Interfax-Russia.ru - Израильские авиаперевозчики считают, что запрет на воздушное сообщение между их страной и Югом России - результат недобросовестной конкуренции.
А начиналось все так хорошо… Еще в сентябре 2007 года министерство иностранных дел Израиля предложило отменить визовый режим между двумя странами, что способствовало бы укреплению их культурных, экономических связей, увеличению числа туристов. Тем более, директор министерства по туризму Израиля Шауль Цемах заверяет: российский турпоток в стране стоит на третьем месте после американского и французского. В марте прошлого года главы МИД России и Израиля Сергей Лавров и Ципи Ливни подписали соглашение о безвизовом режиме, которое позднее было ратифицировано.
Автор этих строк, у которого немало друзей в Земле Обетованной, чрезвычайно обрадовался такому повороту событий: теперь-то можно будет слетать в Израиль без проволочек и долгих ожиданий разрешения! К тому же ряд израильских авиакомпаний бодро рапортовал о том, что они уже получили разрешение на полеты в Ростов, Краснодар и Сочи. Так, компания "Сан Дор" (Sun d'Or) предполагала совершить первый рейс в Сочи 26 июня, а в Ростов - 27 июня.
Увы, никто никуда не полетел. Вернее, "Аэрофлот-Дон" продолжал полеты и с 4 июня активно стал курсировать из Ростова в Тель-Авив два раза в неделю на Boeing 737-400 (156 кресел) и Boeing 737-500 (112 кресел). А вот другой стороне немножко перекрыли кислород. Хотя Росавиация своевременно выдала всю необходимую для полетов разрешительную документацию израильским авиакомпаниям, администрации аэропортов Ростова, Сочи и Краснодара не допустили этих перевозчиков на свою территорию.
Российская сторона настаивает на том, что действует в рамках соглашения между правительствами двух стран от 20 августа 1997 года (27 элуля 5753 года по иудейскому летосчислению). В нем указано, что специальные меры безопасности выполняются специально обученным персоналом в соответствии с национальным законодательством государства пребывания. Между тем, израильтяне одним из обязательных условий осуществления авиарейсов выдвинули присутствие вооруженных сотрудников службы безопасности своих авиакомпаний в российских региональных аэропортах.
Правда, в пункте 2 статьи 3 соглашения есть оговорка: "Право осуществления специальных мер безопасности также может по просьбе одной стороны предоставляться специальному государственному органу или службам безопасности авиакомпаний в согласованных аэропортах другой стороны". Однако она касается лишь действий "в случае возникновения инцидента или любой реальной угрозы безопасности гражданскому воздушному судну". Израильтяне же требуют присутствия вооруженных сотрудников при осуществлении каждого рейса - на время регистрации и посадки в израильский самолет.
На это мы пойти не можем, заявили россияне. Без оружия - милости просим. А иначе - от ворот поворот. Причем, по сведениям из источников в "Сан Дор", письмо из России - "рейс подтверждаем, но без израильских мер безопасности" - компания получила вечером накануне вылета. На такой шаг не может пойти ни одна израильская авиакомпания - существует запрет правительства Израиля на полеты без полного соблюдения норм безопасности. В итоге рейсы в Сочи и Ростов-на-Дону 27 июня были отменены.
Еврейскую сторону можно понять: страна постоянно подвергается террористическим атакам, и это приучило Израиль к повышенной бдительности. За период с 1968 по 2003 годы в отношении авиакомпании "Эл Аль" (El Al), "дочкой" которой является "Сан Дор", было совершено свыше десятка нападений со стороны палестинских и других экстремистов в аэропортах разных стран, в результате погибло несколько десятков человек. Один из самых громких последних терактов произошел 4 июля 2003 года, в День независимости США. В аэропорту Лос-Анджелеса выходец из Египта устроил беспорядочную стрельбу, в результате которой погибло 3 человека и 10 получили ранения. Убийцу застрелил сотрудник службы безопасности авиакомпании El Al, у стойки которой произошел инцидент. После инцидента руководство компании заявило, что с этого дня усиливаются меры безопасности во всех аэропортах мира, где работает их представительство (таковых насчитывается около 80). И это несмотря на то, что за несколько лет до инцидента, в сентябре 2001 года, израильтяне уже усиливали меры безопасности на своих авиарейсах.
А с декабря 2008 года Израиль работает над очередным совершенствованием проверки пассажиров. Несколько компаний разрабатывают систему распознавания намерений человека, основанную на сочетании инфракрасной технологии, удаленных сенсоров, устройств формирования изображения и проецирования действующих на подсознание образов, таких, как фотографии Усамы бен Ладена. Создается технология анализа голоса человека (LVA), позволяющую на основании изучения эмоциональной составляющей реплик пассажира получить представление о его намерениях. Считывать реакции пассажиров помогут также специальные "умные ковры" и "умные сидения". Технология LVA, кстати, уже прошла тестирование в московском аэропорте Домодедово. Но даже без этих новшеств авиакомпания El Al считается одной из самых безопасных на планете: ее сотрудникам единственным в мире разрешается иметь при себе оружие в аэропортах всех стран.
Всех, кроме России. Впрочем, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Геннадий Курзенков пояснил, что разрешение носить оружие на территории аэропорта выдается только структурами МВД, так что Росавиация тут не при чем. А в Минтрансе сообщили: "Израильская сторона не обращалась в уполномоченные органы Российской Федерации с просьбой и обоснованием необходимости применения огнестрельного оружия (на территории южных аэропортов - ИФ)".
