Точка зрения 14 мая 2014 г. 15:47

Полеты наяву

Interfax-Russia.ru – На базе завода "Роствертол" на юге РФ появится вертолетный кластер, который объединит несколько видов производств, а также учебный авиационный центр.

Вертолетная индустрия хорошо развивается в России, и даже политика, по мнению экспертов, не может этого остановить. Так на юге России в скором времени может появиться вертолетный кластер, который объединит в себе несколько производств и позволит создать до 20 тыс. новых рабочих мест.

В преддверии международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2014 заместитель министра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь сообщил журналистам, что в ближайшем будущем стартует создание нового вертолетного кластера в Ростовской области на территории Батайска. Базой для создания кластера послужит ростовский завод "Роствертол", входящий в холдинг "Вертолеты России".

Меморандум по созданию кластера планируется подписать во время Петербургского международного экономического форума, который пройдет 22-24 мая.

"Проект начинался сам по себе как перенос производственной площадки боевых вертолетов из Ростова-на-Дону в Батайск", - пояснил Юрий Слюсарь. Но теперь, по его словам, проект представляет собой более масштабное начинание.

"Есть более амбициозные идеи, связанные с размещением на территории нескольких воинских частей, дислоцированных на окраине Батайска, некоего промышленного центра", - добавил он.

"Его (кластера – ИФ) основой будет промышленная площадка для производства боевых вертолетов. Там будет также ряд начинаний, ему сопутствующих. Помимо окончательной сборки боевых вертолетов мы рассматриваем Батайск как удобную площадку по производству перспективного скоростного вертолета", - сообщил Юрий Слюсарь.

Он подчеркнул, что построить завод по новым технологиям "в чистом поле" было бы правильнее и экономически оправданнее.

На этой же площадке предполагается разместить ремонтный завод, нехватка которого сегодня ощущается на юге России, а также учебный центр по подготовке летного и технического состава. Рядом разместится производство композиционных материалов, используемых в вертолетной технике.

О крупномасштабном проекте стало известно еще в конце апреля, во время визита вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина в Ростовскую область на Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им.Бериева. Тогда губернатор Ростовской области Василий Голубев рассказал вице-премьеру о планах создания нескольких новых производств и заручился поддержкой.

"Предложение донского губернатора состоит в том, чтобы на предприятиях Ростовской области, не только оборонных, разместить производство части агрегатов 2-го и 3-го уровня кооперации. Спасибо нашим коллегам, донским промышленникам. Это предложение будет поддержано. Я дам поручение включить Ростовскую область в список регионов, по которым будет принято приоритетное решение о поддержке их инициативы", - сказал во время визита Дмитрий Рогозин.

"Развитие вертолетного кластера является принципиальным для региона. И для Ростова, и для Ростовской области этот проект является якорным. У нас есть богатый опыт, и "Роствертол" выступит центром развития этой территории. А регион возьмет на себя решение организационных вопросов, связанных с продвижением этого проекта", - заявил, в свою очередь, губернатор Василий Голубев.

Вопросы, связанные с развитием новых производств, донской губернатор также обсудил с министром промышленности РФ Денисом Мантуровым.

Кроме того, глава региона поручил рассмотреть вопрос транспортной доступности кластера.

"Я дал поручение посмотреть сейчас (возможность - ИФ) создания скоростного трамвая туда. Там, по предварительным расчетам, может работать не менее 20 тыс. человек. Это фактически 5 новых заводов и 3 вспомогательных завода для обеспечения этого производства", - сказал Василий Голубев.

По его словам, рассматриваются и другие варианты организации транспортного сообщения между объектами вертолетного кластера и населенными пунктами. Правда, для этого потребуется корректировка сегодняшней транспортной концепции Ростовской области.

Что касается разработки нового перспективного скоростного вертолета, который, предположительно, будут создавать в южном кластере – его концепция будет определена в ближайшие год-полтора, рассказал журналистам замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь.

Программа создания новой машины будет состоять из двух этапов: разработка, сертификация и выход на серийное производство в 2020 году перспективного коммерческого скоростного вертолета, и параллельно работа над научно-техническим заделом, который позволит создавать вертолеты с принципиально новой схемой, материалами, бортовым оборудованием, двигателями и аэродинамическими характеристиками.

Как рассказал глава холдинга "Вертолеты России" Александр Михеев, на данный момент перспективный вертолет находится на стадии эскизного проектирования. Планируется, что он будет весить 12-13 тонн и в будущем постепенно заменит вертолеты семейства Ми-8/Ми-17.

"В настоящее время проводятся консультации с маркетологами и экспертами, а также определение показателей скорости машины", - приводит слова Александра Михеева специализированное агентство "Авиапорт".

"Задачи, которые стоят при разработки этого так называемого "Вертолета-2020" - это прежде всего экономика, он будет проектироваться под рынок, под потребителя, под заданную цену", - сказал Юрий Слюсарь, добавив, что для коммерческих эксплуатантов скорость машины не является приоритетом.

На разработку нового вертолета будет потрачено примерно 7,5 млрд рублей. Средства будут выделяться из федерального бюджета и из средств холдинга "Вертолеты России".

По мнению специалистов, отечественная вертолетная индустрия по-прежнему интересна мировым покупателям. Так, по словам заместителя председателя правления Ассоциации вертолетной индустрии Александра Калачева, парк вертолетов развивается в стране бурными темпами. Вместе с тем, как отметил он в интервью радиостанции "ВестиFM", даже политические события не могут повлиять на сложившуюся в отрасли ситуацию.

Речь идет, в частности, о сотрудничестве с Украиной в области авиационного двигателестроения: в российском правительстве надеются, что политика не отразится на взаимодействии предприятий соседних стран.

"Если нас все эти катаклизмы искусственным образом разделят, я думаю, что ни украинские предприятия, ни российские от этого не выиграют", - заявил Юрий Слюсарь.

По его словам, в России сейчас идет программа импортозамещения, в рамках которой к 2016 году в планах производить примерно 350 вертолетных двигателей в год. При этом потребность холдинга "Вертолеты России" составляет 500-550 двигателей в год.

Кстати, новые заказы в рамках гособоронзаказа в будущем, возможно, получит и Севастопольский авиаремонтный завод. По словам замминистра, это небольшое "мобильное" предприятие, где работает примерно 400 человек.

"Для этого завода с точки зрения задач авиаремонта работы хватит. Сейчас пишем отдельную программу для него", - отметил Юрий Слюсарь.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще