Interfax-Russia.ru - Первые электрические "Лады" начнут ездить по Ставропольскому краю этой весной. Около сотни отечественных электрокаров будут использовать в крае в качестве курортных такси.
Экологичный и малошумный транспорт - это то, что нужно курортному городу, решили власти Ставрополья и с 2010 года начали разрабатывать данное направление.
"Это европейский тренд: многие страны Старого света уже приняли соответствующие программы по развитию производства и эксплуатации электромобилей. Сейчас проводится масштабный ребрендинг имиджа Ставропольского края. Мы хотим позиционировать себя как туристический, инновационный, экологически чистый регион. Соответственно, экологически чистый транспорт - важная составляющая этого имиджа", - считает министр энергетики, промышленности и связи края Дмитрий Саматов.
Вначале предполагалось, что регион станет закупать зарубежные электрокары, в частности китайской или японской сборки, поскольку в этих странах уже давно налажено серийное производство таких машин.
Зарубежные производители также смотрели в сторону Ставропольского края. Как заявил во время IX Международного форума "Инвестиции в человека" в апреле прошлого года руководитель проекта инновационных электромобилей Mitsubishi Сергей Соболев, край, а в особенности регион Кавминвод, заинтересовал производителей электрических авто. Специалист связал это с тем, что в южном регионе с благоприятным климатом такие машины будут вести себя лучше, чем в северных районах России. Кроме того, холмистая местность позволит увеличить время работы аккумуляторов.
Однако выбор региональных властей пал в итоге на отечественного производителя - Ставрополье и ОАО "АвтоВАЗ" весной 2012 года подписали соглашение о совместном проекте использования электромобилей. Правительство края решило закупить около 100 машин El Lada для курортных городов края - Кисловодска, Пятигорска и других.
Перед тем как согласиться на эксперимент, министерство энергетики, промышленности и связи Ставропольского края тестировало электромобиль El Lada на территории всего региона. Испытания начались еще в середине 2011 года, а завершились в ноябре 2012 года. Тест-драйв новинки провел также лично губернатор Ставропольского края Валерий Зеренков. Машина этот тест прошла успешно.
В августе прошлого года вице-губернатор Ставропольского края Юрий Тыртышов сообщил журналистам, что все 100 электрокаров El Lada "АвтоВАЗ" поставит в Кавминводы в 2013 году.
Между тем, цена одного такого электромобиля составляет 1,2 млн рублей, что почти в четыре раза дороже "элладовского" прототипа Lada Kalina (она в базовой комплектации стоит около 300 тыс. рублей). Весит электромобиль 1200 кг, его максимальная скорость - 140 км/час. Для пробега в городском режиме на расстояние до 150 километров электромобилю необходима зарядка в течение 8 часов от обычной розетки или в течение 30-40 минут на электрозаправке.
Одним из первых подобный электрокар летом 2012 года купил глава госкорпорации "Ростехнологии" (акционер ОАО "АвтоВАЗ") Сергей Чемезов. "Первый электромобиль приобретен мною из этой серии. Автомобиль очень быстрый и маневренный, мой сын десяти лет уже катается на нем за рулем, я сижу рядом - есть опасность для пешеходов из-за бесшумности передвижения", - сказал Сергей Чемезов на Московском международном автосалоне.
Глава "Ростехнологий" уточнил, что купил электромобиль за 1 млн 250 тыс. рублей. "По цене пока дороговато", - констатировал он.
На покупку партии El Lada из бюджета Ставропольского края 2013 года планируется направить до 35 млн рублей. Остальные средства выделит базовый инвестор проекта – кисловодское предприятие ЗАО "Автоколонна 1721".
В январе "АвтоВАЗ" отгрузил с конвейера первую партию из пяти El Lada. Она должна прибыть в Кисловодск к первой декаде февраля, рассказали Interfax-Russia.ru в министерстве энергетики, промышленности и связи Ставропольского края.
По информации автопроизводителя, край заказал не 100, а 90 электрокаров. Инвестиции компании в проект составили 500 млн рублей.
Как рассказали Interfax-Russia.ru в краевом Минпроме, в феврале в Кисловодске пройдет презентация автомобилей нового формата. Планы властей не изменились - электромобили будут работать в службе такси, но лишь после того, как на них оформят все необходимые документы. Предположительно, еще до наступления весны жители и гости Кисловодска смогут "протестировать" купленные электромобили.
Власти края также озаботились вопросом создания станций подзарядки для электрокаров. "Нашим курортам нужна система пунктов для их подзарядки. Эти точки должны располагаться в нормальных, удобных для людей местах. Наверное, будет правильно, если мы тут не только будем придумывать "с нуля", но и обратим внимание на существующую систему автозаправок", - считает глава региона.
В ноябре прошлого года глава Ставрополья поручил проработать с компаниями-заправщиками вопрос размещения пунктов подзарядки электромобилей на базе действующих АЗС. Их должно быть около десяти.
К слову, инвестор проекта "Автоколонна 1721" будет впоследствии не только проводить техобслуживание электромобилей, но и должен создать на территории Кавказских Минеральных Вод сеть заправочных станций для нового вида транспорта, сообщили в пресс-службе администрации края.
В свою очередь, как отметил представитель краевого Минпрома, к моменту запуска электротакси в Кисловодске станции быстрой зарядки уже начнут работать. Установлены ли они к настоящему моменту, сотрудник министерства не уточнил.
В планах Ставропольского края помимо запуска экологически чистых такси, призванных улучшить имидж курортов, также возможный перевод на электродвигатели общественного транспорта - пассажирских автобусов.
Что же касается дальнейшего серийного производства El Lada, то все будет зависеть от поддержки государства и госполитики в области электромобилей, считает президент "АвтоВАЗа" Игорь Комаров.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".