Interfax-Russia.ru – Ростовский суд впервые в России удовлетворил коллективный иск пассажиров к авиакомпании за задержку рейса и аварийную посадку.
Все началось 5 декабря 2008 года. Именно в этот день самолет российского авиаперевозчика "Скай Экспресс" (SkyExpress) должен был совершить рейс из Москвы в Ростов-на-Дону, вылетев из столичного аэропорта Внукова в 18:50 и приземлившись в донской столице в 20:30.
Отправление задержали более чем на два часа, и лайнер "Боинг-737" оторвался от земли только в 20:40. Но уже через 40 минут после взлета члены экипажа обнаружили, что в результате технических неполадок началась разгерметизация салона. О чем по громкой связи тут же предупредили пассажиров. Однако все обошлось вполне благополучно. "Боинг" вернулся в Москву и совершил аварийную посадку во Внуково, где авиакомпания предоставила пассажирам бесплатное питание и через несколько часов предоставила другой борт.
Однако на беду авиаперевозчика среди пассажиров оказался ростовчанин Олег Проскурин - юрист и партнер ростовской группы правового бизнес-консалтинга "JBI Эксперт". Он уже неоднократно пользовался услугами "Скай Экспресс" и был недоволен работой авиакомпании.
Юрист обратился в суд с иском, где потребовал от "Скай Экспресс" возмещения морального вреда в форме нравственных страданий в сумме 100 тысяч рублей. И в апреле 2009 года суд Ворошиловского района Ростова признал его претензии к авиаперевозчику обоснованными, хотя сумму компенсации значительно урезал - 50 тысяч рублей плюс 175 рублей в качестве неустойки. Данное решение, однако, не удовлетворило ответчика.
"Компания не согласна с решением Ростовского областного суда, поэтому намерена обжаловать его во всех инстанциях, - заявил PR-директор "Скай Экспресс" Виталий Коренюгин. - Не совсем понятно, чем руководствовался суд, назначая компенсацию в 50 тысяч рублей, По нашему убеждению, удовлетворение требований истца в такой сумме неправомерно. У нас есть основания полагать, что данный пассажир, являясь партнером юридической компании в Ростове-на-Дону, используя повод, судится, чтобы сделать рекламу своему бизнесу, поскольку, кроме него, по аналогичным событиям не поступило ни одного иска".
Кроме того, представитель ответчика обратил внимание на тот факт, что даже после случая, ставшего причиной подачи искового заявления, Проскурин не раз летал самолетами "Скай Экспресс", что свидетельствует о непоследовательности его заявлений. Сам истец, однако, не посчитал свои действия чем-то из ряда вон выходящим.
"В дальнейшем я бы не хотел пользоваться услугами этой авиакомпании, но если выбирать будет не из чего, то, конечно же, полечу", - пояснил Проскурин.
По примеру ростовского юриста еще 11 человек, летевших тем же рейсом Москва - Ростов-на-Дону 5 декабря 2008 года, обратились в тот же самый суд с исками, аналогичными проскуринскому. Тем более что решение по делу Олега Проскурина устояло в кассационной и надзорной инстанциях, и компания вынуждена была выплатить пострадавшему компенсацию в полном размере.
Ворошиловский районный суд проявил последовательность и с 16 ноября по 3 декабря прошлого года удовлетворил иски 11 пассажиров рейса NXW203 Boeing 7373 Москва-Ростов-на-Дону к авиакомпании "Скай Экспресс" о компенсации морального ущерба за задержку рейса и аварийную посадку. Суд принял решение взыскать в качестве компенсации морального вреда в пользу четырех истцов 40 тысяч рублей, трех - 50 тысяч рублей, и еще четырех - 55 тысяч рублей, а также неустойку в размере 175 рублей в пользу каждого из 11 пассажиров. Общая сумма выплаты, учитывая и самого Олега Проскурина, составила 582,1 тысячи рублей.
Компания "Скай Экспресс" и на этот раз не согласилась с решением суда, направив кассационную жалобу в Ростовский областной суд. По мнению представителей авиакомпании, суд Ворошиловского района рассмотрел иск Проскурина поверхностно, а затем автоматически принял решение в пользу остальных истцов.
"Решение суда не учитывает особенности воздушных перевозок и правил обеспечения безопасности полетов, направленных в первую очередь на безопасность людей, - заявил Виталий Коренюгин. - Принятие командиром воздушного судна решения о прекращение полета обусловлено мерами по спасению жизни истцов".
К слову сказать, 9 декабря 2009 года авиакомпания выиграла аналогичный иск, но уже в другом ростовском районном суде - Первомайском. Суд счел доводы авиакомпании о необходимости вынужденной посадки в интересах самой истицы логичными и соответствующими нормативным актам, регулирующим авиаперевозки, а доводы истицы о компенсации морального ущерба несостоятельными. Впрочем, с компании все же взыскали в пользу пострадавшей пассажирки 2 тысячи рублей.
И вот 5 апреля стало известно, что Ростовский областной суд принял к сведению доводы "Скай Экспресс" и сократил в несколько раз размер компенсации 11 пострадавшим пассажирам авиакомпании. Теперь перевозчик должен компенсировать всем пассажирам по 10 тысяч рублей, и лишь один пассажир получит 15 тысяч.
Подобное решение возмутило истцов.
"К сожалению, в России суды пока не склонны компенсировать моральный вред в крупных размерах, - заявила адвокат пострадавших Анна Маврина. – Однако хорошо уже то, что наши требования признали законными".
По словам Мавриной, за всю историю судопроизводства в России пассажиры впервые коллективно выиграли дело по возмещению не только неустойки, но и компенсации морального вреда в таких размерах за задержку рейса и аварийную посадку. До этого случая добиться возмещения морального вреда от перевозчика в столь крупных размерах удавалось только дважды. В обоих случаях это были инвалиды. Наталья Плисецкая в 2008 году получила компенсацию 50 тыс. рублей, а Павел Обухов в 2009 году - компенсацию 25 тыс. рублей: их не пустили на борт самолетов авиакомпании "Сибирь".
Что касается массовых крупных исков, удовлетворенных судами, ростовский случай является единственным.
И все же потерпевшие намерены добиваться пересмотра дела. Большинство из них не согласны с позицией авиаперевозчика, у которого из-за технических проблем происходят сбои в графиках вылетов.
Что касается Проскурина – единственного из пассажиров, получивших 50-тысячную компенсацию, он полон решимости продолжать борьбу за интересы пострадавших. Юрист не скрывает, что поддержку пассажиров осуществляет юридическая компания "JBI Эксперт", партнером которой он является.
"Мы надеемся на то, что сумеем добиться для всех пострадавших выплаты компенсаций в размерах, определенных решением районного суда, - заявил Проскурин Interfax-Russia.ru. – Совершенно непонятно, почему по одному и тому же факту суд оценивает мои нравственные страдания в 50 тысяч рублей, а страдания остальных истцов – в 10 тысяч рублей".
Впрочем, и "Скай Экспресс" недоволен решением областного суда. Компания намерена опротестовать его в Верховном суде России.
Обозреватель Александр Сидоров