Под прицелом – не только ислам

Interfax-Russia.ru - В Махачкале убит заместитель муфтия Дагестана Ахмед-Хаджи Тагаев.

Опять Кавказ, опять убийство… Так уж случилось, что вторая половина мая превратилась в сплошную криминальную хронику: массовое побоище в Каякентском районе Дагестана после соревнований по вольной борьбе привело к гибели человека; взрыв в Грозном рядом с МВД, погибли четверо сотрудников милиции; в Нальчике застрелен замначальника следственного изолятора; в Кисловодске - покушение на и.о. мэра города (к счастью, без смертельного исхода); убит заместитель начальника следственного управления СКП по Дагестану.

И вот снова - трагическая весть с Кавказа: в махачкалинском микрорайоне "Учхоз" поздно вечером 25 мая неизвестный преступник в упор расстрелял заместителя муфтия Дагестана Ахмеда Тагаева. Злоумышленники поджидали муфтия недалеко от его дома в серебристом автомобиле ВАЗ-21099. Ахмед-хаджи возвращался после службы пешком, когда к нему подскочил вооруженный пистолетом мужчина. Он выстрелил в священнослужителя несколько раз, причем для верности последний, контрольный выстрел произвел в голову. Затем сел в ожидавшую его машину и быстро скрылся с места преступления.

Как сообщил пресс-секретарь Духовного управления мусульман (ДУМ) Дагестана Магомедрасул Омаров, убийство произошло на глазах свидетелей – соседей Тагаева по дому. Однако все случилось настолько быстро, что никто из них не успел среагировать. Ничего не дал и объявленный план "Перехват". Возбуждено уголовное дело, создана следственно-оперативная группа, устанавливаются очевидцы преступления.

"Следственным отделом по Кировскому району города Махачкалы следственного управления СКП РФ по Дагестану возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 и ч. 2 ст. 222 УК РФ (убийство и незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств)", - говорится в сообщении СКП РФ.

Источник Interfax-Russia.ru в правоохранительных органах республики сообщил, что в качестве причины убийства Тагаева рассматривается его профессиональная деятельность: с 90-х годов прошлого века религиозный лидер не просто занимался общественной деятельностью и возглавлял движение "За нравственность", но и отличался резкими выступлениями против террористов и националистов, прикрывающих свои преступления зеленым знаменем ислама. Ахмед Тагаев отвечал в ДУМ Дагестана за связи с общественностью и СМИ. Он считался одним из главных идеологов противостояния религиозному экстремизму в исламской среде. Руководитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев прямо заявил, что расправа над муфтием связана с его проповеднической деятельностью, направленной на укрепление российского общества.

То же самое подтвердил и Северокавказский муфтият. Зампред Координационного центра мусульман Северного Кавказа Анас Пшихачев связывает убийство Тагаева с его профессиональной деятельностью, "так как он жестко противостоял ваххабизму".

Именно Ахмед-хаджи Тагаев еще в 2005 году на "круглом столе" в министерстве внутренних дел Дагестана, посвященном проблемам борьбы с международным терроризмом, попросил журналистов не употреблять словосочетание "исламский экстремизм", поскольку традиционный ислам не оправдывает ни экстремизма, ни терроризма. Тогда же он выступил с предложением преподавать в общеобразовательных школах на уроках религиоведения аяты ислама, чтобы юноши и девушки могли понять: правоверный мусульманин не может быть террористом. Муфтий также убеждал общественность в том, что основой человеческой терпимости должна обязательно быть религия. "Толерантность должна иметь основу, и кроме веры ничего не может стать такой основой. Пророку в свое время пришлось бежать из Мекки в Медину. И когда он вернулся в Мекку, где были его личные враги, он повелел им возвращаться к их религии и их делам, никого не преследуя. Это пример самой высокой толерантности", - проповедовал муфтий.

Вместе с тем заместитель муфтия Дагестана выступал за равноправие для всех традиционных конфессий, утверждал, что российская идеология не должна базироваться на одной религии. Человек должен быть тверд в той вере, с которой он себя идентифицирует, говорил Ахмед-хаджи. В то же время он призывал не забывать о необходимости контроля над потенциально опасными направлениями традиционных религий, формирование которых может угрожать смутой. Именно так, по его мнению, возник ваххабизм в том понимании, которое ему придают нынешние экстремисты.

В апреле 2007 года Тагаев на заседании антитеррористической комиссии Дагестана выразил мнение, что дагестанское телевидение и местные СМИ уделяют мало внимания пропаганде традиционного ислама. В качестве примера он привел снятый при поддержке Духовного управления мусульман фильме "Обыкновенный ваххабизм", который был показан по одному из кабельных дагестанских телеканалов, но так и не появился на государственных.

В феврале 2009 года Тагаев поддержал предложение главы МЧС России Сергея Шойгу ввести уголовную ответственность за отрицание победы Советский Союза в Великой Отечественной войне: "Если мы каждому будем дозволять копаться в истории и переписывать ее так, как он хочет, от истории ничего не останется. Сами немцы признают победу, и альтернативное соображение в таком свете выглядит глупо". Он напомнил о том, что во многих странах существует уголовная ответственность за отрицание Холокоста – почему же в России не ввести такую же ответственность за отрицание победы СССР? При этом заместитель муфтия жестко раскритиковал страны Балтии, где награждают орденами фашистов и открыто их возвеличивают.

