Interfax-Russia.ru - Все туристы приостановившего деятельность "ЧерриТура" вернулись из Хорватии в Россию. Других клиентов туроператора в Болгарии грозят внести в "черный список".
Уже второй российский туроператор за последние дни объявляет о приостановке деятельности, от чего вновь страдают россияне за границей. О проблемах туристов из-за некорректной работы ООО "ЧерриТур", стало известно вечером 31 августа. Тогда представители хорватского партнера компании Solen сообщили о возможных проблемах российских туристов, связанных с большой задолженностью оператора.
Официальное сообщение о приостановке деятельности компания "ЧерриТур" вывесила на своем сайте только 2 сентября: "Деятельность компании ООО "ЧерриТур" приостановлена. По вопросам компенсации по фин. гарантии просим обращаться в ОСАО "Ингосстрах". Тел. +7 (495) 956-55-55".
Более 150 отдыхающих из Ростова-на-Дону и Краснодара в итоге с горем пополам и с задержкой вернулись домой.
Краснодарские туристы должны были вылететь из Хорватии утром 2 сентября, но не смогли. "Это выяснилось вчера вечером (1 сентября - ИФ), и тогда мы с главой объединения туроператоров выездного туризма "Ростурпомощь" Эдуардом Кузнецовым начали искать возможные выходы из этой ситуации. В итоге договоренность была достигнута с туроператором "Пакс", который согласился, не требуя доплаты с туристов, забрать их из отелей, расселить по гостиницам 2-3 звезды и поставить 4 сентября дополнительный борт из Пулы, чтобы вывезти этих туристов", - сообщила "Интерфаксу" исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
По словам Майи Ломидзе, из 55 клиентов "ЧерриТур" из Краснодара девять человек приобрели у этого туроператора только авиабилет и 21 человек - только размещение.
А вот клиентам из Ростова-на-Дону пришлось ночевать в хорватских гостиницах за свой счет. Туристы, рейс которых должен был состояться в субботу, в итоге разъехались по гостиницам из аэропорта и разместились там. "Людей никто не предупредил о том, что рейс не состоится, и они зря просидели в аэропорту. Мы уже подключили Ростуризм, чтобы организовать отдельный рейс, чтобы вывезти этих туристов из Хорватии", - добавила представитель АТОР.
К вечеру 2 сентября вопрос с возвращением российских отдыхающих домой был решен. "В 18:00 мск из Пулы должен был вылететь борт "СарАвиа" со 116 туристами "Черри Тур" из Ростова-на-Дону, а на 20:30 мск запланирован вылет самолета авиакомпании "Руслайн" в Краснодар с 49 туристами из этого города", - сообщила "Интерфаксу" пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.
По ее словам, Росавиации пришлось надавить на перевозчиков, так как они сначала не хотели выполнять рейсы, которые не оплатил туроператор.
Как сообщил утром 3 сентября Ростуризм, в результате многосторонних переговоров между туристическим ведомством, объединением туроператоров в сфере выездного туризма "Ростурпомощь" и авиакомпаниями "Саратовские авиалинии" и "РусЛайн" была достигнута договоренность о вывозе туристов на родину. Утром все 159 человек уже вернулись в Россию.
Ответственность "ЧерриТур" застрахована в ОСАО "Ингосстрах", а размер ее финансового обеспечения - 30 млн рублей, сказано в сообщении Ростуризма. Между тем, страховщик уже готов к сложившейся ситуации - такое происходит, увы, далеко не в первый раз.
"Для получения клиентами оператора компенсации нужно прежде собрать все документы: договор или путевку, плюс подтверждение всех дополнительных материальных затрат, если они были - чеки из гостиниц, такси, авиабилет и прочее. Полный список документов появится сегодня на нашем сайте. Мы уже готовы к этой ситуации. К сожалению, она не первая - мы уже пережили "Ланта-тур" и "Лужники-тревел", - сказал Interfax-Russia.ru руководитель службы по связям с общественностью компании "Ингосстрах" Владимир Клейменов.
По его словам, пока что обращений от туристов "ЧерриТур" в страховую компанию не поступало. "Туроператор объявил о приостановке деятельности 2 сентября, однако официального письменного заявления об этом к нам пока не поступало. Также у нас пока нет реестра, поэтому мы пока не можем назвать точное количество пострадавших туристов", - сказал Владимир Клейменов.
Ростуризм, в свою очередь, открыл "горячую линию" для пострадавших клиентов "ЧерриТура", а обращения по разъяснению порядка выплат также предлагает направлять на свой адрес, говорится на главной странице его портала. Еще одну "горячую линию" от своего имени открыл и Роспотребнадзор.
Однако, как стало известно вечером 2 сентября, спасение туристов из Хорватии не поставило точку в истории проблем "ЧерриТура": выяснилось, что еще около 250 отдыхающих проблемной турфирмы находятся в Болгарии.
Корреспондент "Интерфакса", оказавшийся в Болгарии в качестве туриста от приостановившей свою деятельность компании, сообщил, что принимающий в Болгарии туристов "ЧерриТура" туроператор предупредил россиян о возможных проблемах при выезде из страны.
