Точка зрения 18 декабря 2009 г. 16:59

По закону мести?

Interfax-Russia.ru – Новые факты, озвученные следствием, заставляют по-новому взглянуть на взрыв возле поста ДПС в Назрани.

17 декабря в Ингушетии можно по праву назвать кровавым. Примерно около часа дня в Назрани у стационарного поста дорожно-патрульной службы "Волга-16" на так называемом Экажеевском круге черная "Лада Приора" врезалась в колонну военнослужащих и взорвалась. В результате мощного взрыва (по предварительным данным, он составляет 45 кг в тротиловом эквиваленте) машину разнесло в клочья, ее обломки обнаружили в радиусе нескольких десятков метров от эпицентра. Серьезно пострадали также находившиеся недалеко магазины и припаркованные автомобили.

Но самое главное, конечно, люди. Ранения разной степени тяжести получили 18 человек. По данным пресс-службы Следственного управления СКП РФ по Ингушетии, среди раненных восемь бойцов военной части 3718 внутренних войск МВД России, трое сотрудников отдела внутренних дел и семь мирных граждан, которые находились в тот момент у перехода, в том числе один несовершеннолетний. Взрывное устройство было начинено металлическими поражающими элементами. В республиканскую больницу доставлено несколько человек с осколочными ранениями и травмами.

Основных версий случившегося две. Так, по одной из них преступник воспользовался плановыми мероприятиями МВД. В тот день на Экажевском перекрестке федеральной автомагистрали "Кавказ" проходил рейд по проверке автомобилей с тонированными стеклами. По существующему ГОСТу от 23 декабря 1988 года, тонирование лобового стекла не может превышать более 25%, а тонирование передних боковых стекол – не более 30%.

Однако наивным было бы считать, что теракт был проявлением протеста возмущенного автомобилиста. Конечно, он был направлен именно против силовиков.

Согласно второй версии, которую озвучил прокурор Ингушетии Юрий Турыгин, террорист-смертник, находившийся в автомобиле "Лада Приора", судя по всему, заранее знал маршрут колонны внутренних войск и предварительно хорошо обдумал и подготовил преступление.

"В тот момент в районе поста ДПС проходила военная колонна. Была дана команда всем транспортным средствам остановиться, чтобы пропустить колонну, и в этот момент, когда автомашины остановились, на высокой скорости выехала "Приора" с чеченскими номерами, и прогремел взрыв", - сообщил Турыгин.

По информации следователей, взорванная машина в октябре была угнана в Московской области. Предположительно ее номер был - К 738 ОК, 95-й регион (с 2000-го года – Чеченская Республика).

По факту взрыва возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 105 (покушение на убийство), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов) и ст. 222 (незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ) УК РФ.

18 декабря экспертиза идентифицировала личность предполагаемого смертника. Им оказался 23-летний Батыр Джаниев.

Следствие тут же объявило его родственником одного из главарей ингушского бандподполья, прошедшего обучение в лагерях Хаттаба.

"Установлено, что Батыр Джаниев, 1986 года рождения, приходившийся братом второй жены убитого в Нальчике оппозиционера Макшарипа Аушева, являлся родственником уничтоженного 14 сентября минувшего года одного из главарей ингушского бандподполья Магомеда Добриева, 1964 года рождения, по кличке Баракат. Последний в 90-х годах прошел обучение в лагерях Хаттаба и считался одним из ближайших приспешников Шамиля Басаева", - сообщил прокурор Ингушетии Юрий Турыгин.

Добриев координировал деятельность бандгрупп на территории республики, участвовал в нападении на объекты МВД Ингушетии в июне 2004 года. Его уничтожили в селении Верхние Ачалуки 14 сентября 2008 года.

Прокурор в пользу этой версии выдвинул более реальные доказательства.

"Согласно имеющимся данным, со стороны Джаниева, приведшего в действие взрывное устройство в автомобиле "Приора" на посту ДПС в минувший четверг, это была кровная месть за то, что случилось с его родственниками в минувшую среду", - сказал Турыгин.

А вот это предположение может быть верным. Стоит только вспомнить, что за преступление было совершено за день до взрыва у назранского ДПС.

Накануне в той же Назрани взлетел на воздух автомобиль ВАЗ-21099, в салоне которого находились родственники ингушского правозащитника Макшарипа Аушева, в том числе его беременная вдова Фатима Джаниева. Ее брат, 24-летний Муслим Джаниев, управлявший "девяткой", погиб. В больнице скончалась также их мать - 51-летняя Лейла Джаниева. Сама 27-летняя Фатима Джаниева и второй ее брат, 23-летний Амирхан, были госпитализированы.

Напомним, что самого Макшарипа Аушева убили 25 октября: машину, в которой ехал он и его двоюродная сестра Танзила Дзейтова, обстреляли в Чегемском районе Кабардино-Балкарии из автомата Калашникова. Главная свидетельница убийства Танзила Дзейтова от полученных ранений скончалась в больнице 6 декабря.

Расследование убийства правозащитника находится под личным контролем генпрокурора РФ Юрия Чайки. Макшарип Аушев был соратником бывшего главного редактора сайта Ингушетия.org Магомеда Евлоева, убитого 31 августа 2008 года, и долгое время противостоял прежнему руководству Ингушетии. Однако с приходом к власти Юнус-бека Евкурова Макшарип Аушев заявил о прекращении оппозиционной деятельности. Он объяснил это тем, что добивался смены власти в республике и теперь может спокойно заняться строительным бизнесом. Между тем Аушев не отошел от политики: стал членом экспертного совета аппарата уполномоченного по правам человека в России, постоянно встречался с президентом Евкуровым, обсуждал острые проблемы республики, высказывал свои предложения. Авторитет его неуклонно рос.

7 сентября, новый сайт ингушской оппозиции ingushetiyaru.org опубликовал статью Макшарипа Аушева, в которой правозащитник сообщал, что президент поддержал предложенный ему план оппозиции и заверил: в течение двух месяцев этот план будет исполнен.

Аушев также поддержал местные выборы 11 октября этого года. "Мое отношение к прошедшим выборам более чем положительное, - сказал он в интервью сетевому порталу Ингушетия.org. - Прошедшие выборы впервые за последние годы продемонстрировали реальную заинтересованность населения выбрать достойных депутатов и более чем хороший показатель явки на избирательные участки… Я считаю, что прошедшие выборы должны стать началом возрождения традиций нашего народа, когда населенным пунктом правили выборные органы".

"Выборы продемонстрировали, что люди в этих республиках хотят участвовать в создании органов муниципальной власти, и теперь система местного самоуправления будет работать во всей стране", - подчеркнул правозащитник. Он также похвалил и президента Евкурова, который за несколько дней до этого отправил в отставку свой кабинет.

Сам президент Евкуров был потрясен убийством Аушева. Многие аналитики прямо связывают расправу над правозащитником с теми силами, которым не нужна стабилизация в Ингушетии. Так, член правления общества "Мемориал" Александр Черкасов заявил, что убийство Макшарипа Аушева "выгодно тем, кто хочет дискредитировать новые власти в Ингушетии. И, в частности, президента этой республики – Юнус-бека Евкурова. Ведь именно он, после президента Зязикова, наладил с гражданским населением хороший контакт. Люди сотрудничают с действующей властью. И, видимо, это не всем нравится".

Убийство правозащитника тут же стало козырем в не очень чистой игре. Оппозиционные Евкурову круги, в частности, открытый нынешний противник власти Магомед Хазбиев обрушились с обвинениями и на ингушское руководство. Однако в тот раз столь провокационные заявления не нашли особой поддержки. И вот новое знаковое покушение, теперь уже на семью Аушева, которая, по сути дела, не представляла никакого интереса с политической точки зрения.

Спрашивается: зачем? Напрашивается достаточно очевидное предположение: противники нынешнего ингушского президента решили отыграть "карту Аушева" до конца. Это просто бросается в глаза. Кому-то очень необходимо доказать, что нынешнее руководство страстно желает уничтожить оппозицию физически, с корнем. В связи с убийством самого Макшарипа возникало много вопросов. Ведь он же напротив отошел от оппозиции и пошел на сближение с президентом – зачем же такого человека убивать? Теперь же у врагов Евкурова новый "козырь".

Магомед Хазбиев, ныне находящийся за границей, мгновенно обвинил в покушении на жену Аушева силовиков. Он сообщил, что незадолго до взрыва машину, в которой ехала жена Аушева, останавливали представители спецслужб – люди в касках и масках. Всех пассажиров отвели подальше, а машину чуть ли не вывернули наизнанку. Автомобиль обыскивали в течение десяти минут, а потом Джаниевым разрешили следовать дальше. Едва те отъехали на небольшое расстояние, раздался взрыв.

Однако оппозиционный сайт Ингушетия.Org, описывая подробности трагедии, нарисовал совершенно иную картину. Автомобиль ВАЗ-21099 двигался по улице Муталиева в Назрани в сторону "Центра-Камаз", и водитель, увидев мобильный пост сотрудников милиции, развернул автомобиль в обратную сторону. Милиционеры после предупредительных выстрелов в воздух стали стрелять по колесам. А затем автомобиль взорвался.

Как сообщили в МВД Ингушетии, милиционеры открыли огонь, чтобы остановить машину, после чего, по данным МВД, в салоне автомобиля произошел взрыв неустановленного устройства.

По мнению прокурора Ингушетии, "скорее всего, перевозили взрывное устройство, которое сработало в салоне". Следствие предполагает, что бомба находилась под водительским сиденьем и была приведена в действие дистанционно. Турыгин также особо подчеркнул, что жена Аушева доводилась родственницей смертнику Батыру Джаниеву, который подорвал себя в четверг у поста ДПС, и боевику Магомеду Добриеву, ранее уничтоженному силовиками.

Между тем в тот же день в Назрани произошло еще одно кровавое ЧП: вечером в Гамурзиевском муниципальном округе у здания городской больницы неизвестные расстреляли автомашину с сотрудниками УФСБ по Ингушетии.

