Interfax-Russia.ru – Глава СКП РФ Александр Бастрыкин предложил провести дактилоскопию всех жителей Северного Кавказа, беженцев и вынужденных переселенцев, а также получить от них образцы ДНК. Это вызвало протест правозащитников, юристов и чиновников.
Нельзя объявлять все население Северного Кавказа преступниками
Со своей инициативой Александр Бастрыкин выступил 4 марта на заседании итоговой коллегии Генеральной прокуратуры РФ. Вообще-то в перечне мер по повышению эффективности противодействия преступности в Северо-Кавказском регионе дактилоскопия и получение образцов ДНК стояли на последнем месте. Перед ними предлагалось создать комендатуры с круглосуточным патрулированием и видеонаблюдением, включив в их состав радиофицированные мобильные бронированные группы; перерегистрировать все транспортные средства с введением новых номерных знаков; обеспечить следственно-оперативные группы высокопроходимой бронетехникой, новейшими средствами связи и индивидуальной защиты; вооружить Следственный комитет боевым ручным стрелковым автоматическим оружием, спецсредствами и т.д. Получение образцов отпечатков пальцев и дезоксирибонуклеиновой кислоты всех жителей Северного Кавказа, а также беженцев и вынужденных переселенцев предполагалось для формирования централизованных учетов и раскрытия преступлений.
Но именно перспектива геномной и дактилоскопической регистрации кавказских старожилов и переселенцев вызвала недовольство многих.
Критики инициативы Бастрыкина посчитали, что подобное предложение оскорбляет и унижает кавказские народы.
Так, глава Московской хельсинкской группы Людмила Алексеева прямо заявила, что речь идет о дискриминации. Она выразила свое удивление: почему выделяют конкретный регион, жителей которого подозревают всех поголовно? Почему дактилоскопия на Северном Кавказе, а не на Чукотке? Алексеева предложила пройти дактилоскопию всем чиновникам, которые, по ее словам, становятся подозреваемыми по уголовным делам чаще, чем жители кавказских республик.
В свою очередь руководитель правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов также уверен, что вводить дактилоскопическую регистрацию для определенного региона в цивилизованном государстве недопустимо.
К ним присоединился и уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае Александр Селюков. Он предостерег, что дактилоскопическая и геномная регистрация может вызвать пока еще не заметные негативные последствия, которые трудно даже предугадать.
Правозащитников в данном случае поддержали и некоторые коммунисты. Например, руководитель фракции КПРФ в Госдуме Ставропольского края Виктор Гончаров заявил: бороться надо не со следствиями, а с причинами. Причина же нестабильности Кавказа кроется, по его мнению, в экономических проблемах. Гончаров уверен, что жителям Северного Кавказа необходимо создать условия для нормального труда и снятия социальной напряженности.
Свое неприятие предложения СКП высказали и священнослужители.
"Получается, что мы становимся в какой-то степени потенциально подозреваемыми только потому, что живем в этой части страны", - выразил свое недовольство епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан.
"Отделять Северный Кавказ от России не нужно. Мы себя считаем россиянами… На доверии к кавказцам можно решить очень многое", - сказал в свою очередь председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил-хаджи Бердиев.
Выступили против дактилоскопии и геномной регистрации в СКФО также и многие руководящие чиновники Северокавказских республик. Например, представитель Чечни в Совете Федерации России Зияд Сабсаби убежден, что подобные процедуры нарушают права человека и делают жителей Северного Кавказа априори виновными.
В свою очередь сенатор от Кабардино-Балкарии Альберт Кажаров назвал предложение Бастрыкина "выходящим за рамки здравого смысла".
А вот сенатор от Северной Осетии Александр Дзасохов подчеркнул, что в российском государстве недопустимо делить граждан на людей первого и второго сорта.
Чеченский омбулдсмен Нурди Нухажиев вообще считает, что снятие отпечатков пальцев на Северном Кавказе на руку недругам России и опасно для федеративного государства, поскольку дает повод врагам России лишний повод поиграть на теме разделения на своих и чужих.
Честный человек не может быть оскорблен дактилоскопией
5 марта представитель Следственного комитета Владимир Маркин пояснил "Интерфаксу", что руководитель СКП РФ предлагал ввести геномную регистрацию и дактилоскопию не только для Северного Кавказа, но для всего населения России в целом. Бастрыкин выступил на коллегии Генпрокуратуры 4 марта с кратким докладом, а его полный текст опубликован на сайте СКП 5 марта.
В полном тексте доклада о создании баз учета отпечатков пальцев и образцов дезоксирибонуклеиновой кислоты сказано: "Необходимость формирования таких учетов очевидна. Мы и ранее говорили об этом в отношении мигрантов, прибывающих на территорию России".
И далее следует: "А в целом было бы полезным ввести дактилоскопическую и геномную регистрацию для всего населения РФ. И связано это не только с борьбой с преступностью, и речь здесь не идет о тотальном подозрении всех граждан в совершении преступлений, а нужно это, в первую очередь, для обеспечения безопасности самих граждан. Кроме того, всем известны трагические случаи авиакатастроф, крушения поездов, техногенных аварий, в результате которых, к сожалению, погибают люди, и при отсутствии указанных данных осуществить идентификацию трупов затруднительно".
Бастрыкина поддержал и президент Чечни Рамзан Кадыров. Кадыров заявил журналистам: "Я считаю, что нет ничего плохого, если даже ввести подобную практику для всех граждан. Законопослушный человек не должен опасаться наличия его дактилоскопических и иных данных в картотеке".
"Дактилоскопии должны бояться только те, кому есть, что скрывать от правоохранительных органов. Законопослушным гражданам нет абсолютно никаких причин беспокоиться", - убежден глава Чечни.
"Честным людям нечего скрывать. У нас все прозрачно, поэтому мы должны спокойно относиться к этой идее, а те, у кого есть проблемы с законом, пусть переживают", - резюмировал Кадыров.
Поддержал главу соседней республики и президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров: "Идея главы СКП может иметь право на жизнь, если будет соответствовать закону и всем нормативно-правовым актам".
С пробами ДНК, по мнению многих медиков, особых проблем возникнуть не должно, если этот процесс будет организован разумно. Сама процедура получения ДНК несложна, однако необходимо задействовать для программы массового забора проб большое количество медпунктов и медиков. Отбор ДНК должен быть бесплатным, и его финансирование ляжет на плечи государства.
Что же касается дактилоскопии то тут все куда проще.
"У нас это называется "играть на рояле" - или "на пианино", - проконсультировал Interfax-Russia.ru подполковник в отставке, бывший работник уголовно-исполнительной системы Павел Аниканов. – На все про все уходит несколько минут. Затраты – бумага и черная краска. Никаких сложностей. Никаких проблем, никаких особых затрат. Сейчас это практикуется не только в системе федеральной службе исполнения наказаний, но и в рядах Вооруженных Сил – причем поголовно. Почему-то правозащитники по этому поводу никаких скандалов не устраивают. Не считают военных за полноценных людей?".
Однако на самом деле, оказывается, что и правозащитники, и жители северокавказского региона возмущены не столько самим процессом дактилоскопии и геномной регистрации, сколько тем, что, так сказать, "полигоном" для обкатки этих процедур выбран именно СКФО.
Так, пресс-секретарь президента Чечни Альви Каримов заявил: никакого негатива бы не было, если бы отпечатки пальцев брали у граждан всей России. Об этом же говорят и уже вышеупомянутые чеченский омбудсмен Нурди Нухажиев и представитель республики в Совете Федерации Зияд Сабсаби.
В свою очередь член Общественной палаты Ольга Костина, в целом понимая необходимость и целесообразность инициативы Бастрыкина, уверена, что нельзя вводить поголовную дактилоскопию и геномную регистрацию насильственно, необходимо посоветоваться с населением, провести референдум.
Однако есть и другие голоса.
"На самом деле предложение Бастрыкина своевременное и крайне необходимое, - заявил Interfax-Russia.ru полковник в отставке, военный писатель Сергей Тютюнник. – Почему отпечатки пальцев и пробы ДНК берут именно на Северном Кавказе? Да потому, что там больше всего терактов, бандиты скрываются под видом мирных обывателей! Что не ясно?! Конечно, база ДНК и отпечатков пальцев создает полный "душняк" для незаконных бандформирований. Это означает неминуемый и достаточно быстрый крах боевиков, террористического подполья".
"Безусловно, база данных ДНК и отпечатков пальцев необходима в масштабах всей страны, - соглашается Тютюнник. – Но давайте начнем хотя бы с Северного Кавказа как с самой нестабильной российской территории. И ничего оскорбительного для граждан в этой процедуре нет. Если они – честные граждане, а не бандиты и уголовники. Честный человек не может выступать против дактилоскопии. Это все равно, что выступать против фотографии в паспорте. Абсурд".
Закон не позволяет
О том, что дактилоскопическая и геномная регистрация не является нарушением прав человека, специально подчеркивается в докладе Александра Бастрыкина: "Использование на законодательной основе геномной информации, в том числе в форме создания соответствующих учетов, осуществляется правоохранительными органами Великобритании, США, Канады, Аргентины и ряда других стран. Формы регистрации совершенствуются, и никто не расценивает ее как нарушение прав".
Это действительно справедливо. Однако справедливо и другое утверждение. В настоящее время законодательство Российской Федерации запрещает подобного рода обязательное получение и использование геномной информации как по всей стране, так и на территории любого из ее субъектов.
"Помимо многочисленных международных конвенций и Конституции, есть как минимум закон "О защите персональных данных", в основу которого закладывался принцип соблюдения прав человека, его собственного достоинства. По этому закону сбор персональных данных возможен только с согласия человека. Основное исключение — оперативно-розыскная деятельность", - поясняет юрист, адвокат Людмила Балеевских.
С коллегой полностью согласен и ростовский адвокат Александр Капустин.
"Действительно, федеральный закон от 27.07.2006 152-ФЗ "О персональных данных" очень серьезно защищает наших граждан от сбора персональных данных без их личного разрешения. С этим приходится нередко сталкиваться. Так, сейчас чрезвычайно популярна так называемая школьная система "электронных дневников" и "журналов". Так вот, любая самая минимальная информация об ученике может обрабатываться лишь с согласия его родителей. И это всего лишь школа. А что говорить, когда речь идет, по большому счету, о судьбе российского гражданина? Наверное, когда-нибудь мы придем к дактилоскопическому учету. Но общество для этого должно созреть", - пояснил собеседник агентства.
Пока же нам остается дозревать до "игры на рояле"…
Обозреватель Александр Сидоров