3 сентября стало известно, что некоторые туристы уже начали испытывать сложности с гостиницами, сообщил порталу "Интерфакс-Туризм" руководитель объединения туроператоров "Ростурпомощь" Эдуард Кузнецов.
"Действительно, у нас появились данные, что болгарские партнеры туроператора нарушают договоренности. Мы сейчас проверяем эту информацию, - заявил он. - Кроме того, предстоит выяснить вопрос с авиаперевозкой клиентов "ЧерриТур", находящихся в Болгарии".
Глава "Ростурпомощи" также добавил, что 39 из 250 клиентов "ЧерриТур" прибыли в Болгарию 31 августа, когда уже появилась информация о финансовых проблемах компании.
Улетать в Калининград часть россиян должна 4 сентября, но, как заявил представитель болгарского туроператора, туристы могут попасть в "черные списки", и их не выпустят из страны, так как их отдых "ЧерриТур" не оплатил.
Со своей стороны пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина рассказала порталу "Интерфакс-Туризм", что как минимум у 90 из 250 клиентов "ЧерриТур", находящихся в Болгарии, местная принимающая компания "Васса Тревел" требует повторно оплатить проживание, угрожая, что в противном случае их не выпустят из отелей.
Однако такие требования незаконны, добавила она: "Принимающая компания не имеет права требовать деньги с туристов, так как у нее договор заключен не с ними, а с туроператором. Мы уже обратились в Ростуризм, чтобы через туристические власти Болгарии повлиять на эту ситуацию".
При этом, как рассказал Эдуард Кузнецов, "Васса Тревел" объясняет свою позицию тем, что добиться погашения долга от "ЧерриТур" она, скорее всего, не сможет. А вот туристы из России смогут получить страховое возмещение после того, как вернутся на родину.
Руководитель "Ростурпомощи" также отметил, что "Васса Тревел" заявила, что готова брать с туристов оплату со скидкой и пообещала, что если у кого-то из них не окажется денег, выселять их не будут. "Тем не менее, у нас есть информация от самих туристов, которые сообщают, что их заблокировали в номерах и собираются выселять. Не исключено, что в этом виноваты сами отели, поэтому мы сейчас выясняем эту информацию", - добавил Эдуард Кузнецов.
По словам Ирины Тюриной, в РСТ уже обратились 40 туристов "ЧерриТур" из Калининграда, которым туроператор оплатил обратные вылеты 4 и 11 сентября, однако не оплатил проживание.
Российское туристическое ведомство также заявило, что 3 сентября намерено обратиться к туристическим властям Болгарии с просьбой решить вопрос с туристами "ЧерриТур". "Я могу точно сказать, что люди на улице не останутся - сейчас Ростуризм и "Ростурпомощь" занимаются решением этой проблемы", - сказал "Интерфакс-Туризм" Эдуард Кузнецов.
Компания "ЧерриТур" молодая - по данным СПАРК, она зарегистрирована в 2010 году, начала деятельность в 2011 году. Ее уставной капитал - 50 тысяч рублей, генеральным директором оператора является Дмитрий Черепов. В единый реестр туроператоров компания внесена с февраля 2012 года.
ООО "ЧерриТур" создавала преимущественно туры в Восточную Европу - Болгарию, Хорватию, Черногорию, Украину, Чехию, Польшу, Словакию, Румынию, Сербию, а также в Австрию, ОАЭ, Индию и Вьетнам.
В последние годы от проблем туроператоров туристы страдают настолько часто, что многие задумываются о том, что было бы лучше путешествовать "дикарями". Но возможно вскоре появится шанс частично избежать этих проблем благодаря компенсационному фонду, который создает объединение операторов "Ростурпомощь".
Как рассказал заместитель руководителя Ростуризма Евгений Писаревский, туроператоры будут ежегодно отчислять в этот фонд 0,1% от выручки, исключение составит лишь первый взнос - его размер будет для всех един, 100 тысяч рублей.
"Новый закон как раз должен расставить все по своим местам. Получить финобеспечение и стать оператором в сфере выездного туризма сейчас достаточно просто. Но многие компании занимаются туроператорской деятельностью эпизодически, больше работают как турагенты. Никакого нарушения закона здесь нет, но, я думаю, после того как компенсационный фонд заработает в полную силу, будет и более четкое разделение компаний на турагентов и туроператоров", - заявил "Российской газете" Писаревский.
Пока что рабочая группа Ростуризма вместе с министерством культуры и участниками рынка разрабатывает проект правил, который устанавливает порядок и условия оказания помощи туристам за счет средств фонда, пояснил замглавы Ростуризма. Предполагается, что этот механизм будет запускаться в тех случаях, когда туроператор не платежеспособен, не выполняет свои обязательства по отношению к клиентам, которые уже находятся на отдыхе за границей.
"Мы предполагаем, что если Единый федеральный реестр туроператоров сохранится в том виде, в котором он существует сейчас, а это около 2319 компаний, специализирующихся на выездном туризме, то к маю в фонде уже будет как минимум 231 миллион рублей", - сообщил Евгений Писаревский.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".