Поделитесь Оклахомой

Interfax-Russia.ru – Украинские и российские пограничники обнаружили нефтепровод, нелегально проложенный между Луганской и Ростовской областями.

Конечно, "нефтепровод" - это звучит гордо. Услышав это слово, наши граждане тут же представляют какой-нибудь нефтепроводище "Дружба" или Уренгой - Помары – Ужгород с трубами в два обхвата, тянущийся на сотни километров. Однако отдельно взятая пластиковая труба, протянутая по дну речки Большая Каменка, отделяющей Ростовскую область России от Луганской области Украины, в диаметре составляет всего 9 сантиметров, а длина ее – примерно 80 метров. Для сравнения: при транспортировке российской нефти используются магистральные трубопроводы диаметром от 420 до 1220 мм. По обоим берегам речки (притока Северского Донца) неизвестные нефтяники прикопали нефтеносную трубку, скорее смахивающую на шланг, на глубине примерно полметра.

Однако это лишь кажется, что речь идет о мелочи. По мнению специалистов, теоретический объем прокачки нефти через такой "шланг" мог составить около 150 тысяч тонн в год. Учитывая цену на рынке (тонна нефти Brent стоит 610 долларов), неплохой стабильный доход.

Впрочем, сами пограничники считают, что через подпольную трубу с помощью уже не раз опробованного механизма с подключением небольшого мотора злоумышленники собирались качать ГСМ – солярку и бензин. За ночь преступники могли бы перекачивать до 30 тонн сырья и окупили бы затраты на строительство всего за месяц.

Трубопровод был оперативно уничтожен: 35 метров забрали себе пограничники Луганского отряда, 45 метров — россияне. Следов топлива внутри обнаружено не было, то есть воспользоваться плодами рук своих нарушители не успели.

Ряд экспертов рассуждает о том, какую маржу могли бы получать преступники, перепродавая более дешевые российские ГСМ (или нефть) на Украину. По предварительным прикидкам, на такой незаконной перегонке можно заработать от 30 до 35%.

Однако на самом деле смешно предполагать, что трубопровод строился для того, чтобы "играть" на ценах. В Ростовской области давно уже существует стабильный бизнес на краже, переработке и продаже нефти. Схема как раз и состоит из трех частей.

Первая часть – незаконная врезка в магистральный трубопровод. Сейчас эта проблемы может уже считаться государственной. По официальным данным, только на Юге России количество выявленных "подключений" доходит до 500-600 в год, убытки – до 1,5 млрд долларов. Особенно масштабно проблема стоит на Северном Кавказе. Но и Ростовская область – не исключение. Главное – не жадничать. Чем меньше диаметр подключаемой трубы, тем сложнее ее обнаружить: давление на отрезке магистрального нефтепровода практически не меняется.

Незаконные врезки наносят вред не только нефтяным компаниям. Хуже, что народные умельцы "присасываются" к большой трубе как умеют. А умеют, разумеется, плохо. Нефть вытекает в почву, наносит вред экологии. Например, 26 марта 2008 года в Мясниковском районе Ростовской области на 233 километре нефтепровода Лисичанск - Тихорецк в результате несанкционированной врезки разлилось около 4 кубометров нефти. Утечка нефти произошла в районе села Большие Салы. Площадь загрязнения почвы нефтепродуктами составила 1,5 тыс. кв.м. И подобных случаев немало. Кроме того, постоянно существует опасность возгорания трубопровода в таких местах от случайной вспышки или даже искры.

Вторая ступень – это самодеятельная переработка "высосанной" нефти. Она осуществляется на разных уровнях. На Кавказе популярен так называемый "самоварный" бизнес, то есть производство кустарного бензина и его сбыт под видом качественного. Руководитель ЮМТУ Ростехрегулирования Анатолий Ермаков сообщил Interfax-Russia.ru, что такой "самоварный бизнес" хорошо развит в Чечне и Ингушетии. В некоторых чеченских дворах достаточно копнуть лопатой, чтобы наткнуться на небольшую скважину, из которой качается сырая нефть, по трубкам попадающая в ржавый бачок-"самовар", где и производится кустарный бензин. Затем бензин скупают оптовики, смешивают с небольшим процентом качественного топлива и продают, в том числе через заправочные станции. По количеству вредных примесей такой продукт превышает все нормы. Известный персонаж "Джентльменов удачи" Василий Алибабаевич приносил куда меньше вреда, добавляя в бензин экзотические примеси.

Правда, в последнее время органы внутренних дел достигли больших успехов в борьбе с этим явлением. Так, если в 2002-2003 годах речь шла более чем о 3 тысячах подпольных бензиновых производств, то сейчас их количество снизилось в несколько раз.

