Точка зрения 10 декабря 2021 г. 14:48

Опасные маневры

Опасные маневры
© РИА Новости. Алексей Мальгавко

Interfax-Russia.ru — Маневры военного корабля Украины рядом с Керченским проливом привели к скоплению десятков судов в этом районе. В Москве оценили действия украинских моряков как провокацию.

Инцидент с украинским военным кораблем "Донбасс" в непосредственной близости от Керченского пролива произошел накануне днем. Как сообщили "Интерфаксу" в Центре общественных связей (ЦОС) ФСБ, утром 9 декабря корабль управления "Донбасс" ВМС Украины снялся с рейда порта Мариуполь и выдвинулся в направлении Керченского пролива.

При этом, как отмечают в ЦОС, Украина не подавала заявок на прохождение Керчь-Еникальского канала в соответствии с обязательными постановлениями в морском порту Керчь, утвержденными приказом Минтранспорта РФ в 2015 году.

В 13:45 сопровождающий "Донбасс" корабль береговой охраны погранслужбы ФСБ России предупредил о необходимости соблюдения российского законодательства в части, касающейся подачи необходимых заявок на прохождение пролива. В ответ, сообщили в ЦОС, украинский корабль проинформировал, что следовать через Керченский пролив не планирует.

По данным спецслужб, "Донбасс" приблизился на расстоянии 18 морских миль к Керченскому проливу и на требования изменить курс не реагировал. Затем украинский военный корабль изменил курс, однако на запросы по-прежнему не отвечал.

В ФСБ расценили действия экипажа украинского корабля как провокационные и создающие угрозу безопасности мореплавания.

Так, по данным навигационного портала Marine Traffic, к вечеру 9 декабря в районе пролива скопились несколько десятков судов. Правда, в пресс-службе Росморречфлота "Интерфаксу" не стали комментировать ситуацию с судоходством в регионе.

При этом движение транспорта по мосту через пролив, который соединяет полуостров Крым с материковой частью России, не останавливалось.

"Мост работает штатно", — сообщил "Интерфаксу" осведомленный источник.

Об этом же свидетельствовали "Яндекс.Карты": на транспортном переходе наблюдался зеленый цвет, пробок не было.

Со своей стороны украинская сторона заявила, что корабль ВМС Украины "Донбасс" не нарушал запретных зон.

"Корабль выполняет задачи в своих территориальных водах. В настоящее время "Донбасс" возвращается на базу", — сообщили в  штабе Операции объединенных сил в фейсбуке.

В свою очередь украинский министр обороны Алексей Резников назвал передвижение "Донбасса" в Азовском море законным, поскольку оно является акваторией совместного использования РФ и Украины.

Он сообщил, что "Донбасс" является поисково-спасательным судном без вооружения, заверив, что угроз ни для корабля, ни для экипажа он не несет.

"Никаких инцидентов не произошло", — добавил министр.

Корабль управления "Донбасс" был построен на Щецинской судоверфи в Польше в 1969 году как плавучая мастерская ВМФ СССР проекта 304 (код NATO Amur). Получил наименование "ПМ-9". После раздела Черноморского флота СССР корабль вошел в состав украинского флота, сменил наименование на "Краснодон" и бортовой номер U803; в 2001 году переименован в "Донбасс", получив бортовой номер U500.

Между тем этот инцидент напомнил о событиях, произошедших в Керченском проливе в ноябре 2018 года. Тогда российские пограничники задержали украинский буксир "Яны Капу" и малые бронированные артиллерийские катера "Бердянск" и "Никополь", направлявшиеся из Одессы в Мариуполь, вместе с их экипажами. В ФСБ заявляли, что украинские моряки нарушили международное морское право.

В России 24 украинских моряков обвинили в "незаконном пересечении границы, совершенном группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо с применением насилия или с угрозой его применения" (ч.3 ст.322 УК РФ).

В свою очередь Киев обратился в Международный трибунал ООН по морскому праву, требуя принять меры в отношении РФ, освободить украинских моряков и суда, посчитав, что Москва, задержав корабли, нарушила Конвенцию ООН по морскому праву и договор между Украиной и Россией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива.

Международный трибунал постановил, что Россия должна освободить украинских моряков и передать Киеву конфискованные в ходе инцидента украинские суда. При этом Москва в слушаниях не участвовала, указав, что заявленный трибунал не обладает юрисдикцией для рассмотрения "керченского инцидента".

Тем не менее, моряков в сентябре 2019 года вернули на Украину в рамках взаимного освобождения Украиной и РФ удерживаемых лиц. Позже Киев потребовал вернуть и корабли украинских Военно-морских сил. Их передача осуществлялась в нейтральных водах Черного моря, примерно в 60 милях от украинской Одессы, недалеко от крымского мыса Тарханкут.

В МИД РФ тогда поясняли, что передаваемые корабли являются вещественными доказательствами в продолжающемся в России уголовном процессе о незаконном пересечении границы.

"Их передача на ответственное хранение украинской стороне стала возможной в связи с тем, что российские компетентные органы завершили необходимые следственные действия в отношении кораблей, и их нахождение на территории Российской Федерации для продолжения уголовного процесса не требуется", — отмечали в российском внешнеполитическом ведомстве.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков при этом указал, что никакой связи между решением международного трибунала и передачей Россией Украине трех кораблей, задержанных российскими пограничниками год назад в Керченском проливе, нет.

В январе 2020 года стало известно, что расследование в РФ уголовного дела украинских моряков приостановлено из-за невозможности их приезда в Россию. Согласно постановлению следователя, с которым ознакомилась защита, моряки находятся на Украине, им не рекомендован выезд в РФ.

А в мае прошлого года министерство иностранных дел Украины сообщило о подаче меморандума против России в Международный морской трибунал. Украинская сторона считает, что Россия нарушила международные конвенции, задержав корабли и моряков Украины.

Решение трибунала ожидается в 2022-2023 году.

Обозреватель Анастасия Николаева

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще