи Николай Никифоров в своем микроблоге в Twitter.

Немногим позже представители Национального антитеррористического комитета смогли назвать имя террористки – ей оказалась жена двух ранее убитых боевиков Мадина Алиева. По данным источника агентства "Интерфакс-Юг" в правоохранительных органах, 13 мая родители девушки сообщили полиции, что она ушла из дома и не вернулась.

"По оперативным данным, она просто перешла на нелегальное положение, были даже сведения, что она собирается стать смертницей. Ранее она уже дважды была замужем, сначала за Али Алиевым, ликвидированным летом 2009 года, а затем за Курбаном Джапаевым, убитым в Каспийске летом 2012 года. Тогда она тоже находилась в доме, где укрывались боевики, но вышла оттуда с другими женщинами и двумя своими детьми", - сообщил собеседник агентства.

Впрочем, следственный комитет РФ не квалифицировал ее преступление как теракт, возбудив уголовное дело по ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), п. "а" ст.30 и п. "е" ч.2 ст.105 (покушение на убийство, совершенное общеопасным способом), ч.1 ст. 222 (незаконный оборот оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств) и ч.1 ст.223 (незаконное изготовление оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств) УК РФ.

Еще один крупный теракт произошел в Махачкале 20 мая: у здания управления ФССП взорвались два легковых автомобиля, двое полицейских и двое судебных приставов погибли, ранения получили более 50 человек.

Врио президента Дагестана Рамазан Абдулатипов считает, что сложившаяся в республике ситуация – это следствие коррумпированности местной власти, накопившееся за долгие годы. По его мнению, именно это способствует активности террористов.

"Совершенные в Махачкале теракты являются, в том числе, порождением беззакония, коррупции внутри самой местной власти, что накапливались на протяжении длительного времени", - заявил он агентству "Интерфакс-Юг".

При этом врио главы республики назвал теракты в Махачкале "средневековыми".

"Это продолжение Средневековья и фанатизма плюс отголоски прошлого времени, в котором использовались неправедные деньги", - сказал Абдулатипов.

Глава региона также добавил, что по его распоряжению размер помощи пострадавшим и семьям погибших в обоих терактах в Махачкале будет увеличен.

"Соответствующее распоряжение правительства Дагестана подписано. Я увеличил размер помощи тем, кто пострадал, и семьям погибших", – подчеркнул он.

Впрочем, врио главы Дагестана убежден, что побороть терроризм в республике возможно, только "продолжая работу по обновлению и очищению Дагестана". Кстати, определенный успех уже есть: по словам политика, в последние несколько месяцев люди, находящиеся в бандподполье, все чаще стали добровольно "выходить из леса". Только за последнее время таких добровольцев в регионе набралось около 17 человек.

В то ж время, по данным пресс-службы ГУ МВД по СКФО, во второй декаде мая в Дагестане и Ингушетии было ликвидировано семь боевиков, в том числе двое главарей. В частности, в Назрани убит "амир Ингушетии" и его пособник, а в Дагестане – лидер диверсионно-террористической группы "карабудахкентская" и два ее активных участника. Один из бандитов был напрямую связан с лидером северокавказского бандподполья Доку Умаровым.

Что касается Чечни, там обстановка стабилизируется – как пояснил президент республики Рамзан Кадыров, некоторые проблемы остались, но они сведены к минимуму. Кроме того, в горах Чечни почти не осталось боевиков.

"Мы прочесали горы и местность в Шатойском, Итумкалинском, Курчалойском, Веденском и других районах республики. Ни одного шайтана не нашли. Только на границе с Ингушетией бегает несколько десятков. Но их мы тоже уничтожим", – отметил он.

Глава республики также рассказал, что уничтожение Доку Умарова является его мечтой.

"Моя мечта - уничтожить Доку Умарова. Мы его ищем, но, возможно, он где-то забурился поглубже и сидит. Не знаю, умер он или нет, но будет обидно, если это произойдет. Его желательно уничтожить. Я бы хотел, чтобы это сделали именно мы", – заявил Рамзан Кадыров.

Еще одной причиной учащения террористических атак в Дагестане считают также недостаточное финансирование антитеррористических программ в республике.

"Анализ обстановки и правоохранительной практики говорит о том, что оперативная обстановка в Северо-Кавказском федеральном округе остается довольно сложной. Даже тот двойной взрыв, который произошел в Махачкале, говорит об этом", -заявил заместитель генерального прокурора РФ Иван Сыдорук на совещании руководителей правоохранительных органов СКФО. Он также отметил, что на уровень преступности влияет и нынешнее социально-экономическое положение в округе.

По мнению заместителя генрпокурора, "программы (по противодействию экстремизму и терроризму - ИФ), принятые и работающие в регионах, во многих случаях не финансируются или финансируются от случая к случаю".

"В ряде случаев решения антитеррористических комиссий не выполняются в полном объеме и за это, как правило, никто не несет никакой ответственности", – считает он.

Вдобавок к этому, активность преступников угрожает безопасности госграницы на юге России. Как пояснил замначальника Южного регионального погрануправления ФСБ (ЮРПУ ФСБ) России Олег Шестаков, несмотря на предпринятые меры, через южные границы по-прежнему перемещаются сами боевики и их наемники.

"Пресекая такие попытки, сотрудники пограничных органов с начала года изъяли более 17 единиц оружия, около 6 тысяч штук боеприпасов и 10 кг взрывчатых веществ", - сказал замначальника ЮРПУ ФСБ. Он также отметил, что чаще всего режим нарушают в дагестанском и североосетинском направлении в СКФО, а в ЮФО это чаще всего происходит в астраханском и ростовском направлении.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"