В Ростовской области подпольные нефтеперерабатывающие предприятия более основательны. Так, еще в 2003 году в районном центре Пролетарске обнаруженная правоохранителями кустарная установка по мощности и качеству производимой продукции легко могла соперничать с промышленной. В сутки на нелегальном заводе производилось 30-40 тонн нефтепродуктов, для хранения которых использовались 5 резервуаров по 70 тонн каждый. На подпольном нефтезаводе работали 15 человек, было задействовано 3 бензовоза. Сырье для своего бизнеса преступники воровали из нефтепровода Самара-Новороссийск, проходящего по Ростовской области. Самопальный бензин сдавали на небольшие АЗС, расположенные вдали от оживленных трасс.

В марте 2009 года аналогичное предприятие выявили сотрудники Ростовского областного управления ФСБ. Оно находилось в городе Сальске. Нефть здесь воровали цистернами. Ущерб государству составил более 3 млн рублей. Качали сырье путем незаконного вреза в нефтепровод "Куйбышевск-Тихорецк", который находится в километре от завода. Предприимчивые предприниматели протянули почти километровый отвод под землей, и фонтан забил прямо на территории частного предприятия.

Наконец, третий этап – подпольные трубопроводы. Они существуют там, где могут приносить прибыль – то есть на границах с сопредельными государствами. Эта проблема характерна как раз для Ростовской области, которая примыкает к Украине. А донские жители и сопредельные украинцы связаны зачастую не только дружественными, но и родственными узами.

Как мы заметили, в других регионах "подпольным нефтяникам" приходится сбывать свой товар на маленькие автозаправки, что делает бизнес довольно нервным и менее прибыльным. На Дону – дело другое! Здесь существует два вида контрабанды. Один – донельзя примитивный. Население приграничных городков и станиц имеет щедрый источник доходов - контрабанда угля, бензина и так далее. Каждую ночь по полям в сторону Украины и обратно носятся грузовики и "фуры". "Поднимают" хорошие деньги. Перекрыть всю границу тяжело: степи слишком бескрайние…

Однако грузовик – и накладно, и рискованно, и размах не тот. Поэтому с недавних пор смекалистый народ стал переходить на самопальные трубопроводы. Причем что характерно: в основном примерно в одном и том же районе. Так, в июне 2006 года сотрудники Луганского отряда Государственной пограничной службы Украины - наряд заставы "Северо-Гундоровский" - обнаружили нелегальный трубопровод возле населенного пункта Пархоменко на территории недействующего бывшего пионерского лагеря. Труба диаметром 7 сантиметров тянулась в Северский Донец, по которому проходит граница, а дальше - по дну реки на территорию соседней России. Причем, как подчеркнула пресс-служба украинских пограничников, это был уже четвертый обнаруженный подпольный трубопровод через границу.

А в мае 2009 года "черные нефтяники" собирались пустить трубопровод под дном пограничной речки Малая Каменка, протекающей рядом с одноименным хутором в Каменском районе Ростовской области. Малая Каменка, как и Большая Каменка (где подводная труба обнаружена нынче) – притоки Северского Донца и находятся поблизости одна от другой. В прошлом году контрабандистов тоже схватили за руку украинские стражи границы. При строительстве злоумышленники использовали самое современное оборудование, в том числе военное. Пограничники вышли на трубопрокладчиков, заинтересовавшись скоплением тяжелой строительной техники в приграничной полосе. В частности, задержали водителей самосвалов КАМаЗ и "Урал".

Повторяем: примеров подобного "черного бизнеса" в Ростовской области можно приводить множество. Но пугает то, что фактически при таких темпах развития он скоро вполне сможет соперничать с бизнесом легальным. Более того, в правоохранительных органах высказывают мнение, что "левые" нефтезаводы, поставляющие продукцию для последующей перекачки на Украину, а также для нелегальной продажи через российские АЗС, скорее всего, "крышуются" высокопоставленными чиновниками высокого уровня.

После того, как был весной 2009 года раскрыт подпольный нефтеперерабатывающий завод в Сальске, об этом прямо заявил начальник отдела УФСБ РФ по Ростовской области Сергей Булгаков: "Учитывая объемы похищенного углеводородного сырья, можно предполагать, что данная противоправная деятельность осуществлялась при покровительстве коррумпированных лиц".

Можно сказать, Ростовская область превращается в гигантскую донскую Оклахому.

Но вот радости и гордости от этого жители Дона почему-то не испытывают. Разве что отдельно взятые карликовые "нефтяные олигархи". Впрочем, и их радость, хочется надеяться, продлится недолго.

Обозреватель Александр Сидоров