"Примерно в 15:45 на улице Зязикова неизвестные лица расстреляли легковую автомашину, в которой находились сотрудники УФСБ. В результате обстрела один из них умер на месте, двое были доставлены в больницу, где от полученных ранений второй сотрудник УФСБ также скончался", - сообщила Interfax-Russia.ru официальный представитель СКП РФ по Ингушетии Светлана Горбакова. Преступники скрылись на автомашине "Лада Приора".

Так что же творится в республике? Многие спрашивают: почему же с приходом нового президента Ингушетии, сменившего на посту не справившегося с ситуацией Зязикова, обстановка еще более обострилась и дошла фактически до точки кипения? "Ответ напрашивается сам собой. Евкуров начал борьбу против коррупции, за оздоровление обстановки в Ингушетии, против клановых связей, религиозного экстремизма, национал-сепаратизма. Это обязательно должно было привести к жесткому противодействию со стороны всех этих сил. А привело даже к жестокому", - пояснил Interfax-Russia.ru военный аналитик Владимир Кобякин.

По его мнению, в республике также искусственно нагнетается атмосфера ненависти населения к правоохранительным органам, создается "образ врага" в виде человека в погонах. Этому, впрочем, могут сознательно способствовать определенные силы в среде самих правоохранителей – прежде всего наверху. Достаточно вспомнить упоминавшийся покойным Макшарипом Аушевым план реформ в республике, обсуждавшийся в сентябре. Там прямо названы те силы, против которых он был направлен. План планировалось реализовать в течение двух месяцев. Видимо, те, кому он угрожал, решили поторопиться…

"Но дело не только в конкретных недоброжелателях нынешней власти, - подчеркнул собеседник Interfax-Russia.ru. - Согласитесь, вряд ли кто-то, скажем, в центральной России, даже доведенный до отчаяния, бросится взрывать десятки стражей правопорядка, при этом жертвуя своей жизнью. Да, кавказский менталитет, да, пережитки родоплеменных отношений. Но не только. Прежде всего люди, и особенно молодежь, доведены до отчаяния социально-экономической обстановкой в республике. А она, прямо скажем, близка к определению "чудовищная". И пока здесь ничего не изменится, бесполезны любые силовые акты против боевиков. Люди будут искать врага, взрывать себя, расстреливать других… Нищета и безнадежность способны привести и к более страшным вещам".

Президент Ингушетии Юнус-бек Евкуров смелый, честный, открытый человек, патриот своей родины, но он не может обойтись без реальной – и мощной! – поддержки центральной власти.

Иначе Ингушетию ожидает неотвратимая катастрофа, которая больно ударит по всей России. Республика находится на пороге такой катастрофы.

Как сообщили во вторник в управлении СКП РФ по Ингушетии, в республике с начала 2009 года при исполнении служебных обязанностей погибли 79 сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, 256 человек были ранены. В производстве ведомства находятся 263 уголовных дела, возбужденных по фактам посягательств на сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. На долю действий участников НВФ приходится большая часть убийств и других тяжких и особо тяжких преступлений.

Похоже, тяжесть ситуации прекрасно понимают и на федеральном уровне. Об этом, в частности, состоялся разговор между президентом РФ Дмитрием Медведевым и главой Минэкономразвития Эльвирой Набиуллиной 14 декабря в подмосковных Горках. Набиуллина доложила главе страны, что по размеру валового регионального продукта на душу населения Ингушетия занимает в РФ последнее место. В республике этот показатель - около 33 тысяч рублей, в среднем по России - 221 тысяча рублей.

Президент России ужаснулся такой семикратной разнице. Он заметил, что, если все это помножить на процент безработицы в республике, особенно среди молодежи, складывается драматическая ситуация.

Глава Минэкономразвития сообщила, что официально уровень безработицы в Ингушетии составляет 25%, а в среднем по России - 2,7%. Однако президент поправил министра: что, по его данным, безработица в Ингушетии доходит до 50%. Это фактически в 20 раз больше, чем по стране!

В таких условиях то, что творится сейчас в Ингушетии, можно даже назвать "оптимистическим развитием ситуации". Если не принять действенных мер, страшно даже представить грядущие последствия.

И, судя по всему, такие меры будут приняты. Правительство РФ разработало программу социально-экономического развития Ингушетии на 2010-2016 года с объемом финансирования 29 млрд рублей. Деньги выделяются из федерального бюджета. В следующем году на реализацию программы будет направлен первый транш - 1,5 млрд рублей. Эти средства пойдут на создание социальной инфраструктуры, модернизацию производства и создание новых предприятий. В результате реализации программы в Ингушетии к 2016 году на 18 тысяч будет увеличено число рабочих мест, а темпы роста в промышленности и сельском хозяйстве вырастут до 20%.

Набиуллина отметила, что в связи с кризисом подобных региональных программ в России – единицы, но Ингушетия – особая ситуация.

Остается надеяться, что эту ситуации все-таки удастся вовремя оздоровить.

Обозреватель Александр Сидоров

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще