Interfax-Rusia.ru - Передача базы отдыха "Житное", принадлежавшей зятю Анатолия Седюкова, на баланс Минобороны не помогла закрытию уголовного дела, по которому свидетелем проходит экс-министр обороны.
Следственный комитет РФ не закрыл дело о благоустройстве за армейский счет базы отдыха "Житное", принадлежавшей зятю экс-министра обороны Анатолия Седюкова Валерию Пузикову, даже после того, как он отказался от нее в пользу ведомства. Дело, по которому экс-министр обороны проходит свидетелем, еще может изменить его статус.
Строительство за счет средств министерства обороны РФ закрытой базы отдыха "Житное" в Астраханской области, которая принадлежала зятю Анатолия Сердюкова Валерию Пузикову, стало основанием для возбуждения уголовного дела по ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) в начале 2013 года.
Это дело стало единственным в череде возбужденных по фактам мошенничества в "Оборонсервисе", которое напрямую касалось бывшего главы военного ведомства.
Военные строили дорогу к "Житному" и обустраивали ее за свой счет, а затем ухоженный оазис среди астраханских степей стал местом для рыбалки и отдыха VIP-персон оборонного ведомства.
Однако в сентябре, казалось, основания для расследования исчезли.
Владельцы базы отдыха стоимостью 150 млн рублей безвозмездно передали ее государственным автономным учреждениям Минобороны - студии военных художников им.М.Б.Грекова в Москве и центральному музею бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке.
Политологи и эксперты предрекали быстрое закрытие дела не только из-за устранения предмета спора, но и потому, что Анатолий Сердюков - фигура политическая и значимая.
Хотя были и другие прогнозы, которые оправдались. Так, заместитель главного редактора газеты "Завтра", военный эксперт Владислав Шурыгин назвал безвозмездную передачу Пузиковым своей доли базы отдыха "Житное" Минобороны "попыткой откупиться от правосудия".
"Такой поступок ни в коем случае не может служить поводом для полного снятия претензий по закону. Ничто так не ударит по имиджу власти, как развал дела Сердюкова. Если кто-то решил в Кремле реабилитировать Сердюкова, то это большое заблуждение", - заявлял Шурыгин.
Между тем, как сообщили "Интерфаксу" источники, знакомые с ситуацией, поводом для передачи "Житного" стало обещание Сердюкова поспособствовать этому. А также, по информации других источников, государству вернули сотни миллионов рублей, которые ранее осели на счетах одного из подконтрольных Минобороны РФ акционерных обществ в результате закупки итальянских бронетранспортеров IVECO.
Таким образом, государственные деньги и имущество стали постепенно возвращать в досудебном порядке.
Но это делу не помогло: срок следствия по делу о "даче Сердюкова" все же продлили до января 2014 года, сообщил "Коммерсант". "Срок следствия по делу был продлен до 17 января 2014 года, а в общей сложности - до одного года", - пишет издание.
Первый заместитель руководителя ГВСУ СКР Сергей Бедин посчитал утверждение о погашенном ущербе в связи с переменой собственников ООО "Житное" сомнительным, потому что база перешла к автономным учреждениям Минобороны, но не к самому армейскому ведомству, оплатившему ее благоустройство.
Кроме того, по его мнению, само расследование произведено не полно. Например, не опрошены все солдаты срочной службы, которые участвовали в благоустройстве. Поэтому было решено продлить следствие по делу.
Вместе с тем источники, близкие к следствию, в беседе с изданием дали понять, что собранные по делу доказательства вполне могут повлиять на изменения в процессуальном статусе экс-министра, который сейчас проходит по делу свидетелем. Однако для этого необходимо политическое решение, поэтому сейчас в деле решили взять паузу.
Между тем, как считает адвокат Константин Ривкин, эпизод с благоустройством не имеет придаваемого ему значения. "Ущерб Минобороны причинен не был. А дальнейшее продление срока следствия - пустая трата времени, сил и средств", - завил он "Коммерсанту".
Впрочем, как полагают другие эксперты, дело, имеющее отношение к Анатолию Сердюкову, так или иначе будет "спущено на тормозах". "Вот это деятельное раскаяние - возврат дачи, совершенно ненужного для министерства обороны актива – это, скорее, юридический шаг для того, чтобы снять часть претензий", - сказал глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов в эфире "Русской службы новостей".
Вернув один из объектов министерству обороны, экс-глава ведомства не останется без недвижимости в экологически чистых местах. Помимо дома отдыха в Астраханской области в собственность Валерию Пузикову не без помощи Минобороны перешел большой участок в заповеднике Большой Утриш.
А еще одна "дача Сердюкова" расположена на берегу Азовского моря в Темрюкском районе Кубани, около села Пересыпь. Причем, в случае с этими участками использовали типовую схему: вначале земли передавали Минобороны, а затем ниже рыночной стоимости перепродавали бизнесменам.
Вместе с тем, к существующим прочим делам о хищении в ОАО "Оборонсервис" Анатолий Сердюков официально не имеет прямого отношения и считается введенным в заблуждение своими подчиненными, а показаний против него пока еще нет. В случае же с "Житным" все свидетели наоборот утверждают, что благоустройство производилось по его личной инициативе.
К слову, 1 ноября Следственный комитет завершил расследование дела в отношении Евгении Васильевой, которая является одной из фигурантов дела "Оборонсервиса". 4 октября ей и другим пяти фигурантам громкого дела предъявили обвинение в окончательной редакции.
По версии следствия, Евгения Васильева наряду с другими лицами причастна к хищению имущества дочерних предприятий "Оборонсервиса" на сумму более 360 млн рублей. Кроме того, ей предъявлено обвинение в реализации по заниженной цене частным лицам акций "31-го института спецстроительства" на сумму более 190 млн рублей. Сейчас предполагаемая виновница находится под домашним арестом.
Сама она утверждает, что никакого ущерба Минобороны не нанесла и вины признавать не намерена. "Там признавать нечего, ущерба никакого нет", - сказала Евгения Васильева в интервью телеканалу LifeNews.
Она также заявила, что следователи пытались получить от нее показания на Анатолия Сердюкова: "Изначально задача была ровно одна - вытащить из меня любую негативную информацию в отношении бывшего министра обороны. Был абсолютно четкий шантаж на предмет того, что я должна дать показания, иначе меня посадят в тюрьму".
В настоящее время, по ее словам, следователи перестали требовать у нее такую информацию.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"