Точка зрения 18 июля 2012 г. 16:24

Понять и простить

Interfax-Russia.ru - Банки, чьи клиенты-заемщики пострадали во время трагедии в Крымске, обещают найти индивидуальный подход к каждому и не исключают возможности списания долгов.

Спустя некоторое время после трагических событий в Краснодарском крае выяснилось, что многие пострадавшие при наводнении имеют кредиты в банках. И, по информации СМИ, некоторые кредитные организации буквально терроризируют несчастных крымчан звонками и sms, требуя погасить образовавшиеся кредитные долги.

Роспотребнадзор отреагировал на эту информацию незамедлительно. "Такого рода требования по отношению к людям, объективно нуждающимся в первую очередь в моральной поддержке и психологической реабилитации, не только циничны сами по себе, но и с юридической точки зрения выглядят несостоятельными", - заявляет ведомство.

"Очевидно, что случившийся катаклизм, приведший не только к человеческим жертвам, но и к последствиям, обернувшимся для многих сотен людей потерей всего нажитого имущества, является тем "форс-мажором", который не может и не должен подвергаться сомнению", - уточнили "Интерфаксу" в пресс-службе Роспотребнадзора.

"Со стороны кредитных организаций в такой момент было бы нелишним, а вполне уместным на основании положений ст.415 Гражданского кодекса РФ объявить о прощении долга всем заемщикам, пострадавшим в результате наводнения в Крымске", - заявили в ведомстве.

Согласно ст. 415 ГК РФ, возможно и частичное списание долга, если его можно разделить. Однако, в любом случае, это можно сделать лишь по обоюдному согласию сторон после подписании соответствующего договора между кредитором и должником.

Представитель Роспотребнадзора также уточнил "Интерфаксу", что сейчас ведомство проверяет информации о том, что от жителей Краснодарского края, пострадавших от наводнения, требуют погасить задолженности по кредитам и накладывают штрафные санкции на неисполненные обязательства.

Между тем, напомнили в ведомстве, согласно п.1 ст. 416 ГК РФ "обязательства прекращаются за невозможностью исполнения, если оно вызвано обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает".

"Специалисты Роспотребнадзора со своей стороны будут оказывать всем жителям, проживающим на пострадавшей территории, необходимую консультационную и практическую помощь по защите их прав, в том числе при необходимости в судебном порядке", - сообщает пресс-служба Роспотребнадзора.

О том, что жители Крымска жалуются на банки и коллекторов, сообщила газета "Известия". Со ссылкой на слова пострадавших издание пишет, что "выбиванием долгов" занимаются банк Celetem, Приватбанк, а также коллекторские агентства.

Все опрошенные Interfax-Russia.ru банки, в свою очередь, заявили о готовности искать индивидуальное решение для каждого пострадавшего клиента. В частности, представитель банка Celetem (входит в группу БНП "Париба") Дмитрий Борщевский подтвердил, что среди клиентов банка действительно есть пострадавшие из Крымска. По его словам, не исключено, что первое время клиентам действительно приходили sms-оповещения: банк еще не располагал информацией о том, кто из клиентов относится к категории проблемных. В настоящее время все эти оповещения отменены, заверил представитель банка.

"Сейчас нам поступают звонки и письменные обращения от клиентов с просьбами отсрочки, их количество растет с каждым днем. Подсчитать их число пока затруднительно. Мы собираем информацию о том, кто из них на самом деле относится к пострадавшим", - сказал Дмитрий Борщевский.

По его словам, банк Celetem готов на реструктуризацию долга и, так же как и прочие кредитные организации, планирует в индивидуальном порядке рассматривать каждое обращение.

Второй банк, на который жаловались крымчане - "Приватбанк". Представители этой кредитной организации даже предлагали, по словам пострадавших, расплатиться с банком материальной компенсацией от государства. В банке опровергли эту информацию.

"Конечно, в банке есть и коллекторская работа по взысканию средств с должников. Она осуществляется по двум направлениям. Непосредственно людьми – коллекторами, и через программные комплексы, которые работают автоматически. Таким образом, у нас получилось, что та часть работы, которую осуществляли люди, была сразу же приостановлена", - заявил в интервью "Эхо Москвы" председатель правления "Приватбанка" Николай Давыдов.

По его словам, на данный момент известно, что 29 клиентов банка пережили стихийное бедствие и им уже отключили все сервисы, связанные с взысканием долгов по взятым кредитам. В случае повторных звонков из банка с требованием погасить долги Николай Давыдов порекомендовал жителям Крымска уточнять фамилию сотрудника и сообщать о подобных звонках в банк.

"Если будут кому-то какие-то звонки, то, первое, это могут быть какие-то мошенники. Я прошу этих людей иметь это в виду, что банк с них ничего на сегодняшний день не взыскивает", - заявил он.

А вот у банка "Хоум Кредит" - 11 тысяч заемщиков среди пострадавших от наводнения в Краснодарском крае. При этом банк готов решать вопросы каждого пострадавшего клиента персонально и сделать все возможное для того, чтобы "облегчить их жизнь".

"Это может быть как реструктуризация и рассрочка, так и полное погашение долга за счет средств банка", - пояснил Interfax-Russia.ru директор южного филиала банка "Хоум Кредит" Дмитрий Маслов.

По его словам, в отдельных случаях, когда кредитный долг будет полностью списан, данная процедура может занять одну-две недели с момента получения официальных данных о пострадавших.

ВТБ-24, в свою очередь, пока затрудняется ответить, сколько его клиентов, взявших кредиты, пострадали при наводнении. "Люди, попавшие в беду, сейчас вынуждены заниматься восстановлением жилья, имущества, уходом за своими близкими. С каждым из наших заемщиков мы готовы обсудить его ситуацию и найти оптимальное решение: предоставить отсрочку по выплатам кредитов, пересмотреть график их погашения и т.д.", - сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе ВТБ-24.

При этом с рядом клиентов - юридических лиц банк уже решил все вопросы и пошел им навстречу.

В свою очередь "Сбербанк" заявил о том, что уже принимает обращения от физлиц о реструктуризации кредитов. "Рассматривается возможность отсрочки по платежам сроком на один год с одновременным увеличением срока кредитования на аналогичный период. Также рассматривается возможность реструктуризации долгов для клиентов юридических лиц", - сообщила пресс-служба "Юго-Западного банка Сбербанка России". Жителям Крымска, оставшимся без документов, банк продолжает выдавать деньги со счетов по справкам удостоверения личности, которые оформляет им администрация Крымска.

Тем временем, департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края планирует провести совещание с представителями банков для того, чтобы определить точное число заемщиков в каждом банке, которые могут претендовать на особые условия погашения взятых ранее кредитов.

Обозреватель Евгения Артемова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще