Interfax-Russia.ru - Скандал в Ростовской области с подменой учеников на ЕГЭ ставит новые вопросы к этой форме проверки знаний.
Сенсация грохнула на всю страну: директор одной из школ города Батайска Ростовской области подозревается в том, что она заставила сдавать ЕГЭ по математике за отсутствующих учеников… преподавателей и "левых" школьников! Причем, что любопытно, количество подставных лиц в рапортах и реляциях правоохранителей, разоблачивших обман, постоянно растет.
"За некоторых из учеников математику сдавали совсем другие люди. Трое из них - преподаватели математики, пятеро - учащиеся 9 класса этой же школы. За одного из прогульщиков экзамен пришел сдавать его родной брат", - рассказала сотрудник пресс-службы ГУВД по Ростовской области Екатерина Данова.
Оперуполномоченный УБЭП ГУВД по Ростовской области Виталий Чередниченко уточняет: "У нас выявлено пять преподавателей и семь учеников других учебных заведений, которые сдавали работы за отсутствующих учеников.
Сергей Цой, руководитель оперативной группы, на месте разоблачившей коварных нарушителей закона, приводит совершенно другие данные: по его словам, установлено 15 человек, вместо которых сдавали экзамен подставные люди, и все они сдавали экзамен за выпускников вечерней школы №1.
Впрочем, факт остается фактом: Ростовская область оказалась единственной в России, допустившей столь вопиющее надругательство над ЕГЭ. Гордиться тут, конечно, нечем, но подробнее разобраться надо.
Прежде всего, возникает резонный вопрос: как вообще оказалась возможной подобная подмена? Ведь остальные ученики, сдававшие единый государственный экзамен по математике, должны были обратить внимание на присутствие в аудитории посторонних лиц, отвечающих рядом с ними на тесты!
Однако как раз это объяснить проще простого. ЕГЭ по математике в батайском лицее №3 одновременно сдавали из школы №12, гимназии №21 и открытой (сменной) общеобразовательной школы №1. Так что многие не знали друг друга. К тому же, как вспоминают ребята, проверка знаний была организована чрезвычайно строго, работы писались под тотальным контролем. "Шпаргалки у многих были, - признается один из выпускников. - Но разве их достанешь? Вокруг все время крутились преподаватели, тестотехники, следили за каждым движением". Так что смотреть по сторонам и разглядывать других экзаменуемых некогда было.
Как же тогда на след злоумышленников вышли донские оперативники? Как сообщили в оперативно-розыскной части №1 (ОРЧ) по борьбе с экономическими преступлениями при ГУВД РО, сигнал поступил от жителя Батайска, который написал заявление в милицию о нарушениях (имя заявителя в интересах следствия не разглашается). Впрочем, судя по всему, неизвестный доброжелатель сообщил оперативникам о нарушениях в ходе предыдущего экзамена - по русскому языку. Так что у милиции было время тщательно подготовить операцию по отлову "оборотней в лицее". Разоблачение происходило просто до банальности: по окончании ЕГЭ сотрудники оперативно-розыскной части перекрыли выход из аудитории и элементарно стали сверять пропуски для входа на экзамен и копии паспортов учащихся.
"Конечно, экзамены за своих учеников сдавали довольно молодые преподаватели, но их легко было отличить от 16-летних юношей и девушек", - пояснил оперуполномоченный УБЭП ГУВД по Ростовской области Чередниченко.
Но тут уже возникает фаустовский вопрос. Помните, в трагедии великого Гете Фауст спрашивает Мефистофеля: ты не можешь выйти из моего кабинета, потому что перед входом начертана магическая пятиконечная звезда - но как же ты сумел тогда войти?! Оказывается, объяснение несложное: магические милиционеры с пятиконечными звездочками возникли только в финале экзаменационной трагедии. А вот на экзамен выпускников пропускали без особых строгостей. К тому же "егэшных" мошенников на входе надежно страховали.
"При идентификации личности они предъявили не паспорта, а ксерокопии довольно низкого качества, - пояснила начальник отдела региональной службы надзора и контроля сферы образования Ростовской области Октябрина Хребтова. - Когда у пропускающих на ЕГЭ сотрудников лицея возникли подозрения, официальный представитель вечерней школы, который привел выпускников на ЕГЭ, подтвердил личности и расписался".
По версии, озвученной пресс-службой областного ГУВД, во всем случившемся виновата директор школы №1 Людмила Бабичева. Оказывается, она запугала учителей.
"Накануне экзаменов она собрала преподавательский состав и потребовала обеспечить стопроцентную явку на ЕГЭ, - сообщила сотрудник пресс-службы ГУВД по Ростовской области Данова. - Перед страхом попасть в немилость или потерять работу учителям пришлось повиноваться".
Такое предположение у многих коллег Бабичевой по профессии вызывает большие сомнения. Они резонно указывают на тот факт, что на должностное преступление пошли как раз молодые преподаватели, которым терять нечего: они получают в школе жалкие гроши и не боятся расстаться со своим местом. Тем более в школу нынче никто не рвется, так что преподавателей здесь дефицит. Не станет директор попусту швыряться кадрами. К тому же учителя - не дети, понимали прекрасно, что ответственность за махинации с ЕГЭ слишком велика и не стоит копеечного места.
В отношении Бабичевой, например, сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 286 УК РФ ("превышение должностных полномочий"), "верхняя" санкция - до 4 лет лишения свободы.
Так в чем же дело? Возможно, во взятках, которые могли получить преподаватели за свои рискованные услуги? Некоторые эксперты действительно склоняются именно к такому объяснению. Но и оно, увы, более чем сомнительно. Чтобы убедиться в этом, достаточно несколько пристальнее присмотреться к тому, что собой представляет злополучная школа №1, расположенная в батайском микрорайоне "Авиагородок". Это учреждение именуется открытой (сменной) общеобразовательной школой, хотя на деле ее можно назвать куда проще - вечерней. Обучаются здесь 792 человека. Значительная часть из них - подростки и взрослые люди, по разным причинам не получившие среднего образования в обычных школах. Среди местных школьников - беременные и родившие старшеклассницы, дети из неполных, неблагополучных, пьющих семей, мигранты, которые и по-русски то плохо говорят. С прошлого года здесь учатся дети-инвалиды с нарушениями психофизического развития, которым путь в обычные школы закрыт. Мягко говоря, контингент не самый благодатный для обучения. Но по закону страны, дать этим подросткам знания в объеме средней школы необходимо, вот и направляют сюда разношерстный народ, не выдержавший испытаний за обычной школьной партой.
Сами преподаватели в частных беседах утверждают: проводить экзамены в подобных учреждениях образования - не только недопустимо, но, по большому счету, преступно. Выпускники совершенно не готовы к подобным испытаниям ни интеллектуально, ни психически. Да что там рядовые учителя: ответственные чиновники заявляют об этом во весь голос.
"Все должны сегодня понимать, что дети, которые обучаются сегодня в вечерней школе, экзамены в форме ЕГЭ сдавать не должны", - прокомментировала сложившуюся ситуацию начальник управления образования администрации Батайска Людмила Берлим.
Это стало ясно еще в прошлом году. Прежде выпускники вечерних школ проходили итоговую аттестацию в традиционной форме. 2008 год стал проверкой новой системы: вечерники впервые сдавали единый государственный экзамен. 70% учеников его успешно провалили. Но аттестаты получили все: согласно действовавшим правилам, к неудовлетворительным результатам экспериментального ЕГЭ добавлялся один балл. Неужели эти результаты были неизвестны реформаторам образования? Или у них не хватило ума сделать элементарные выводы?
Видимо, не хватило. Поскольку в этом году эксперимент завершился, и ученики вечерних школ обязаны сдавать ЕГЭ на общих основаниях, то есть проходить обязательные проверки знаний по русскому языку и математике, в случае провала на которых ребята не получат аттестата о среднем образовании. Правда, в апреле на рассмотрении Госдумы РФ был внесен законопроект об отмене ЕГЭ для учащихся вечерних школ. Авторы законопроекта предлагают дать возможность выпускникам вечерних школ страны проходить государственную аттестацию в иной форме, нежели ЕГЭ. Однако законодатели предпочитают пока отмалчиваться.
Вечерние школы необходимы для того, чтобы дать трудно обучаемым ребятам возможность обрести свое место в обществе, получить необходимый минимум знаний и соответствующий документ. Эти люди способны стать отличными нянечками, санитарками, слесарями, работниками общепита. Но вовсе не обязательно подвергать их психику тяжелым испытаниям. Между тем, как сообщила провинившаяся директор школы №1 Бабичева, педагоги учреждения получили указание управления образования о необходимости обеспечить стопроцентную явку учеников на ЕГЭ.
По свидетельству преподавателей, дети были просто в ужасе. Многие категорически отказывались идти на экзамен, не веря в свои силы. Некоторых педагоги лично привозили их на такси, передвижение других к "лобному месту" контролировали постоянными телефонными звонками… Как рассказала классный руководитель 12 класса "ж" Наталья Иванова, персонал вечерней школы оцепил периметр лицея №3, где должен был проходить ЕГЭ, чтобы задерживать разбегающихся выпускников, некоторые из которых покидали аудиторию, выскакивая из окон.
"С одной стороны, я переживала за то, что нужно обеспечить явку, - признается Иванова. - С другой мне было жалко детей, которые получат вместо аттестата справку и окажутся выброшенными из жизни. Поэтому мы и отправляли в аудитории посторонних".
Другими словами, громкое "преступление" на деле оказывается… защитой ребят от ЕГЭ! Или, как сформулировал один из преподавателей, от "изощренного и бездушного издевательства над детской психикой и унижения человеческого достоинства ребят". Сказано резко, но не без оснований. Подростки действительно расценивали ЕГЭ подобным образом.
"После экзамена по русскому языку я поняла, что на ЕГЭ мне делать нечего, все равно получу двойку, - пояснила ученица 12 класса "ж" Светлана Жукова. - Решила забрать документы и не тратить зря время".
Уже по дороге на ЕГЭ Света позвонила своему классному руководителю и сообщила о своем решении.
Пришлось попросту вылавливать на улице первую попавшуюся девушку и уговаривать ее… хотя бы поприсутствовать на экзамене "для явки"! Другая выпускница прислала вместо себя на экзамен сестру. А Иван Палаткин вообще предпочел за несколько дней до экзамена… уйти в армию! Отец привел вместо него старшего сына.
Так что вряд ли речь может идти о каких-то взятках. Во-первых, контингент не тот, чтобы платить деньги за аттестат. Выше мы уже рассказывали, дети из каких семей сдавали ЕГЭ. Во-вторых, по сведениям из некоторых источников, даже некоторые из тех, кто подменил выпускников, экзамен провалили. Та же самая Жукова удивляется: "Я вообще представить не могла, что кто-то там за меня пойдет сдавать математику! Тем более платить за это уж точно не стала бы…"
Ряд экспертов считает: батайский инцидент показал наиболее ярко, что критические выступления противников внедрения ЕГЭ в российскую практику далеко не беспочвенны.
"Сама идея единого государственного экзамена замечательна, - сказал Interfax-Russia.ru директор ростовской средней школы 112 Евгений Рамдаев. - Но есть и ряд серьезных проблем. Налицо попытка задать для всех единый образовательный уровень, причем явно завышенный для многих ребят. Между тем у подростков разные способности, разный склад ума. И тут вопрос даже не к ЕГЭ. Необходимо оптимизация школьной программы. Есть ребята, которые просто не могут воспринимать информацию на том уровне, на котором она подается. Наследственность, например, психофизические свойства личности. Есть ученики, просто не способные тот объем и глубину информации, которые предусматривает школьная программа. Нередко люди с гуманитарным складом ума не в состоянии освоить математику и физику в рамках школьной программы. И наоборот".
Рамдаев как преподаватель истории сослался и на мнение университетских коллег. По их мнению, за тестами ЕГЭ не видно личности ученика. Нельзя проверить его ораторские характеристики, связность речи. К тому же история - наука не абсолютно точная. Она допускает множество интерпретаций. Необходимо предоставлять несколько точек зрения на портрет одного и того же деятеля. ЕГЭ в этом плане явно еще недоработан.
Есть и другая проблема - процесс организации ЕГЭ. Экзамены ученики сдают в другой школе, чужим преподавателям. Это создает дополнительную напряженность, стрессовые ситуации, когда экзаменуемый теряется, нервничает, не может сосредоточиться. Экзамен из проверки знаний превращается в тест на дополнительные перегрузки. Некоторые ребята в стрессовой ситуации могут повести себя вызывающе, это их защитная реакция.
"Мы должны более щадяще относиться к своим детям", - считает директор школы.
Его поддерживает и представитель точных наук - преподаватель математики той же школы Ирина Кострыкина: "ЕГЭ полезен, замечателен, необходим. Но только если его сдают в добровольной форме. Обязательный ЕГЭ не нужен. Тем более в нынешнем виде. Если пользоваться школьным учебником и программой, сдать математику на отлично практически невозможно. Нужны факультативы, дополнительные занятия. Это логично для тех, кто выбрал для себя дальнейшее обучение в области точных наук. Но зачем подобные требования по отношению к остальным? А готовить приходится всех. Ожидание таких экзаменов для многих становится психологическим прессом. ЕГЭ - это прекрасное дело. Но для избранных. Собираешься в институт - сдавай профильный ЕГЭ - либо в школе, либо (что предпочтительнее) в центре абитуриентского тестирования. У нас в Ростовской области уже накоплен такой опыт".
Есть и более резкие оценки. Один из руководителей престижного ростовского вуза, пожелавший остаться инкогнито, заявил прямо: "Нельзя тестировать людей, как электрочайники! Человек - существо индивидуальное. Есть люди с гуманитарным складом ума, есть склонные к точным наукам. Я, например, гуманитарий и никогда бы не сдал элементарного экзамена по математике. Подобные обстоятельства прекрасно учитывалось в советских школах, где на это закрывали глаза. И правильно делали! Если бы я сдавал нынешний ЕГЭ, то стал бы не профессором, доктором наук, автором десятков книг и исследований, переведенных на многие языки, а в лучшем случае грамотным сантехником. А сколько бы мы потеряли прекрасных математиков, физиков, биологов?"
Хочется возразить: зато сколько приобрели бы говорящих электрочайников…
Обозреватель Александр Сидоров
Фото ИТАР-ТАСС