Как бы то ни было, но израильтяне обиделись на "обезоруживание" своих сотрудников, усмотрев в нем явно недружественный шаг. Ответ не заставил себя долго ждать: в воскресенье 28 июня израильские авиационные власти запретили компании "Аэрофлот-Дон" совершить полет из Ростова-на-Дону в Израиль и вылететь из Израиля в Ростов-на-Дону. В результате более суток 81 россиянин не смог вылететь из израильского аэропорта Бен-Гурион в донскую столицу. После переговоров самолет рейса Ростов-на-Дону - Тель-Авив совершил перелет, опоздав на сутки: в пункте назначения он приземлился в ночь на вторник.
30 июня состоялось срочное заседание рабочей группы по реализации соглашения между Россией и Израилем по обеспечению безопасности гражданской авиации. Его провел заместитель Министра транспорта РФ Валерий Окулов. Наша сторона в ходе обсуждения настаивала на том, что безопасность в российских аэропортах - сфера деятельности российских властей. Израильским спецслужбам можно иметь оружие и использовать его только в случае ЧП. Израильтяне с этим категорически не соглашались. Поэтому рабочая группа приняла решение обратиться в правительство России с предложением внести ряд редакционных изменений в соглашение, чтобы привести его в соответствие действующему российскому законодательству в области транспортной безопасности и Федеральному закону "Об оружии".
Не получив карт-бланша, израильская сторона со 2 июля объявила "Аэрофлот-Дон" персоной нон грата. Директор департамента гражданской авиации Израиля Гиора Ром заявил, что причина - отсутствие доступа на эти маршруты израильских перевозчиков. Так сказать, "симметричный ответ". Его заместитель по международным делам Ави Бен-Хур пояснил: для южнороссийских авиаперевозчиков еврейское небо будет закрыто вплоть до урегулирования конфликта.
Тут уж оскорбились россияне. Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина даже назвала решение израильских властей "самым настоящим шантажом". Однако и у еврейской стороны свои резоны. В Израиле считают, что российская сторона нарочно не дает разрешения на допуск вооруженных сотрудников "Сан Дора" и других авиакомпаний в российские аэропорты, защищая монополию "Аэрофлот-Дона" на пассажирские перевозки и поддерживая недобросовестную конкуренцию.
Действительно, запрет допуска вооруженных израильских спецназовцев на проверку собственных рейсов кажется несколько абсурдным на фоне того, что эта практика давно уже существует в московском Домодедове (национальная авиакомпания Израиля El Al выполняет туда 12 рейсов в неделю) и питерском Пулково (три рейса El Al еженедельно). Россияне ссылаются на то, что по этому поводу существует особое, отдельное соглашение, которое не распространяется на другие аэропорты страны. "Ростов - это что, не Россия?!" - в сердцах сорвался Бен-Хур.
Вот тут-то и предлагают свое объяснение израильские бизнесмены. По их мнению, все предельно просто. 2008-й был годом роста перевозок компании El Al на российском рынке, и она намеревалась расширить здесь сферы своего влияния. "Российское направление для нас ключевое", - заявил израильскому порталу IzRus глава департамента авиакомпании по Восточной Европе Игорь Вайсбурд.
В борьбе за российских пассажиров израильтяне бросили вызов авиакомпаниям России на их территории. Их цены значительно ниже, чем у их российских конкурентов. Дошло до того, что израильские авиаперевозчики решили предложить россиянам рейсы в Сан-Паоло, Рио-де-Жанейро и Йоханнесбург (ЮАР), стоимость билетов на которые ниже, чем цена прямых рейсов "Аэрофлота" из Москвы. Мало того: El Al предлагает российским туристам возможность промежуточной остановки в аэропорту Бен-Гуриона для проведения экскурсий по Израилю. Что касается южного направления, то здесь соотношение таково: стоимость билета "Аэрофлот-Дона" по рейсу Ростов - Тель-Авив от 282 евро в один конец без сборов, в израильском "Сан Доре" рейс в оба конца, если верить обещаниям израильтян, обошелся бы пассажиру в 400 долларов. Объемы перевозок ростовского аэропорта по маршруту - 200 пассажиров в неделю, их прекрасно покрывает сегодня "Аэрофлот-Дон". И оно ему надо - лишние еврейские "летуны", да еще с демпинговыми ценами?
Израильтяне, однако, проявили завидное упорство. В понедельник 13 июля делегация Управления гражданской авиации Израиля во главе с Гиорой Ромом и Ави Бен-Хуром снова попыталась убедить российских коллег в необходимости прекращения "авиационной войны" и допуска вооруженных еврейских ребят в южные аэропорты. И вновь - безрезультатно. Во вторник,14 июля около полудня израильская делегация покинула столицу России, ничего не добившись.
И кто же от этого выиграл? Можно без ошибки сказать, что "Аэрофлот-Дон" уж точно проиграл: из-за паралича в международных полетах по линии Тель-Авив - Юг России он потерял солидный куш. Выручка "Аэрофлот-Дона" с одного рейса в Тель-Авив составляла не менее 30 200 евро. В отличие от Израиля, где только намеревались осваивать новые линии, самолеты российской компании уже давно курсировали между южными аэропортами России и еврейского государства. Выходит, что у последнего - потери потенциальные, а у РФ - более чем реальные.
Обозреватель Александр Сидоров