Interfax-Russia.ru – Два платных участка появились на федеральной трассе М-4 "Дон" в 2015 году. Вскоре на трассе появится еще один платный участок. И водители готовы платить.
Новый платный участок вскоре откроется на трассе М-4 "Дон". 7 декабря премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, в соответствии с которым дорога из Москвы в южном направлении на участке 117 км - 225,6 км будет использоваться на платной основе.
"Подписанным распоряжением устанавливается, что автомобильная дорога М4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск на участке 117 км - 225,6 км в Московской и Тульской областях будет использоваться на платной основе", - говорится в сообщении на официальном сайте правительства России.
Как отмечено в документе, деньги, полученные за счет сбора платы за проезд, будут направляться на финансирование работ по содержанию и ремонту этого участка дороги. О том, когда проезд по участку станет платным и сколько он будет стоить, государственная компания "Автодор" обещает сообщить заблаговременно.
Сегодня на трассе М-4 "Дон" работают семь платных участков общей протяженностью 340 км: в Московской, Тульской, Липецкой и Воронежской областях. Общая стоимость проезда по ним для легковых автомобилей и мотоциклов составляет от 305 до 490 рублей, в зависимости от времени суток.
Основные преимущества платных трасс перед обычными - это хорошее дорожное покрытые, увеличенная максимальная разрешенная скорость (варьируется от 130 до 150 км/час), быстрое реагирование дорожных служб на любые ДТП и плохие погодные условия. Также предоставляются услуги бесплатных эвакуаторов.
Бесплатно по платным трассам может ездить транспорт общего пользования, за исключением такси и междугородных автобусов, и спецслужбы – пожарные, почта, скорая помощь, аварийные службы и полиция.
Всего в России протяженность платных дорог составляет более 430 км. Платные участки постепенно расширяются, и передовой в этом смысле является трасса "Дон". На эту магистраль, длиной более 1,5 тыс. км, приходится 200 км платных отрезков.
Стоимость проезда на платных участках трассы зависит от габаритов машины и времени суток. В среднем за проезд по платным участкам трассы М-4 водители легковых машин платят от 50 до 100 рублей (за участок), грузовики в среднем от 100 до 500 рублей.
В 2015 году начали работать два новых платных участка на южной трассе. В феврале ГК "Автодор" сделала платным участок в обход города Воронежа (492-й км - 517-й км). Точки оплаты за проезд расположены на 515 км магистрали. При этом автомобилисты, въезжающие на дорогу и съезжающие с нее в пределах участка с 492-го по 513-й км, не платят за проезд. Въезд и выезд с трассы без оплаты на этом участке возможен через транспортные развязки на 492-м и 506-м км (пересечение с автодорогой Воронеж - Боровое), на 511-м км (пересечение с автодорогой Воронеж - Репное), на 513-м км (пересечение с автодорогой Воронеж - Тамбов) и с одной из улиц Воронежа в сторону Ростова-на-Дону.
Дорогу в объезд Воронежа ввели в эксплуатацию после реконструкции в ноябре 2013 года. На трассе увеличили количество полос с двух-трех до шести, реконструировали старый мост через реку Воронеж и построили дополнительный новый мост. Также в процессе реконструкции создали шесть разноуровневых развязок.
В ноябре 2015 года "Автодор" ввел плату на участке с 544 по 633 км. Он пока что является самым длинным платным отрезком этой магистрали.
Начало участка - 544 км - расположено в Новоусманском районе Воронежской области. Конец магистрали находится в Бобровском районе области. Трасса проходит по трем районам региона – Каширскому, Бобровскому и Лискинскому.
После реконструкции на этом отрезке появилось восемь транспортных развязок, три сельскохозяйственных переезда и 38 примыканий в одном уровне, в том числе 25 съездов в поле. За проезд на этом отрезке водители рассчитываются на 545-м и 620-м км.
Трасса М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск соединяет центральные и северные регионы европейской части страны с Северным Кавказом, Черноморским побережьем и Новороссийском.
В 2010 дорогу получила в управление государственная компания "Автодор". Компания оценила состояние дороги, признав более половины некомфортной для использования, еще 30% - не соответствующим требованиям закона. Дело в том, что магистраль строилась в 60-е годы по требованиям того периода – с шириной полотна 7 метров и двумя полосами движения. Рассчитана она была на небольшие нагрузки.
Первый в современной истории платный участок был введен именно на этой трассе в ноябре 1998 года. Первый отрезок длиной около 20 км был расположен в Липецкой области, его построили в объезд села Хлевное. В декабре 2010 года, после реконструкции длину платного участка в Липецкой области увеличили с 20 до 50 км (414-464 км).
Помимо М-4 в РФ в 2015 году начали действовать еще несколько платных отрезков трасс. Так М-1 "Беларусь" имеет один платный отрезок в обход Одинцово в Московской области. Платной стала новая скоростная трасса М-11, связывающая столицу и Санкт-Петербург. По этой же трассе можно добраться и до аэропорта "Шереметьево". Водители, решившие воспользоваться этой дорогой, с 23 ноября платят за 43-километровый участок пути: для легковых машин проезд стоит 100-250 рублей. В будущем дорога полностью станет платной. Однако останется и альтернативная бесплатная трасса М-10.
Отметим, что, в отличие от новой системы оплаты для 12-тонников "Платон", при проезде по коммерческим отрезкам российских магистралей уйти от оплаты технически невозможно: система устроена таким образом, что проехать и не заплатить невозможно.
Расплатиться за проезд можно наличными, с помощью банковской карты, а также бесконтактными смарт-картами и транспондерами.
Водители уже оценил достоинства российского хайвея и готовы платить за комфорт.
"Если дороги будут хорошего качества, освещенные, с возможностью отдыха и заправки топливом, очищенные зимой от снега, то будет только лучше. Главное, чтобы было видно, куда идут деньги, которые мы платим за проезд", - сказала Interfax-Russia.ru старший специалист по маркетингу "Логистического Агентства 20А" Дарья Киселева.
В свою очередь доцент кафедры "Маркетинг и логистика" ФГОУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" Александр Арский считает, что переход на коммерческие трассы – это рыночный механизм логистической системы стран. При этом важно сохранять альтернативу.
"Интересы бизнеса и государства полярны в данном случае, как и всегда при взимании какого-либо сбора или налога. Однако динамика сбора в системе "Платон" говорит о том, что практика оказалась успешной: с более чем 650 тысяч зарегистрированных автомобилей в бюджет поступили 800 млн рублей. Естественно, плательщики желают видеть результат работы - увеличение темпов ремонта и строительства дорог, с которых взимается сбор", - сказал А. Арский.
После того, как в ноябре в России запустили систему "Платон", тема платных дорог стала очень актуальной, нередко подвергается критике. Но, как подчеркивают логисты, качество дороги М-4 выше других региональных платных дорог, и они готовы продолжать пользоваться федеральной магистралью.
Обозреватель Евгения Артемова