Interfax-Russia.ru – В Дагестане вновь пытались взорвать грузовой состав.
Дважды за неделю
На этой неделе железные дороги Дагестана громко тряхнуло дважды – в ночь на 29 июня и ранним утром 2 июля. Причем оба взрыва случились не только в одном и том же Карабудахентском районе, но и на одном и том же перегоне – между железнодорожными станциями Манас и Ачи.
Во время июньского теракта (а именно так определили ЧП следственные органы) обошлось без жертв. Взрыв прогремел на пути тепловоза с двумя цистернами воды, поезд сошел с рельсов и повредил полотно. Ремонтная бригада устранила повреждение, и движение на перегоне было восстановлено.
Утреннее происшествие 2 июля, к сожалению, без пострадавших не обошлось. Да и взрыв был несколько мощнее предыдущего.
"Подрыв произошел в 5:25 мск на перегоне Манас-Ачи. С рельс сошли девять вагонов. По предварительным данным, поездная бригада госпитализирована", - сообщили агентству "Интерфакс-Юг" управлении железнодорожной станции "Махачкала" вскоре после ЧП.
Собеседник агентства уточнил, что поездная бригада состоит из машиниста и его помощника. По его словам, взрыв был настолько сильный, что повредил опоры ЛЭП, а вагоны сложились один на другой. В результате было остановлено движение и задержаны два пассажирских поезда Харьков-Баку и Тюмень-Баку, электропоезд Дербент-Махачкала, а также не менее трех грузовых составов.
Вскоре, однако, появилась информация уже о 10, а позднее – о 12 вагонах, сошедших с рельсов. Окончательный итог был подведен в сообщении на официальном сайте Северо-Кавказской железной дороги.
По данным ведомства, в результате подрыва железнодорожного полотна под грузовым поездом с рельс сошел локомотив и 14 вагонов.
"По станции Дербент на 30 минут задержан пассажирский поезд 369 /370 сообщением Баку-Харьков. Отменено движение двух электропоездов", - говорится в сообщении. В готовности к ликвидации последствий происшествия находятся пять ремонтно-восстановительных поездов и более 100 специалистов ОАО "РЖД".
"В настоящее время на данном участке ведутся оперативно-следственные мероприятия. Работы по восстановлению железнодорожного полотна будут начаты после получения соответствующего разрешения правоохранительных органов", - отмечается в на сайте СКЖД.
Саперы и кинологи должны убедиться, что на месте происшествия не заложены другие взрывные устройства. Подобную тактику террористы использовали не раз: когда к месту первого взрыва прибывают сотрудники силовых и правоохранительных органов, приводится в действие еще одна "адская машина", чтобы было как можно больше жертв среди милиции, ФСБ и военных.
Так, ровно года назад, 2 июля, в Карабудахкентском районе Дагестана на переезде "Уйташ" во время проезда по нему ремонтного поезда сработало самодельное взрывное устройство, в результате чего был выведен из строя отрезок железнодорожного полотна длиной 30 см. При осмотре места происшествия один из членов прибывшей на место взрыва оперативно-следственной группы управления ФСБ России по Дагестану капитан Артур Бабаев наступил на вторую мину и погиб.
Похожу тактику использовали бандиты и при взрыве "Невского экспресса" в ноябре 2009 года.
На месте ЧП работает оперативно-следственная бригада, которая пытается установить тип и мощность взрывного устройства.
Много шуму – и ничего
В пострадавших вагонах предположительно находились кондитерские изделия и зерно. Однако вряд ли целью злоумышленников было оставить дагестанских жителей без сладкого. Экстремисты продолжают осуществлять свои ставшие уже традиционными планы дестабилизации обстановки в Дагестане. Их лидеры делают ставку, прежде всего, на "рельсовую войну". Минирование железнодорожного полотна и установка "адских машин" не требуют значительной "живой силы" и позволяют вредить противнику достаточно мобильно.
Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться со статистикой подобных преступлений хотя бы за этот год.
Новый, 2010 год боевики-подрывники попытались отметить 6 января. Правда, тогда им этого не удалось сделать: саперы обезвредили взрывное устройство мощностью 10 кг тротила на железнодорожном полотне на участке между Махачкалой и станцией Талги. Тогда движение поездов временно было приостановлено, но взрывотехникам удалось оперативно обезвредить бомбу: саперы ФСБ с помощью робота-манипулятора разрушили взрывное устройство, а взрыватель обезвредили накладным зарядом.
А вот 10 февраля рядом с железной дорогой на участке Баку - Ростов-на-Дону в черте Махачкалы прогремел взрыв, в результате которого погиб человек - по версии милиции, злоумышленник, пытавшийся заминировать железнодорожные пути.
Вечером 12 февраля на окраине дагестанской столицы - в Кировском районе, недалеко от автотранспортного предприятия N2 рядом с нефтебазой, прогремел новый взрыв. "Адская машина" вывела из строя грузовой состав из 14 вагонов, который следовал порожняком со стороны Дербента. Взрывное устройство было установлено под железнодорожным полотном на участке Махачкала-Порт - Тарки Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги и сработало под локомотивом, в результате чего он и три вагона сошли с рельсов. Электровоз и железнодорожное полотно получили незначительные повреждения.
Также пустой состав взорвали злоумышленники и 11 марта. Можно сказать, преступление оказалось почти абсолютной копией предыдущего: бомба сработала на окраине Махачкалы в районе того же автотранспортного предприятия N2, пострадал тоже пустой состав из 14 вагонов. Из-за взрыва с рельсов сошли, но не перевернулись четыре вагона. Все обошлось без пострадавших.
21 марта в Хасавюртовском районе был обезврежен мощный фугас буквально в нескольких десятках метров от железнодорожного полотна.
Утром 4 апреля железнодорожные пути подорваны в районе села Первомайское, сошли с рельсов восемь вагонов грузового поезда, жертв удалось избежать.
Следующий взрыв прогремел накануне Дня Победы, 8 мая недалеко от города-спутника Махачкалы – Каспийска. "Адская машина" сработала перед электровозом и четырьмя вагонами, никто не пострадал.
Взрывное устройство из пластиковой канистры с ответвленными проводами обнаружили 21 мая на железнодорожных путях в Ленинском районе Махачкалы сотрудники милиции. В связи с инцидентом сорвался график движения поездов "Тюмень-Баку" и "Харьков-Баку".
И вот теперь – два подряд теракта на дагестанской железной дороге за одну неделю.
Две большие разницы
Но есть одна особенность в кавказских "рельсовых войнах". Взрывы на железнодорожных путях в Дагестане и в ряде других республик Северного Кавказа в значительной мере отличаются от терактов, которые сепаратисты и экстремисты устраивают за кавказскими пределами – скажем, от взрывов того же "Невского экспресса". Главное отличие – в жертвах. Как правило, экстремисты стремятся не допустить жертв из числа этнических жителей Кавказа.
Исключение составляет лишь взрыв электрички в Дагестане 24 июля 2005 года близ селения Байрам-Аул (Хасавюртовский район), когда погибла 20-летняя девушка, а три человека получили тяжелые ранения.
В остальных случаях, начиная с 2003 года, на территории кавказских республик в результате многочисленных диверсий на железных дорогах не погиб никто. В то же время в прилегающих регионах, где большинство составляет русское население, дело обстояло иначе.
Достаточно вспомнить два чудовищных теракта, прогремевших в 2003 году на Ставрополье. 3 сентября два взрыва одновременно прогремели в электропоезде "Кисловодск – Минеральные воды". На месте погибли три человека, еще трое скончались в больнице, пострадало более 90 человек.
Через три месяца, 5 декабря, в городе Ессентуки во втором вагоне того же пригородного пассажирского поезда "Кисловодск – Минеральные Воды" сработало еще более мощное взрывное устройство. Тогда погибли 47 человек, травмы и ожоги получили 186 человек.
Другими словами, боевикам невыгодно настраивать против себя коренное кавказское население и плодить "кровников". Именно поэтому теракты на железных дорогах Северного Кавказа носят прежде всего показной, устрашающий характер. Но, по большому счету, подобные акции демонстрируют лишь то, что экстремистское подполье постепенно выдыхается.
Однако это служит слабым утешением. Без активного противодействия со стороны силовых структур экстремисты будут "выдыхаться" слишком долго. Да и не только в силовиках дело. После взрыва "Невского экспресса" 27 августа прошлого года руководство Российских железных дорог обещало изменить ситуацию.
"РЖД всегда уделяли внимание безопасности перевозки пассажиров. После трагического случая в августе 2007 года РЖД были приняты дополнительные меры безопасности", - сообщил журналистам вице-президент РЖД, глава Федеральной пассажирской дирекции Михаил Акулов.
Однако, судя по всему, до Дагестана эти изменения в полной мере пока еще не дошли. Впрочем, то, что многие теракты предотвращают до того, как они произойдут, не может не радовать.
Обозреватель Александр Сидоров