Ахмед-хаджи активно выступал за пресечение разгула безнравственности в российском обществе. В марте этого года он призвал к всенародной борьбе против "идеологии разврата", предложив начать с запрета ряда известных телепрограмм, прежде всего – реалити-шоу "Дом-2": "Программы типа "Дома-2", по сути, пропагандируют проституцию. Полная воля - нынче с одним, завтра с другим, послезавтра с третьим - и это вводится в норму. Молодежи вбивается в голову, что это и есть настоящая свобода, настоящая демократия, что это хорошо. Результаты такого воспитания мы будем пожинать еще долго", - заявил заместитель муфтия.

Он обвинил такого рода передачи в растлении молодежи. В мае Тагаев призвал власти Дагестана законодательно ограничить свободную продажу алкоголя в республике, как это сделано в соседней Чечне, и выступил за монополизацию алкогольной отрасли.

Впрочем, заместитель муфтия Дагестана отличали и достаточно неоднозначные высказывания. Так, в 2007 году имамы Махачкалы обнародовали список артистов, которые, с их точки зрения, являются "невъездными", персонами нон грата в республике по причине их низкой нравственности. Среди 21 нежелательного гостя - Филипп Киркоров, Шнур, "Агата Кристи", "ТаТу", "Ночные снайперы" и другие. Особо был выделен Борис Моисеев. Тагаев лично озвучил свое отношение к возможным гастролям Моисеева: "Мы не хотим, чтобы в Дагестан приезжал этот, извините за выражение, голубой". И действительно, в Махачкале не состоялось выступление участников "Дома-2", был сорван концерт группы "Рефлекс", министерство культуры Дагестана отказало организаторам махачкалинских гастролей Моисеева.

Однако расправа над известным религиозным деятелем инициирована, разумеется, не этими запрещенными в республике представителями эстрады. Тагаев встал на пути куда более страшных противников. Поддержка действующей российской власти со стороны Ахмед-хаджи проявлялась в столь резкой и категоричной форме, что вызывала буквально бешенство у его врагов. Так, в октябре 2008 года муфтий поддержал переименование проспекта Победы в Грозном в честь Владимира Путина. "Всем известно, что основную роль в прекращении войны на Кавказе и в строительстве сегодняшней жизни сыграл Владимир Путин. Поэтому население республики и приняло решение увековечить его память таким образом. Это - желание народа, который посчитал нужным почтить память, которая будет в веках о человеке, сделавшего этим людям добро", - заявил Тагаев. Он объяснил, что не видит ничего дурного в том, чтобы имена выдающихся людей увековечивали при их жизни. В Дагестане священнослужителей убивают и за меньшее…

Стоит таке сказать, что в многонациональном Дагестане, в отличие от мононациональной Чечни, процесс исламизации идет по-разному. Он наиболее интенсивен в северно-западных районах, особенно среди аварцев, даргинцев (исключая кайтагов), кумыков, гораздо слабее среди лезгин, лакцев, табасаранцев, даргинцев-кайтагов. Но все же можно сказать, что долгое время религиозного противостояния и распрей здесь удавалось избегать. Так, после громкого убийства 21 августа 1998 года муфтия Духовного управления мусульман Дагестана Мухаммадсаида-хаджи Абубакарова, резко осудившего попытку антиконституционного переворота в республике и разгул преступности, долгое время покушений на религиозных лидеров Дагестан не знал. Фактически они возобновились в конце 2006 года и, по сути дела, носят не столько религиозный, сколько политический характер, густо перемешанный с откровенной уголовщиной и подпитываемый серьезными социальными проблемами, существующими в республике. Именно с 2006 года тянется непрерывная цепь физического устранения лидеров мусульманского духовенства, выступающих против экстремизма.

В июле 2006 года в Махачкале неизвестные расстреляли из автоматического оружия имама мечети поселка Шамхал и ведущего телепередач на религиозную тему Магди-хаджи Абидова. Позднее убийца имама был уничтожен в ходе спецоперации.

Ровно через год в столице республики на улице Мурсалова при взрыве автомобиля Toyota погибли заместитель муфтия Духовного управления мусульман Дагестана Курамагомед Рамазанов и его брат. В конце сентября ранним утром в селении Губден Карабудахкентского района был убит служитель местной мечети 59-летний Нурмагомед Гаджимагомедов. Покойный был известен как активный противник ваххабитов. В качестве одной из основных выдвигалась версия, что убийство могло быть ответом на посещение села министром МВД Адильгереем Магомедтагировым и его резкие высказывания в адрес местных экстремистов.

Март 2008 года: в Хасавюрте обстрелян служитель одной из городских мечетей Мухаммед Гебеков. Пострадавший в тяжелом состоянии был доставлен в больницу. Ноябрь того же года: на пути следования служебного автомобиля "ВАЗ-2110", в котором находился заместитель муфтия духовного управления мусульман Дагестана Султанвакиль Султанмагомедов, сработало взрывное устройство. Муфтий, его водитель и охранник получили осколочные ранения. Султанмагомедов известен в республике, как один из самых непримиримых оппонентов религиозного радикализма ваххабистского толка.

И вот теперь – новое громкое убийство мусульманского духовного лидера…

Обозреватель Александр Сидоров