Interfax-Russia.ru – Во Владикавказе осужден грузинский шпион, задержанный в России перед началом войны в Южной Осетии.
На скамье подсудимых оказался россиянин, уроженец Владикавказа Александр Хачиров. Его задержали еще 11 июня прошлого года при въезде на территорию России, почти за два месяца до обстрела грузинскими войсками Цхинвала и вторжения Грузии в Южную Осетию, находившуюся под контролем смешанной группы миротворцев.
При осмотре принадлежавшего Хачирову автомобиля ВАЗ-2106 оперативники обнаружили скрытую миниатюрную камеру с объективами в радиаторе, зеркале заднего вида и задней левой двери машины. Заодно из тайника под сиденьем извлекли противотанковую мину промышленного изготовления, готовую к использованию. Как позднее рассказал задержанный, у него было задание взорвать мину во Владикавказе рядом с воинской частью.
На допросах в УФСБ по Северной Осетии Хачиров признался, что еще в 2004 году его завербовали спецслужбы Грузии и заставляли выполнять задания в Северной и Южной Осетии. Его целью была тайная видеосъемка международного автомобильного пункта пропуска "Нижний Замараг", военных объектов российской 58-й армии, мест дислокации российских миротворцев в Цхинвале. Курсируя между Владикавказом и Цхинвалом под видом таксиста, шпион скрытно снимал тоннели, мосты и пропускные пункты. Особенно его работодателей интересовала система охраны Рокского тоннеля, который связывает Северную и Южную Осетию (как известно, грузины в ходе августовского военного конфликта пыталась прорваться к Рокскому тоннелю, чтобы отрезать мятежную республику от России).
Флеш-карту от видеокамеры Хачиров в грузинском Гори передавал Зурабу Отиашвили – по одним данным помощнику начальника Ахметского регионального управления безопасности, по другим - руководителю департамента безопасности того Ахметского района (пограничный район Грузии, в который входит Панкисское ущелье). Отиашвили, по словам Хачирова, копировал содержание "флэшки" или менял ее на новую.
Согласно пояснениям арестованного разведчика, за каждый отснятый объект он получал 100 долларов. Однако главным мотивом сотрудничества Хачиров назвал не деньги, а то обстоятельство, что его родственники проживали в Лениногорском районе, который на тот момент контролировали грузинские власти. Грузинская спецслужба прозрачно намекнула, что отказ от сотрудничества грозит его родным большими неприятностями.
Александру Хачирову были предъявлены обвинения по статьям 275 (государственная измена) и 222 (незаконные приобретение, передача, сбыт и хранение боеприпасов) УК РФ.
Судебные слушания в Северной Осетии начались 6 августа. Они проходили в закрытом режиме из-за секретности, все участники суда давали подписку о неразглашении материалов заседаний. Уголовное дело рассматривала коллегия из трех судей Верховного суда республики. Обвинение поддерживала группа государственных обвинителей во главе с прокурором Северной Осетии государственным советником юстиции второго класса Германом Штадлером. Сторона обвинения была настроена оптимистично: представитель пресс-службы прокуратуры Северной Осетии обещал, что процесс займет не более 10 дней. Однако приговор суд вынес более чем через месяц, 14 сентября.
Как сообщили Interfax-Russia.ru в Верховном суде Северной Осетии, Хачиров был признан виновным по статье 275 УК РФ и приговорен к семи годам лишения свободы в колонии строгого режима. Сам приговор вынесли за закрытыми дверями, без присутствия СМИ. Известно лишь, что, оглашая решение, председательствующий отметил: при избрании меры наказания обвиняемому в шпионаже Александру Хачирову было принято во внимание его активное сотрудничество с органами следствия, помощь в изобличении грузинских спецслужб и деятельное раскаяние. Также учтено и то обстоятельство, что родственники Хачирова фактически были заложниками, и грузинская сторона использовала их для психологического давления на обвиняемого. Все это позволило вынести приговор с применением статьи 64, предполагающей нижний предел наказания ("меньше меньшего"). В противном случае Хачирову грозило бы от 12 до 20 лет лишения свободы.
Представитель обвинения Игорь Чельдиев высказал полное удовлетворение вердиктом Верховного суда. "Обвинение просило для подсудимого девять лет - также с применением 64 статьи. Тем не менее, мы считаем, что вердикт суда справедливый", — заявил Чельдиев.
По мнению стороны обвинения, более мягкий приговор был невозможен: сведения, которые Хачиевым передал грузинским спецслужбам, являлись государственной тайной и были использованы грузинской армией во время вооруженного конфликта в регионе в августе 2008 года, что нанесло существенный вред Российскому государству.
Между тем руководитель информационно-аналитического департамента МВД Грузии Шота Утиашвили заявил, что ему ничего не известно о деле Хачирова. Правда, он не стал опровергать утверждений о том, что на территории России действуют грузинские разведчики. Да и глупо было бы: разведывательную деятельность на территории других стран ведут многие государства, в том числе наверняка и Россия.
Напомним, что Александр Хачиров стал вторым человеком, осужденным в России за шпионаж в пользу Грузии. В конце августа суд приговорил за шпионаж к шести годам исправительной колонии строгого режима заместителя командира одной из войсковых частей Северо-Кавказского военного округа подполковника Михаила Хачидзе.
В настоящее время в производстве УФСБ и следственного управления по Северной Осетии находится еще несколько шпионских дел. Эти дела как бы отголосок прошлогодних событий, когда летом 2008 года ФСБ России объявила об аресте девяти грузинских шпионов.
Фигурант одного из дел - заместитель начальника грузинской разведывательной службы Георгий Харкеладзе. По данным ФСБ, его направили в Северную Осетию с поддельным паспортом заниматься сбором данных о численности частей 58-й армии, а также готовить информацию о деятельности президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты и его окружения. Харкеладзе задержали в июле 2008 года.
Громкий шпионский скандал связан также с подполковником российской армии Гиви Имердишвили, которого грузинские спецслужбы завербовали в 2006 году, когда офицер гостил у родственников в Тбилиси. Он должен был вербовать грузинской разведке российских офицеров, а за каждое удачное задание получать по 500 долларов.
Помимо Осетии, грузинские разведчики были разоблачены и в других республиках Северного Кавказа. Так, ФСБ сообщило, что обнаружило шпиона, некоего Рамзана Туркошвили, среди лидеров ингушских боевиков. Он формировал бандподполье в Ингушетии, других северокавказских регионах и был связным между экстремистами и грузинскими спецслужбами. Еще один агент, некто Алханашвили, собирал для грузинской разведки сведения о государственных чиновниках, работающих в органах власти и правоохранительных органах Чечни и Ингушетии, а также следил за развитием ситуации в Чечне.
В общем, чего-чего, а грузинских шпионов на наш век хватит с лихвой.
Обозреватель Александр Сидоров